Методическая разработка урока-конкурса Моя профессия — мое будущее для специальности 38.02.07 Банковское дело
ЧПОУ «Ставропольский кооперативный техникум»
Отделение «Экономики и технологии»
Чемпионат профессий «Весна специалиста - 2017»
Методическая разработка урока-конкурса
«Моя профессия – мое будущее»
Специальность: 38.02.07 Банковское дело
Преподаватели: ЧПОУ «Ставропольский кооперативный техникум»
г. Ставрополь, Ставропольский край
Поляшова Анна Сергеевна
Ильчук Александра Николаевна
Ставрополь, 2017
План проведения урока-конкурса
в рамках Чемпионата профессий «Весна специалиста - 2017»
Отделение «Экономики и технологии»
Специальность 38.02.07 Банковское дело Курс – 2
Вид мероприятия – учебно-воспитательное с приглашением специалиста
Дата проведения: _____________
Место проведения: ______________________
Группа: _____
Дисциплины: «Бухгалтерский учет», «Организация бухгалтерского учета в банках», «Финансы, денежное обращение и кредит», МДК «Организация безналичных расчетов»
Ведущие цели урока-конкурса: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении дисциплин и профессиональных модулей; умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность к деталям, формировать интерес к деятельности банковского работника, развивать уверенность в себе, формировать уважение к мнению своих коллег, формировать потребность в самосовершенствовании.
Этапы проведения урока-конкурса:
1 этап – конкурс – приветствие (визитная карточка):
- капитан представляет членов команды, ее название, девиз;
- команды приветствуют жюри и соперников, зрителей;
- жюри оценивает креативность идеи, оригинальность представления, артистичность весь этап по 5-ти бальной системе.
2 этап - конкурс – «Угадай-ка!» (ответы на вопросы по категориям)
Оценивается:
- за каждое правильно отгаданное слово присваивается балл, соответствующий категории.
3 этап – конкурс – «БИАТЛОН»
- жюри оценивает оригинальность, силу и актуальность шутки, юмор по 5-ти бальной системе.
4 этап - конкурс – «Блиц-турнир»
Жюри присваивает за каждое отгаданное слово – 1 балл.
Ход урока-конкурса:
Звучит фоновая музыка
1. Организационный момент
1.1 Вступительное слово ведущего
1.2 Презентация конкурса
Ведущий 1
Добрый день дорогие участники конкурса, жюри, болельщики и гости! Сегодня, в рамках Чемпионата профессий «Весна специалиста - 2017» проводится урок-конкурс «Моя профессия - мое будущее».
Ведущий 2
Без денег жить не может этот мир, как человек не может без надежды. И древняя профессия – банкир, сегодня актуальна, как и прежде. Пройдут года, изменится наш мир, исчезнуть могут города и страны, но древняя профессия – банкир, на службе людям будет неустанно.
Ведущий 1
Лидирующая и модная профессия банкира в настоящее время характеризуется не только большим запасом знаний, но и расширяет диапазоны сфер деятельности.
На деле же банкир - это многогранный специалист, отличающийся склонностью к прогнозированию и аналитическим складом ума.
2. Представление участников конкурса
Ведущий 2
Сегодня между собой будут соревноваться две команды - умных, находчивых, дружных и любознательных студентов. Поприветствуем их! Команда – «Банкиры» и команда соперниц – «Бум Банк».
3. Представление членов жюри
Ведущий 1
Сегодняшний конкурс будет судить очень компетентное жюри в составе:
-
-
-
4. Информирование о порядке проведения урока-конкурса
Ведущий 2
Урок-конкурс состоит из нескольких этапов:
1 – Приветствие команд (визитная карточка)
2 – «Угадай-ка!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
3 – «БИАТЛОН»
4 – «Блиц-турнир» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
5. 1 Конкурс – «Приветствие»
Ведущий 1
Наш первый конкурс - это «Визитная карточка». Это конкурс приветствий представителей команд, в нем обязательно должно быть: название команды, информация об участниках, эмблема. На сцену для приветствия приглашается команда «Банкиры».
Фоновая музыка - выход мальчиков
«Банкиры»
Здравствуйте!
Я приветствую всех участников сегодняшнего конкурса.
Вы нас не ждали, но мы все равно пришли,
И лучше повода мы не нашли.
Мы не знаем, сколько завтра будет стоить курс,
Экономику мы тянем, а значит ну и пусть
Вау! – все говорят при виде нас.
И мы себя представим сейчас.
Знакомьтесь, Дмитрий – будущий контролер Сберегательного банка, на него возложено быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов, самостоятельное выполнение банковских операций.
Ратмир – будущий специалист Сбербанка, считает, что в работе банкира важны результаты его интеллектуальных размышлений, но при этом физический труд не исключается.
А это – Андрей, в перспективе менеджер отдела сбербанка, важным для него являются не материальные составляющие, а четкая стратегия отдела, конкретные цели и реалистические ожидания.
Поприветствуйте – это Роман, по окончании «кооптеха» - главный специалист банка, считает, что у него достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице.
А вот и капитан команды, самый успешный кадр – Марат – управляющий отделением банка. Умный, целеустремленный, неустанно грызет гранит науки, готов работать за финансовые вливания в виде денежных ассигнаций.вообщем это не так важно, встречайте команда «БАНКИРЫ»!
Мы на страже финансовых дел,
Вот такой у банкиров удел –
Все понять, посчитать, рассчитать,
Дать совет, деньги дать, деньги взять
В экономике каждой страны
Безусловно, банкиры важны!
Ведущий 1
Команда «Банкиры» представила свою визитную карточку, и мы приглашаем со своим приветствием команду соперниц «Бум-Банк».
Фоновая музыка - выход девочек
«Бум Банк»
Каламбия Пикчерз Вам представляет
Что в нашем банке такое бывает
Как мы работаем, как отдыхаем
Что мы умеем, о чем мы мечтаем
Наш конкурент даже не представляет
Как «Бум Банк» победить их мечтает.
Наша команда представляет банк будущего – «Бум Банк»
- Почему мы выбрали банк будущего – «Бум Банк»?
- Потому что, помимо ряда действующих банков, которые оказывают стандартный набор операций, а именно
- Рассчетно-кассовое обслуживание
-Кредитование
- Депозитные операции
- Наш банк
- Молодой
- Креативный
- Перспективный
- Захотел на Мальдивы – пришел в «Бум Банк»
Звучит минус – Лаурита «Новое поколение»
«Бум Банк»
Откиньте прочь все свои сомнения, и выбирайте нас тут и там.Ведь мы иное поколенье, мы будущего банк.Наш путь не легким будет все же, нет ничего для нас дороже,
Но тем не менее есть одно - мы будущего звено!!!
Припев:Новое, новое поколение, мы прорубаем свое течение.Бьемся об скалы на гребне волны, - мы будущее страны!Новое, новое поколение, мы выдвигаем свои решения.Бьемся об скалы на гребне волны, - мы будущее страны!
5.1 Подведение итогов 1 конкурса, выставление оценок жюри
Ведущий 2
Итак, первый конкурс сыгран, и мы просим членов жюри оценить выступление участников (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
6. 2 конкурс «Угадай-ка!»
Ведущий 1
Второй этап нашего конкурса называется «Угадай-ка!». Основной процесс в конкурсе – это ответы на вопросы по определенной категории. Их пять: 1) Термины; 2) Денежные единицы; 3) Формулы; 4) Даты и основатели; 5) Центральный банк РФ.
Поочередно каждый участник команды открывает ячейку любой тематики и отвечает на вопрос, баллы за правильный ответ присваиваются согласно выбранной категории. Например: Термины – за 3, за правильный ответ участнику присваивается 3 балла, если участник отвечает не правильно, то он не получает ни одного балла и открытая им ячейка становится не доступной. На столах у команд имеется распечатка с категориями и ячейками, просьба самостоятельно вычеркивать открытые участниками ячейки, чтобы не повторяться. Если участник затрудняется дать ответ, возможность ответа переходит команде, в случае если команда не дает правильного ответа, ход переходит соперникам. Итак, мы начинаем
Презентация с ячейками
Ведущий 2
Пока жюри подсчитывают итоги конкурса, мы ознакомимся с основными банковскими операциями, которые весьма актуальны сегодня, а также узнаем, как добиться успеха в карьере и стать настоящим профессионалом своего дела.
С докладом выступают студенты
6.1. Подведение итогов 2 конкурса, выставление оценок жюри
Студент 1
Студент 2
Основные банковские операции
Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору.
Благодаря использованию современных информационных технологий за последние годы в Российской Федерации существенно увеличились объемы, спектр и качество предлагаемых банком продуктов, операций и услуг. Современная банковская система в своей практике использует широкий перечень традиционных и новых, перспективных операций.
Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг организациям и населению.
Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств физических лиц и организаций.
Банки имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности (кредитование);
- открытие и ведение банковских счетов клиентов.
Кроме перечисленных к банковским операциям относятся:
1) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
2) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
3) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
4) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
5) выдача банковских гарантий.
6) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Все банковские операции делятся на активные и пассивные.
Пассивные операции – это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка. Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счет собственных и привлеченных средств.
Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке финансовых ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики в дополнительных оборотных и инвестиционных средствах.
Привлеченные средства формируются посредством привлечения кредитов и займов, полученных от других юридических лиц, депозитных операции, а также выпуска ценных бумаг.
Активные операции – это операции по размещению собственных и привлеченных средств банка для получения прибыли. От качественного осуществления активных операций банка зависят ликвидность, доходность, следовательно, и финансовая надежность и устойчивость банка в целом. Активные операции банка в зависимости от их экономического содержания делятся на кредитные или ссудные, инвестиционные, гарантийные, а также операции с ценными бумагами. Основу активных операций составляют кредитные операции.
Гарантийные операции – операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий.
Профессия банкира относится к одной из старейших.
Быть банкиром это выгодно, престижно, интересно.
Хочу поделиться с Вами основными мыслями из этой статьи. Кто знает, может быть, эти советы и рекомендации помогут Вам построить блистательную карьеру в банковской сфере.
1. ЗНАЙТЕ ПРОДУКТ!
Очень важную роль для построения успешной карьеры в банке играет знание счетов, кредитных карт, вкладов и всех остальных банковских продуктов. Причем не поверхностное знание, а глубокое, как говорится, продукты надо знать «вдоль и поперек». Ваши клиенты должны быть уверены, что их деньги находятся в «правильном месте» с самыми оптимальными и подходящими для их конкретной ситуации условиями обслуживания. Для того чтобы быть для клиента настоящим проводником в мире финансов и «успешным банкиром», Вам необходимо ознакомиться с тонкостями каждого банковского продукта и определить, какой продукт максимально соответствует профилю клиента. Отличное знание продуктовой линейки сэкономит и Вам, и Вашему клиенту много времени во время консультации, а Вы в свою очередь будете выглядеть настоящим профессионалом в глазах клиента.
2. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К КЛИЕНТУ!
В буквальном смысле старайтесь уловить все детали, которые важны для клиента и которые они Вам озвучивают во время общения. Это необходимо для того, чтобы Вы могли дать клиентам правильные рекомендации. Малейшее недоразумение и упущение даже самой незначительной информации и клиент уйдет из Вашего офиса с неоптимальными для себя продуктом. А если продукт клиенту не подходит это может иметь разные последствия: клиент будет уплачивать дополнительные комиссии и постепенно разочаровываться в услугах Вашего банка и Вашем профессионализме.
3. УЧИТЕСЬ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ!
Вряд ли каждый клиент собирается оформлять ИДЕАЛЬНЫЙ продукт. Насколько продукт будет идеальным для клиента зависит от Вас, как от хорошего банкира. Творчески подойдите к консультации, и, возможно, даже несовместимые на первый взгляд банковские продукты станут идеальным решением для клиента в его конкретной ситуации. Ваша задача удовлетворить потребности любого клиента, который пришел в Ваше отделение банка.
4. БУДЬТЕ В ТРЕНДЕ!
Финансовый мир постоянно меняется. Порой мы даже не успеваем следить за всеми тенденциями. Но Вам нужно быть в курсе изменений, происходящих в Вашем городе, в стране и даже в мире. Вы должны быть в состоянии сделать предложение для Ваших клиентов, отражающее текущее состояние финансового рынка. Ни в коем случае не обеспечивайте Ваших клиентов устаревшей и неактуальной информацией. Это может очень дорого стоить и Вам, и Вашим клиентам.
5. БУДЬТЕ ДОСТУПНЫ!
Финансы клиентов это очень личная тема. Вы должны быть для своих клиентов человеком, с которым они могут абсолютно честно и искренне обсуждать даже самые щепетильные финансовые вопросы. Вы должны знать их финансовую историю, чтобы грамотно и полноценно проконсультировать их, и быть авторитетным «банкиром», чтобы они прислушивались к Вашим советам.
Ведущий 2
Второй этап конкурса состоялся, и мы просим членов жюри объявить результаты.
7. 3 Конкурс «БИАТЛОН»
Ведущий 1
А сейчас мы приглашаем команды к участию в 3 конкурсе под названием «БИАТЛОН» - это конкурс текстовых шуток по специальности и харизмы фронтменов команды; их подачи, умения привлечь внимание аудитории и правильно расставлять интонации при чтении текстового юмора.
Правила довольно простые – команды читают по одной шутке поочередно. За каждую удачную шутку команде присваивается – 1 балл, максимальное количество баллов по конкурсу – 5.
«Бум Банк»
І.
- У Вас есть свой счет в банке
- Да, есть, только не в мою пользу.
ІІ.
Захожу в банк, а там реклама:
«Мы доверяем своим клиентам»
А ручку то к столу привязали
ІІІ.
Всех денег не заработаешь,
Часть все равно придется взять в кредит.
ІV.
Звонила в прощенное воскресенье в банк
- Кредит так и не простили.
V.
Разговор в банке:
- Вы знаете, я хочу сделать небольшой бизнес
- Что ж, купите большой и просто немного подождите.
«Банкиры»
І.
Диалог с клиентом:
- Кредит оформлен на Вас?
- Нет, на холодильник.
ІІ.
Один приятель говорит другому:
- Ты знаешь, у меня есть много денег на счете в банке.
- Так это же очень хорошо!
- Только есть один минус
- Какой?
- Перед первой цифрой.
ІІІ.
- Пап, пап, а на нас отразился финансовый кризис?
- Нет сынок, отразился он только на тех, у кого много денег,
- А нам просто – конец!
ІV.
Один банковский работник звонит другому:
- Привет
- Привет
- Как дела?
- Отлично!
- Ой, извините, я, наверное, не туда попал.
V.
Пожарник Иван стоял и бездействовал,
Банк горел – кредит гасился.
7.1. Подведение итогов 3 конкурса, выставление оценок жюри
Ведущий 1
Мы завершили «БИАТЛОН», уважаемые жюри мы ждем ваших оценок.
8. 4 Конкурс «Блиц-турнир»
Презентация с вопросами-загадками
Ведущий 2
Объявляется финальный конкурс «Блиц-турнир», этот конкурс предполагает быстрые ответы на вопросы-загадки. За каждое отгаданное слово участнику присваивается 1 балл. Начнем с команды «Бум Банк».
Подведение итогов 4 конкурса, выставление оценок жюри
Ведущий 1
Четвертый финальный этап конкурса состоялся, просим членов жюри выставить свои оценки.
9. Подведение итогов урока-конкурса (индивидуальный и командный зачет)
Ведущий 2
Пока жюри подводит итоги всего конкурса, давайте просмотрим видеоролик «Самые дорогие современные монеты России».
Ведущий 1
Грамотные люди считают, что самые дорогие монеты современной России представлены в виде экспонатов в каком-нибудь музее. Остальные считают, что эти монеты – редкость, которая не водится в обычном кошельке. И что, наверное, их аверс – не что иное, как страница истории, отчеканенная из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Лишь истинный ценитель присмотрится к каждой монете, оказавшейся на его ладони. Дорогостоящий экземпляр можно найти среди обыденных пятаков 2000-х годов, главное – настойчивость и внимание. Давайте посмотрим
Видеоролик на тему «Самые дорогие современные монеты России»
10. Награждение
Ведущий 2
Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов конкурса и вручения грамот.
11. Заключительное слово ведущего
Ведущий 1
Вот и подошел к концу очередной конкурс в рамках смотра профессий, и завершим мы его сегодня песней о банкирах.
Звучит минус песни «Банкиры»
Группа
«Банкиры»
1.
В экономике мы профи, на реформы не глядим.
Капитал свой населенье, доверяет нам одним
В депозитах и кредитах равных нам покуда нет,
Доверяют нам клиенты копить деньги и успех
Припев:
Мы известные банкиры, деньги рубим день за днём.Что фургончик шестисотый, что нам загородный дом
Мы великие таланты, без понятий и пантов
Мы новаторы, педанты больше дела меньше слов.2.Никогда не расстаются с нами деньги и успех,Раз клиенты процветают - это радует нас всех.Мы обслужим, мы поможем летом, осенью зимой
И комиссию заплатят с распростертою душой.Припев:
Мы известные банкиры, деньги рубим день за днём.Что фургончик шестисотый, что нам загородный дом
Мы великие таланты, без понятий и пантов
Мы новаторы, педанты больше дела меньше слов.
Фоновая музыка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2 этап - конкурс – «Угадай-ка!»
Даты и основатели:
1. Когда отмечают День банковского работника?
Ответ: 02 декабря
2. Назовите дату учреждения Центрального банка РФ?
Ответ: 13 июля 1990 года
3. С какого года Банк России утвердил графическое обозначение рубля?
Ответ: 11 декабря 2013 года
4. Назовите Ф.И.О. действующего Председателя ЦБ РФ
Ответ: Набиулина Эльвира Сахипзадовна
5. Кто является Президентом, Председателем правления Сбербанка России?
Ответ: Герман Оскарович Греф
Валюта:
Какая денежная единица объединяет страны Евросоюза?
Ответ: ЕВРО
Эквивалент в разменной монете -100 копеек, Международное обозначение – RUR, О какой денежной единице идет речь?
Ответ: Российский рубль (Rouble)
3. Как называются стороны монеты?
Ответ: Лицевая сторона – аверс,обратная – реверс,цилиндрическая поверхность - гурт
4. Назовите денежную единицу Китая?
Ответ: Китайский юань
5. Какой город изображен на Российской купюре в 5000 рублей?
Ответ: Хабаровск
Термины:
1. Предоставление в долг денег или товара на условиях возвратности, и как правило, с уплатой процентов, это
Ответ: Кредит
2. Сбор в кассах организаций наличных денег и ценностей, доставка их в кассы кредитных учреждений называется
Ответ: Инкассация
3. Как называются операции банков по привлечению и размещению денежных средств во вклады?
Ответ: Депозитные операции
4. Ключевая ставка Центрального банка РФ – это
Ответ: Инструмент денежно-кредитной политики;ставка, по которой банк России кредитует коммерческие банки (14%)
5. Что представляет собой POS-терминал?
Ответ: это электронное программно-техническое устройство для приема к оплате по пластиковым картам, оно может принимать карты с чип-модулем, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, имеющие бесконтактный интерфейс. Также под POS-терминалом часто подразумевают весь программно-аппаратный комплекс, который установлен на рабочем месте кассира.
Формулы:
Какие денежные агрегаты Вам известны?
Ответ: М0, М1, М2, М3, М4
2. Что включает в себя денежный агрегат М0?
Ответ: М0 включает наличные деньги, т.е деньги всех банков - банкноты, металлические монеты, казначейские билеты
3. Как рассчитать коэффициент покрытия процентов?
Ответ: Прибыль до уплаты процентов и налогов проценты к уплате
4. Перечислите коэффициенты для определения кредитоспособности заемщика
Ответ: 1. Коэффициент ликвидности2. Коэффициент эффективности или оборачиваемости3. Коэффициент прибыльности4. Коэффициент обслуживания долга5. Коэффициент финансового реверса
5. Бинбанк предлагает по депозиту 11% годовых. Определите какой был первоначальный вклад, если через 3 года сумма дохода по вкладу составила 84000 рублей.
Ответ: 11%*3=33%Х*0,33=84000Х=84000/0,33 =254545(руб.)
Банки:
1. Каким нормативным документом определяется статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России?
Ответ: Федеральный закон «О Центральном банке РФ» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ
2. Какой банк занимает лидирующую позицию в рейтинге по ключевым показателям деятельности, по данным, опубликованным банком России?
Ответ: Сбербанк России
3. Назовите ставку рефинансирования Банка России сегодня?
Ответ: 8,25%
4. Какой процент годовой прибыли Банк России перечисляет в Федеральный бюджет?
Ответ: 75 %
5. Назовите банки, которые входят в «пятерку» самых надежных банков России?
Ответ: 1. Сбербанк России2. ВТБ 243. Россельхозбанк4. Банк Москвы5. Газпромбанк
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
4 этап - конкурс – «Блиц-турнир»
Та бумага непростая, и владелец ее знает,
что она ему раз в год, дивиденды принесет
(акция)
Он финансовый факир, в банк к себе Вас ждет
(банкир)
Из какого аппарата выдается Вам зар.плата?
(банкомат)
Дела у нас пойдут на лад, мы в лучший банк внесли свой
(вклад)
В этой фирме все бывают, бланк сначала заполняют, вносят в кассу платежи, что за фирма подскажи
(банк)
Какую валюту возят в автомобилях марки «Шевроле»?
(евро)
В банке для всех Вас висит информация: «Деньги в кубышках съедает»
(инфляция)
На рубль – копейки, на – доллары – центы, бегут набегают нам в банке
(проценты)
Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет
(монета)
Сколько центов в центнере?
(цент)
У какого русского художника – иконописца была «валютная» фамилия?
(Андрей Рублев)
Будут целыми, как в банке, сбереженья Ваши в
(банке)
Что сколачивают из денег?
(капитал)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
урока-конкурса «Моя профессия – мое будущее»
Дата проведения: ________________ г.
Команда «БАНКИРЫ»
Ф.И.О.
участника
1 ЭТАП
«Приветствие»
2 ЭТАП
«Угадай-ка!»
3 ЭТАП
«БИАТЛОН»
4 ЭТАП
«Блиц-турнир»
Итоговая сумма баллов
1.
2
3
4
5
ИТОГО команда:
Команда
«Бум Банк»
1
2
3
4
5
ИТОГО команда:
Заголовок 115