МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Бирмаганбетова К.Т. преподаватель экономических дисциплин Костанайского колледжа

Стратегия модернизации технического и профессионального образования предполагает структурную перестройку всей системы, ее основных приоритетов, ценностей и направлений.
Одной из основных идей модернизации является подготовка конкурентноспособного специалиста через формирование его профессиональных компетенций. Общей целью  образовательных реформ в данном аспекте является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде. Поэтому важное место в образовательном процессе занимает формирование, прежде всего социальных компетенций, являющихся ключевыми, так как именно социальные компетенции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме, являются целостным результатом профессионального образования.
В Стратегии модернизации общего образования, социальная компетенция характеризуется многофункциональностью, непрерывностью, междисциплинарностью, она требует значительного интеллектуального развития, саморефлексии, определения собственной позиции, самооценки, критического мышления.
Социуму, работодателю, производству, нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных в стенах колледжа компетенций, т.е. общих способностях, основанных на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены в процессе учения.
Формирование социальной компетенции в учебном процессе соотносится с одной стороны с глобальной целью образовательной системы - развитием личности обучающего, его интеллектуальных, эмоционально-волевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность и т.д. Социальная компетенция включает в себя следующие составляющие: компетентность здоровьесбережения; компетентность гражданственности; информационно-технологическая компетентность; компетентность социального взаимодействия; компетентность общения.
Немаловажную роль в формировании социальных компетенций играет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом, обычно в виде презентации либо демонстрации практически осязаемых результатов.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но,  главное, он рассчитан,  на умение работать с различными источниками информации. Практика осуществления проектной деятельности помогает обучающимся реализоваться в дальнейшей жизни полнее.
Анализируя опыт включения метода проектов в образовательный процесс, проводя наблюдения за происходящими изменениями с обучающимися, можно увидеть в проектной деятельности большие возможности в развитии социальных компетенций. Прежде всего, развиваются компетенции личностного саморазвития: приобретается умение брать ответственность за результат дела, когда самостоятельно выбран способ решения проблемы. Достижение результата повышает самооценку обучающегося, позитивное самовосприятие. Совместное обсуждение промежуточных и конечных результатов выводит всех участников проекта в рефлексивную позицию, помогает научиться адекватной самооценке. Формируются коммуникативные компетенции. Проект – коллективная работа, в которой достижение общей цели осуществляется и индивидуальной, и групповой совместной деятельностью, что способствует развитию у обучающихся навыков сотрудничества, совместного решения задач, умения учитывать мнение собеседника, принимать его, от чего-то отказаться ради достижения общей цели. Желание получить информацию от преподавателей, в библиотеках, в социальных сетях подводит к формированию умения общаться с разными категориями людей, правильно формулировать свой запрос, демонстрируя при этом культуру ведения разговора. Необходимость подвести итог, оформить результат проекта и презентовать его также способствует развитию разных языковых средств общения, умению выступать перед аудиторией.
Проект – очень увлекательный процесс, заражающий творчеством всех участников. Обучающиеся раскрепощаются, включается воображение, фантазия, они проявляться с неожиданных сторон, реализуя нераскрытые способности.
При реализации проекта отмечается динамика развития учебно-познавательных компетенций, возрастает познавательная активность, самостоятельность в получении информации и разнообразие способов ее обработки, совершенствуется умение организовать свою работу, происходит освоение этапности исследовательской работы, доведения ее до конца в виде определенного продукта (отчет, презентация, книжка, макет, модель и т.п.).
В ходе проектной деятельности обучающиеся используют уже полученные знания и освоенные алгоритмы работы, умственные операции, закрепляя их таким образом. С другой стороны происходит и освоение новых знаний, умений и навыков. Подчинение общей цели, достижению конкретного и значимого результата требует развития самоконтроля.
Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе, приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости, готовности его к адаптации в социуме, профессиональной деятельности.
  Метод проектов – универсален, т.е. используется при изучении практически любой дисциплины. Он интересен, увлекает обучающихся, внедряет в профессиональную среду.
Метод проектов легко вписывается в кредитную технологию обучения, которая предполагает развитие максимальной самостоятельности обучающихся,  умения  работать с различными источниками информации, анализировать, сопоставлять, обобщать, работать в группе, принимать решения, презентовать себя, быть креативным, успешным.
С чего начинается проектирование? С выбора проблемы,  с целеполагания. Важно заинтересовать обучающегося целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи. Перед началом работы мы с обучающимися определяем структуру проекта. Она состоит из следующих стадий: анализ, формулирование замысла, цели проекта; реализация проекта; планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, реализации проекта; подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.); рефлексия.
Чаще всего  тема проекта задается преподавателем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям: 1.Предложенная преподавателем «проектная идея» становится «темой доклада». При этом работа обучающегося идет по нескольким направлениям. Такой тип работы в методической литературе называют дивергентным. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет обучающемуся самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.
2.Предложенная преподавателем тема проекта связывает тему (замысел) и конечный продукт. Такой тип работы можно назвать связывающим. Креативность такого проектирования ниже.
3.Проектирование идёт «от результата». Такой тип работы называют продуктивным. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирования важен, т.к. обучающиеся учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями.
В своей работе чаще всего применяю дивергентный тип проектирования. Давая обучающимся примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. По мере реализации проекта идет согласование анализа собранной информации и полученных результатов.
В начале аттестационного периода каждый обучающийся получает два серьезных индивидуальных проектных задания.
1.Написание и защита реферата. Выполнение данного проекта происходит по строго установленным правилам. Четко соблюдается структура работы, параметры оформления. Выполнение цели и задач, актуальность. Обычно работы сдаются для проверки в бумажном варианте. Защита рефератов происходит зрелищно и интересно. Обучающийся готовит презентацию, где сообщается выбранная тема проекта-реферата, его цели, задачи, актуальность, подводятся итоги. При защите рефератов, обучающиеся в силу своей компьютерной грамотности, предоставляют широкий спектр дизайна презентаций. Зрелищно, интересно и познавательно! Тематика рефератов определяется преподавателем. Обычно это темы дополнительного развивающнго, эврестического содержания, значительно расширяющие диапазон программного материала.
2.Индивидуальное домашнее задание. Данный вид задания выполняется с целью коллективно- творческого повторения изученного материала. Каждый обучающийся получает изученную во время аттестационного периода тему для повторения. Перерабатывает изученный материал. Формирует два блока: теоретический (в него включены основные положения темы) и практический (любой вид опроса: тест, кроссворд, опросник и т.д.). Во время презентации проектов ИДЗ «убивается два зайца»: повторяется весь изученный материал и во время выполнения практической части обучающиеся могут заработать дополнительные баллы. Студенты с удовольствием занимаются данным проектированием.
Также на уроках осуществляется групповая проектная деятельность: формируются микрогруппы, которые по заданной теме создают проекты. Защита происходит на конкурсной основе.
Презентация готовых проектов осуществляется в конце аттестационного периода.
Проектная деятельность широко используется при проведении внеклассных мероприятий. Так неделю ЦК экономических дисциплин завершило курсовое мероприятие - конкурс проектов «Экономика и мы», на котором каждая группа предоставила презентацию проекта о значении экономических знаний для каждой специальности.
Использование метода проекта в учебном процессе согласуется с требованиями компетентностного подхода к подготовке кадров и направлено на приобретение опыта решения разнообразных задач, выполнения социально-профессиональных функций на основе сформированных знаний, универсальных способностей, относящимся к различным сферам жизнедеятельности человека, видам профессиональной деятельности.
Список  литературы.
Ресурс Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение,2008.
Исследовательская деятельность учащихся. Научно- методический сборник М.- 2007
Ястребцева Е. Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995