Доклад по теме самообразования Формы работы с детьми младшего школьного возраста по формированию познавательных способностей
Доклад по теме самообразования «Формы работы с детьми младшего школьного возраста по формированию познавательных способностей»
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей «МОК №2» г. Воронежа Бавыкина И.Е.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. [1, стр.94 ]
Начальная школа- особая ступень в образовании. Как сказал великий педагог В.А. Сухомлинский, «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Поэтому перед педагогами начальной школы встает сложная задача: помочь ребенку сформировать такие личностно значимые компетенции, которые позволили бы ему успешно адаптироваться в социуме и в тоже время сделать так, чтобы ребенок не утратил интерес к учению.
Основными требованиями ФГОС является системное развитие учащихся, т. е. формирование наряду с предметными умениями личностных и метапредметных.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Формирование познавательных способностей у ребенка младшего школьного возраста является очень важным фактором, так как в этом возрасте ведущим видом деятельности является учебная. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под его влиянием приобретают особую активность и направленность. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса, – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, задавать вопросы своим товарищам и учителям, рецензировать ответы товарищей, помогать отстающим, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий. Как достичь этого? Без хорошо продуманных методов и форм работы трудно это сделать. Применение в работе некоторых активных методов обучения приносит свои положительные результаты.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Активные методы обучения применяются на всех этапах урока: организация работы класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока.
Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа занятия.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Знакомство», «Мой цветок».
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие игры способствуют установлению определенного эмоционального настроя у учеников в самом начале урока, создают благоприятную психологическую атмосферу в классе.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Это такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Лето-осень», «Воздушные шарики», «Гроза-солнце». Для того, чтобы применить, например, метод «Дерево ожиданий», нужно взять лист ватмана с нарисованным на нем большим деревом, 2 набора листочков. Это могут быть стикеры двух цветов. На одних листочках ученики пишут свои ожидания от урока, а на других свои опасения, которые прикрепляют на разные стороны кроны дерева.
Ожиданий и опасений может быть несколько. К их числу относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителя и одноклассников, степень сложности изучаемого материала. Для каждого ученика это индивидуально. Они позволяют учителю лучше понять класс и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Ученикам данный метод позволяет почувствовать себя участниками процесса, а не сторонними наблюдателями.
Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, хорошо применим прием «Корзина идей», «Мозговой штурм». Вначале учитель выясняет, что известно ребятам по теме. Каждый вспоминает и записывает в тетради. Это можно делать устно. Далее ученики называют по 1 сведению или факту по теме, но не повторяясь. Учитель записывает на доске, даже ошибочные мнения. Все неточности исправляются по мере освоения новой информации. Например, при изучении темы «Части речи» на уроке русского языка в 4 классе ребята сначала вспомнили, что части речи различаются по общему значению (обозначают предмет, признак предмета, действие предмета), по основным грамматическим значениям (род, число, падеж, время), а затем в ходе дальнейшей работы нашли различие их по роли в предложении.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Это тоже можно сделать при помощи активных методов. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время обсуждения поднимаются карточки определенного цвета, чтобы выразить согласие или несогласие), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект двумя-тремя предложениями). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Кластер». Метод «Кластер» позволяет систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.Метод «Творческая мастерская» применяется мною на уроках литературного чтения и окружающего мира. Я работаю по программе «Перспектива». В комплект учебных пособий по литературному чтению входит Творческая тетрадь под редакцией Т.Ю.Коти. Материал тетради развивает у учащихся творческие способности, помогает создавать собственные литературные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Специальная рубрика в тетради «Творческое задание» позволяет развивать у ребят образное мышление, рассказывать о своих впечатлениях о прочитанном, доказывать правоту суждений, основываясь на примерах из своей жизни и жизни литературных героев, учат эмоциональному сопереживанию. Например, при знакомстве со стихотворением Е.Благининой «Папе на фронт» в Творческой тетради предлагается задание- представить себе, что ждете отца с фронта и написать ему письмо. В рубрике «Мастерская писателя» ребята сочиняют сказки, дописывают сценарии, создают свои рассказы по определенной теме, защищают проекты.
На уроках литературного чтения также использую другие виды работ. Дети составляют отзывы о прочитанных произведениях, ведут читательские дневники, инсценируют произведения. Например, изучая произведение М. Горького «Воробьишко», ребята сами распределили роли, сделали костюмы и показали спектакль ученикам другого класса.
Одним из видов работ является составление синквейнов. Синквейн- прием технологии развития критического мышления. В переводе с французского означает «пятистрочье», т.е. это стихотворение из 5 строк. Правила составления его просты.
Правильно составленный синквейн имеет выраженную эмоциональную окраску. Составлять его нравится всем. Применение данного приема в работе позволяет пополнить словарный запас детей, развивает речь, мышление, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, учит краткому пересказу, способствует контролю и самоконтролю. Помимо использования синквейнов на уроках литературы их можно применять и на других занятиях, даже в работе с дошкольниками.
Практически на каждом уроке использую такой вид работы, как работа в паре. Это взаимопроверка, составление вопросов для соседа, изготовление дома карточек с заданием для другого. Дети сочиняли свои считалки, стихи, небольшие рассказы, работая в паре. Такие виды работы на уроке способствуют преодолению авторитарного стиля общения между учителем и учеником. Работу на уроке стараюсь организовать для всех типов учащихся, т.е. предлагаю дифференцированные задания.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Активные методы - «Роботы», «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие помогут отдохнуть несколько минут. Эффективно и грамотно завершить работу на уроке, подвести итоги внеклассного мероприятия можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Письмо самому себе».
Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
В настоящее время в начальной школе широкое распространение получил метод проектной деятельности, который позволяет не только активизировать процесс познания, но и играет большую роль в формировании коммуникативных навыков, таких как сотрудничество, умение работать в одной команде; развивает чувство ответственности. В своей работе данную технологию я начинаю использовать уже в 1 классе. Например, дети создают свою «Азбуку», книжки-малышки, коллажи. Очень удобно использовать этот метод на уроках окружающего мира. Работая над проектом, ребята учатся сотрудничать, давать самооценку, принимать свои решения, учитывать другую точку зрения Проведение диалогов, диспутов, нестандартных уроков позволяет развивать коммуникативные качества у детей. В работе стараюсь использовать проблемное обучение, предполагающее исследование тех или иных жизненных ситуаций. Это воспитывает нужные для современного человека такие качества, как способность конструктивно мыслить, отвечать за принятые решения.
Считаю, что для достижения воспитательного эффекта урока необходимым условием является актуализация личного социального опыта учеников. Каждый ребенок представляет собой неповторимую личность. Активное развитие человека происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой он является. Особое значение в этом смысле представляет младший школьный возраст. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе у них формируется отношение к педагогам и сверстникам, образованию в целом, вырабатываются основы их социального и гражданского поведения. Это обуславливает актуальность проблемы формирования психологического климата в начальных классах Как свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).В современной психологической науке под СПК понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Анализ психологической литературы показал, что благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала, а также позволяет снять напряженность, стресс, которые разрушают здоровье детей. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью в положениях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.[2]Поэтому знание о способах формирования положительного социально-психологического климата и поддержания его является необходимым и актуальным для учителя начальных классов. Для достижения хорошего результата важно, чтобы между педагогом и учеником установилось не просто взаимопонимание, а отношения, основанные на доверии. Здесь играет большую роль стиль общения, который должен быть демократическим, а форма отношений между учеником и учителем – деловое сотрудничество. В своей педагогической деятельности придерживаюсь некоторых правил, которые мне помогают:
1.Уважайте личность ученика.
2.Искренне проявляйте чувство эмпатии к ученику.
3.Дайте почувствовать ребенку, что он защищен, а вы верите в него.
4.Будьте справедливы, умейте признавать свои ошибки.
5.На уроках чаще создавайте ситуацию успеха, подбадривайте ученика. Одобрение действует сильнее порицания.
6.Старайтесь поддерживать в классе непринужденную рабочую обстановку, которая позволяет свободно высказывать свое мнение, не боясь быть осмеянным.
Благополучный социально-психологический климат в классе выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими учениками, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Для этого нужен индивидуальный подход к каждому ребенку, доброжелательное отношение, создание условий для сотрудничества.
Главное, чтобы никто на уроке не оставался равнодушным. В этом, на мой взгляд, и состоит смысл педагогического труда.
Литература:
1.Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа, 3 издание, Москва «Просвещение», 2011г. - 203 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение 2011. – 33 с.
3. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
4.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
5.Леонтьева Е.М. Исследование возможностей влияния учителя начальной школы на психологический климат класса. -М.МПГУ 2008. – 176 с.