МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕОсманова Эльмира Загидовнаучитель истории и обществознания
Использование видеоматериалов в учебном процессе
Современный уровень преподавания предметов гуманитарного цикла накладывает на преподавателей истории большую ответственность. Мы должны не только стараться вызвать у учащихся устойчивый интерес к истории и воспитывать чувство патриотизма, но и вырабатывать у учащихся умение обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы, факты, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутри предметные связи), определять, формулировать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять оценочные суждения, выполнять исследовательские работы.
Решение этих задач невозможно без использования современных информационных технологий. Не секрет, что значительная часть современных молодых людей живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера.
Использование художественных видеоматериалов в процессе преподавания истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями.
В нашу учебную деятельность уже прочно вошёл метод проектов, выполнение которых практически всегда сопровождается презентациями. Так почему же электронные образовательные ресурсы так прочно вошли в нашу жизнь? Мне кажется, что электронные образовательные ресурсы обладают рядом преимуществ перед остальными. Прежде всего, ЭОР расширили и главное упростили и ускорили доступ к нужной для нас информации. Благодаря электронным ресурсам мы можем продемонстрировать учащимся прекрасный наглядный материал и не только тот, что находится в учебниках, а тот, что будет отвечать целям и задачам наших занятий. ЭОР не заменимы при самостоятельной работе учащихся. Преподавателям ЭОР позволяют копировать и тиражировать не только необходимую информацию (различные исторические источники), но и контрольно-оценочные задания (тесты).
Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, у них можно отметить один очень серьезный недостаток - отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает. Кроме того, учебники истории часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому учащийся находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это в кинофильме, видеоролике, всё это останется для него только звукосочетанием, абстракцией.
Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений).
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет:
сделать занятие более интересным, погрузить учащихся в атмосферу какой-либо эпохи;
соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.
Благодаря современным ЭОР найти любой фильм на историческую тему и выбрать из него необходимый отрывок не составит большого труда, а использование видеоматериалов на занятиях часто превосходят ожидаемый результат. Какие виды видео материалов существуют, как и для чего их можно использовать на уроках?
Виды видеоматериалов:
Художественные фильмы,
Документальные фильмы,
Образовательные фильмы.
Цели использования видеоматериалов в учебном процессе:
Активизация интереса к предмету;
Обеспечение наглядности в учебном процессе;
Создание не только образного представления о событии или явлении, но и передача душевного и эмоционального настроя.
Варианты использования видеоматериалов в учебном процессе:
Иллюстрация к рассказу учителя;
При объяснении нового материала (видеоматериал содержит новую для учащихся информацию, дополняющую объяснение преподавателя);
Для проверки знаний (после просмотра учащиеся должны ответить на вопросы или выполнить задания на основе просмотренного и уже известного материала);
Для закрепления изученной темы (ответить на вопросы после просмотра материала на изученную тему).
5.
Примером использования видеоматериалов при объяснении новой темы может служить пример использования отрывка из фильма «Звезда пленительного счастья» и последующие вопросы:
Какие гвардейские части принимали участие в восстании на Сенатской площади?
Как офицеры- декабристы объясняли солдатам цель восстания?
Находили ли призывы декабристов понимание и у простого населения столицы?
Почему Николай I просил обратиться к восставшим генерал- губернатора Санкт- Петербурга графа Милорадовича?
Кто из декабристов произвел выстрел, смертельно ранивший генерала Милорадовича?
Демонстрируя отрывок из фильма, мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо предаём эмоции, чувства, одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции.
История - предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача -
воспитывать учащихся через совместное сопереживание с участниками исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационнокоммуникативных технологий.