Обобщение опыта по теме Использование информационо-коммуникационных технологий в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа
Обобщение опыта работы учителя начальных классов
Поправко Татьяны Васильевны
по теме:
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы»
Село Каменский Хутор Климовского района Брянской области
2015
Содержание TOC \o "1-1" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc197233566 \h 31. Основные пути информатизации начального образования PAGEREF _Toc197233567 \h 62. Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах PAGEREF _Toc197233568 \h 113. Пример проведения уроков с применением информационно-коммуникативных технологий PAGEREF _Toc197233569 \h 18Выводы29Список использованной литературы33
Введение«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»
Сократ
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:
интеграция различных предметных областей;
модернизация традиционной системы предметного обучения;
накопление образовательных ресурсов;
освоение учителем современных информационных технологий;
организация личностно-ориентированного обучения;
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. Необходимо научиться использовать ИКТ не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.
Сегодня Министерство образования РФ совместно с национальным фондом подготовки кадров приступило в России к реализации грандиозного проекта информатизации системы образования. В рамках этого проекта предусмотрено создание информационных ресурсов для школьного образования, а также организация межшкольных методических центров ММЦ, которые будут передавать учителям опыт работы с ИКТ и знакомить педагогов с новыми образовательными разработками. Все эти меры должны обеспечить прорыв Российского образования в области информационных технологий.
1. Основные пути информатизации начального образования1.1Целесообразность использования информационных технологий в обучении младших школьников
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
повысить мотивацию обучения;
повысить эффективность процесса обучения;
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
совершенствовать методики проведения уроков;
своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
планировать и систематизировать свою работу;
использовать, как средство самообразования;
качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
1.2Основные направления информатизации начального образования
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием информационных технологий (ИТ) (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
1.3 Возможности использование ИКТ в начальной школе.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9—10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10—11 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
использование готовых программных продуктов;
поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание тестовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде.
Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате, большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
В последнее время стремительно развивается рынок новых информационных технологий. Выходят в свет электронные тематические издания по истории, энциклопедии, альбомы, комплекты мультимедийных презентаций. Все эти средства могут быть использованы в учебном процессе для иллюстративного материала, фонозаписей, тестирования знаний учащихся, поиску заданной информации, организации всевозможных творческих работ. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.
2. Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах2.1Использование компьютеров в учебном процессе
Преподавание в начальной школе языка, математики, естествознания даже в наше информативно насыщенное время часто проводятся «дедовскими» методами, почти при полном отсутствии наглядности.
Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а имобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.
Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.
2.2Формы организации использования ИКТ в обучении
Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
компьютерный класс;
один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
компьютер в библиотеке школы;
один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;
компьютер у учащегося дома.
Компьютерный класс
Основное достоинство такой организационной формы заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности.
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору
В этой организационной форме компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.
Компьютер в библиотеке школы
Данная форма предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.
Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса
Такая форма позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.
Компьютер у учащегося дома
В данной форме, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.
Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные обучающие программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
2.3Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов
Творческие работы на компьютере
Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.
Медиа сочинение - это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов ит. д. выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.
Естественнонаучное исследование
Естественнонаучный исследовательский проект свойственен для начальной школы. Традиционными исследовательскими проектами для нее являются, например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой.
Компьютерное тестирование
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.).
В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв ит. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.
Различные формы использования ИКТ представлены на рис. 1.
Рис. 1. Формы использования ИКТ на уроке
Мультимедийный проектор используется как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий, в частности для презентации научно – исследовательских работ.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть -Internet:
-переписка - разговор из всех частей мира;
-привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
-интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
3. Пример проведения уроков с применением информационно-коммуникативных технологий
Урок с использованием ИКТ
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир.
Тема: Организм человека.
Цели:
познакомить детей с организмом человека;
учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
развивать логическое мышление, память;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные:
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнидеяльности организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулировать её самостоятельно; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание; планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные : понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочей тетради; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; устанавливать причинно-следстенные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение по теме урока
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; слушать партнера по общению и
деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
формирование внутренней позиции на уровне осознания и принятия образа ответственного ученика, мотивов учебной деятельности, личностного смысла учения, установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с системами организма, кроссворд «Организм», карточки с пословицами), макет человека.Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мы закончили изучать большой раздел «Эта удивительная природа». Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.
Откройте учебник на странице 127 и прочтите, какой раздел мы начинаем изучать:
Чему посвящен этот раздел?
Вы хотите быть сильными и энергичными и бодрыми?
Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким?Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
Постановка темы, цели урока.
А что же такое организм человека?
Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Какова тема нашего урока? (Слайд)
Чему мы будем учиться?
Объяснение нового материала.
Что же означает слово «организм»? Ответ поищем в толковом словаре Ожегова. Со словарем работает Маша.
Какое определение подходит к теме нашего урока?
Прочтем что же такое организм человека. (Слайд) Объясните.
Сейчас мы узнаем из каких органов состоит организм человека. (Слайды)
Найдите у себя на столе такой же рисунок и определите, какую из систем организма вы видите на нем?
Подпишите название системы.
Какие органы входят в эту систему, обозначим.
Системы организма: (Слайд)
Нервная
Кровеносная
Пищеварительная
Дыхательная
Опорно-двигательная
Выделительная.
Откуда мы знаем обо всех этих органах?
Какие науки изучают организм человека? (Слайд)
Анатомия – изучает строение тела человека.
Физиология – изучает работу органов человека.
Гигиена – изучает, как сохранить здоровье.
Как вы думаете, всегда ли люди знали, как работают органы? Почему люди болеют?
Раньше церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые-медики тайно выкапывали трупы умерших и, прячась от свидетелей, изучали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на этих знаниях врачи стали помогать больным, стали проводить операции.
А сейчас Гена расскажет вам об одном ученом – физиологе. Что означает слово физиолог? (Слайд)
Сообщение учащегося:
Иван Петрович Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности человека и животных. Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника. В Рязани Иван Петрович учился в духовной семинарии, но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью. В 1890 годы Павлов стал профессором. В 1987 году он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». За него в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.
Давайте немного отдохнем. (Физминутку проводит Саша).
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три , четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать
Для чего Хомка умывался и делал зарядку?
Практическая работа.
Как определить, гармонично ли работает ваш организм?
Мы измеряли свой рост, вес. Величину веса делили на рост в дециметрах и у нас получилось число. Назовите ваши числа. Поднимите карточки с числами.
Если число <3, то вес у вас маловат, если >4, то вы весите много. Если получилось число от 3 до 4, ваш вес нормальный.
А еще по какому показателю можно судить о работе организма?
Вы дома измеряли температуру тела. Поднимите ваши карточки.
Какая температура тела является нормальной?
А зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?
Мозг постоянно регулирует температуру тела, она всегда сохраняется равной + 36,6. При такой температуре организм человека лучше всего работает.
А может температура тела измениться?
Когда это происходит?
А зачем нам надо знать показатели, которые свидетельствуют о работе организма: рост, вес, температура?
Да, человеку их надо знать, чтобы беречь и сохранять свое здоровье. Только здоровый человек радуется жизни по-настоящему. Это подтверждает скороговорка «Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово» (Слайд)
Произнесем эту скороговорку.
О здоровье и нездоровье много пословиц.
Я называю начало пословицы, а вы подбираете продолжение (в парах). (Слайд).
Дал бы Бог здоровья, … (а счастье найдешь)
Здоров будешь, … (все добудешь)
Здоровье не купишь, … (его разум дарит)
Ребенком хил, … (так и взрослым гнил)
Быстрого и ловкого … (болезнь не догонит)
Проверка в парах по ключу.
Домашнее задание.
Читать станицы 129-131. По желанию: придумать сказку или рассказ о здоровье (можно использовать пословицы).
Итог урока
Что такое организм человека?
Проверим как вы запомнили все то, о чем мы сегодня говорили на уроке.
Я показываю орган на макете, а вы вносите ответ в кроссворд. Проверка по ключу. (Слайд)
Будем жить по принципу: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»
Урок-исследование
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема: Наш край .Цели урока:
- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;
- сформировать представление учащихся о родном крае;
- воспитывать любовь к своему краю; бережное отношение к природе края
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиаприставка ,карты России , карты Брянской области, карточки-помощницы, таблицы.
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Сильные учащиеся выполняют задания в карточках (самопроверка)Миша, Маша, Гена
Все выполняют тест по природным зонам( самопроверка, самооценка по слайду)
Тест:
1.Природная зона арктических пустынь расположена..а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
2.Зона тундры расположена …
а) севернее арктических пустынь
б) южнее арктических пустынь
3. Природная зона лесов состоит из ...
а) пяти частей
б) трех частей
в) двух частей
г) одной части
4. Самую большую территорию зоны лесов занимают ….
а) смешанные леса
б) хвойные леса
в) широколиственные леса
5. Лесным исполином называют…
а) благородного оленя
б)лося
в) медведя
6. характерный признак зоны степей - это …
а) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов, лишайников, кустарников
7. В пустыне …
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зимав) ярко выделяются все четыре времени года
Карточки:
Мише-
Исправьте географические ошибки в тексе:
Лесная зона расположена к северу (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие ), чем в тундре. Растительный мир беден (богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный ( хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространенными (редкими ) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является ( является ) домом для растений , животных, грибов.
Гене-
Вставьте пропущенные названия зон:
а) ……………… - это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) ……………… - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы , мхи и лишайники;
в) ……………… - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
3.Сообщение темы, цели урока.
Звучит запись песни « Наш край»
- Почему прозвучала эта песня?
- Так какова тема нашего урока?
- Мы начинаем изучение нового раздела « Родной край – часть большой страны»
О чудесном нашем крае будет разговор
О прекрасном милом крае , где мы все живем.
- О чем будем говорить на уроке?
- Да, мы узнаем какой наш край, где расположен, какова природа края, как живут и чем занимаются люди.
4. Работа над новой темой.
- Сейчас мы более подробно исследуем Брянскую область и попытаемся решить проблему : «Что я могу рассказать иностранцам о моем крае?»
- Как вы считаете , есть ли какие-то факты об области, которые будут интересны иностранцам?
- Выдвиньте свою гипотезу и обозначьте её в таблицах, попробуем ее доказать.
- Исследовать мы будем по плану:
1. Название области.
2. Положение области на карте.
3.Экономика области.
4. Природа области.
5. Охрана окружающей среды в нашем крае.
-Работать будем в группах: группа «Географы», группа «Экономисты», группа «Натуралисты». Работать будете с картами и дополнительной литературой. У каждой группы есть план работы или вопросы, на которые вам нужно ответить. Работаем с различными источниками информации и заполняем карточки-помощницы.
Карточка-помощница для первой группы:
Брянская область расположена на ….. ( Восточно-Европейской равнине), в зоне …( лесов), в …. (умеренном) тепловом поясе. Она находится в …. (западном ) направлении от Москвы. Главный населенный пункт области – город …( Брянск). Соседи области: государства….. ( Украина , Белоруссия), области …. (Смоленская, Тульская. Орловская, Курская, Калужская). Карточка-помощница для второй группы:
В Брянской области развиты отрасли сельского хозяйства, такие как …(земледелие, животноводство). Выращиваются такие культуры ,как …(зерновые, сахарная свекла и другие). В области значительные запасы таких полезных ископаемых, как ..(торф, песок, глина, мел). Ведущими отраслями промышленности являются….. ( машиностроение, пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, стекольная промышленность и другие).
Карточка-помощница для третьей группы:
Большая часть Брянской области лежит в …. ( лесной) природной зоне. Чаще встречаются такие породы деревьев как …(ель , сосна, береза, дуб). В области встречаются разнообразные травянистые растения…. ( подорожник, одуванчик и другие). В лесах области обитают животные.. .. ( заяц-русак, лисица, хорек, лось, белка, грызуны) и различные виды птиц …. (клест, воробьи, синицы, поползень и другие). Также в области есть исчезающие виды растений и животных ….( зубр, венерин башмачок и другие).
- Проверим, какой материал об области вы собрали ,зачитаем текст , который получился у вас в карточках.
- Текст первой группы.
- Обратимся к административной карте России.
- Найдите территорию, где мы живем.
- Где расположена Брянская область ?- Какой город является главным в нашей области?
- Кто наши соседи?
- Каков наш край в сравнении с соседями?
- В какой природной зоне, тепловом поясе мы живем? (карта)
- Познакомимся с картой Брянской области. ( на доске, на партах)
- Перечислите известные вам города, реки, населенные пункты.
- Найдите поселок , в котором мы живем.
- Сделаем вывод, занесем в таблицу.
Область исследования Выводы
Географическое положение Экономика Природа края ФизминуткаПо родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас – зеленый луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
-Текст второй группы.
- Богата ли наша область полезными ископаемыми? ( карты )
- Покажите месторождения.
- А какие полезные ископаемые есть на территории нашего поселка?
- Какие отрасли сельского хозяйства развиты в области?
- Какие отрасли промышленности являются ведущими?
- Сделаем вывод, занесем в таблицу.
- Текст третьей группы.
- Какие животные и растения встречаются на территории области?
- Есть ли исчезающие виды?
- Сделаем вывод, занесем в таблицу.
- Если есть в области исчезающие виды растений и животных, то они должны охраняться. Поэтому в области создан заповедник «Брянский лес». О нем расскажет Маша.
Сообщение:
Заповедник «Брянский лес» основан в 1987 году, расположен на территории Суземского и Трубчевского районов Брянской области. Заповедник находится на границе с Украиной. Брянский лес – единственное место в Европе , где встречаются все 10 видов дятлов. Сотрудниками заповедника издается эколого-просветительская газета «Заповедный край», которая бесплатно распространяется среди библиотек и учебных заведений Трубчевского и Суземского районов.
Видеосюжет о заповеднике.
- А как вы оцениваете экологическую ситуацию в области ?- О экологической ситуации в области расскажет Гена.
Сообщение:
Природные условия для жизни населения в области благоприятные. Экологическая ситуация осложняется главным образом загрязнением атмосферы, вод, сельскохозяйственным загрязнением почв, на юго-западе радиоактивным загрязнением из-за аварии на Чернобыльской АЭС
- Как мы видим , природа в области загрязнена. А что можем сделать мы , чтобы экологическая обстановка в области стала хотя бы немного лучше?
5. Закрепление нового материала.
- Сделаем вывод о нашем крае по таблице цепочкой.
- Вернемся к проблеме урока. Вспомним, как она звучала. Какие гипотезы вы высказали?
- Поменялось ли ваше мнение к концу урока?
- Как ответите на этот вопрос теперь?
6. Домашнее задание.
Рассказ по таблице, по желанию сочинение о нашем крае.
7.Итог урока.
- Понравился вам урок или нет? Если да – то прикрепите на доску солнышко, если нет – то тучку. Объясните свой выбор.
ВыводыИспользование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся.
В начале учебного года, в 2012 -2013, с учениками своего класса я провела исследование свойств внимания: устойчивости и концентрации (тест Бурдона). Этот же тест я провела с теми же детьми в 2013-2014 учебном году. Результаты тестирования видны на диаграмме.
В результате , благодаря ИКТ в учебном процессе, большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроках компьютерных жестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Список использованной литературыКОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.
Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
«ИТО-РОИ-2007» — Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». mhtml:fiie//F:\Публикации
И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации
Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org