Рабочая программа по черчению 8-9 класс, УМК Ботвинников


УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «ЦО с. Анюйск»
Куликова А. В.___________
___.___.2016 г. СОГЛАСОВАНО:
Зам директора по УР
Манджиева Л А.
______________
____._____.2016 г.
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МБОУ «ЦО с. Анюйск»
Протокол №__ от «__» августа 2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ С. АНЮЙСК БИЛИБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
Рабочая программа
по черчению для 8-9 классов
основного общего образования
Программу составил учитель:
Баева Анастасия Олеговна


с. Анюйск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Черчение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение, 2000 и в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Учебный план МБОУ «ЦО с. Анюйск» на 2016/2017 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр Образования с. Анюйск Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа» (Приложение №1 к приказу от 25.06.2016 г. №62/3-од «Об утверждении Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «ЦО с.Анюйск»»).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Черчение: Учебник для 7-8 кл. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Карточки-задания по черчению для 7 класса. Василенко Е. А., Жукова Е. Т.– М.: Просвещение, 2004.
Карточки-задания по черчению для 8 класса. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. – М.: Просвещение, 2004.
«Занимательное черчение» Воротников И.А.- М., Просвещение, 2004.
Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп. Вышнепольский И.С. -М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.
Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя. Гервер В.А. -М.: Владос, 2004.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.
Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.
Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005.
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.
Справочник по черчению. Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г.
Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2006г.
Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
-сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Изучение черчения по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты–это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностнымирезультатами, формируемыми при изучении черчения в основной школе, являются:
наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры;
понимание роли графического языка в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области графических изображений в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно -полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении черчения в основной школе, являются:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно -следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения черчения в основной школе отражают:
формирование графической культуры; формирование представления о графических средствах отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации; развитие основных навыков и умений использования чертежных инструментов;
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
проекция,комплексный чертеж, вид, разрез, сечение;
формирование умений применять геометро-графические знания и умения для решения различных прикладных задач;
овладение компьютерными технологиями для получения графических изображени
Содержание учебного курса
Раздел 1. Общие правила выполнения чертежей
История развития графики в России. Чертежные инструменты и принадлежности. Подготовка чертежных инструментов к работе. Рациональные приемы работы чертежными инструментами. ЕСКД и государственные стандарты. Форматы. Линии чертежа. Основная надпись. Чертежный шрифт. Масштабы. Нанесение размеров на чертежах. Основные правила. Конструктивные, координирующие и габаритные размеры и правила их нанесения на чертежи. Способы нанесения размеров: цепной, координатный и комбинированный.
Раздел 2. Геометрические построения
Простейшие геометрические построения циркулем и линейкой: деление отрезка и угла пополам; построения перпендикуляра, построение параллельных прямых; деление отрезка на равные части и в соотношении «золотого» сечения; построение угла, равного данному. Окружность, круг и их элементы. Способы построения окружности. Определение центра дуги неизвестного радиуса. Понятие концентрических и эксцентрических дуг. Деление окружности на равные части.Сопряжения. Основные определения и алгоритмы нахождения элементов сопряжения. Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых. Сопряжение прямой и окружности. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса. Сопряжение двух окружностей прямой (построение касательной). Построение многоугольников. Метод триангуляции. Построение полигонов по заданной стороне. Изготовление разверток многогранников: «Платоновых» и «Архимедовых» тел и некоторых звездчатых форм ногогранников.
Раздел 3. Графические способы передачи информации
Способы проецирования (центральное, параллельное), их достоинства и недостатки. Проецирование на одну плоскость. Чертеж «плоской» детали. Аксонометрические проекции (АП). Прямоугольная изометрическая и диметрическая проекции. Косоугольная диметрическая проекция (кабинетная). Аксонометрические проекции точки и отрезка. Аксонометрические проекции многоугольников. АП окружности.Классификация геометрических тел. АП геометрических тел.Метод Монжа. Комплексный чертеж точки и отрезка. Комплексный чертеж (КЧ) геометрического тела. Комплексный чертеж группы геометрических тел. Развертки геометрических тел. Нахождение проекций точки, заданной на поверхности геометрического тела. Сечения многогранников проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины сечения.Сечения тел вращения. Анализгеометрической формы детали. КЧ модели комбинированной формы. Построение КЧ модели по ее наглядному изображению. Построение третьей проекции модели по двум заданным. Построение КЧ модели по описанию. Изменение формы модели с помощью усечения проецирующими плоскостями. Построение КЧ модели, содержащей наклонные грани. Изменение формы модели с помощью введения конструктивных элементов. Построение КЧ модели при изменении ее пространственной ориентации. Построения КЧ модели, представляющей собой пересечения геометрических тел.
Раздел 4. Изображения в машиностроительном черчении
Виды. Классификация, основные определения. Основные виды, их расположение и обозначение на чертеже. Дополнительные и местные виды, их расположение и обозначение на чертеже.Сечения. Классификация и основные определения. Вынесенные и наложенные сечения, их расположение и обозначение на чертеже. Разрезы. Классификация и основные определения. Вертикальные, горизонтальные разрезы. Сложные разрезы. Местный разрез. Условности и упрощения на чертежах. Разрезы на аксонометрических проекциях.
Раздел 5. Способы соединения деталей
Разъемные соединения деталей. Резьба: классификация и основные определения. Изображения (условное и упрощенное) и обозначе6ие резьбы на чертежах. Резьбовые соединения (болтовое, шпилечное, винтовое). Другие виды разъемных соединений (шпоночные, штифтовые, шлицевые и клиновые).Общие сведения о неразъемных соединениях.
Раздел 6. Построение сечений многогранников
Классификация геометрических тел. Основные понятия и определения. Способы задания плоскости. Условная классификация задач на построение сечений многогранников. Решение задач на построение сечений на печатной основе и с использованием ПК.
Раздел 7. Система двух и трех плоскостей проекций
Понятия образования квадрантов и октантов. Положение точки, отрезка, простейших фигур в системе двух и трех плоскостей проекций. Линии уровня, проецирующие прямые. Решение задач в системе двух и трех плоскостей проекций.
Раздел 8. Пересечение геометрических фигур и тел.
Взаимное расположение точки и прямой. Взаимное расположение прямой и плоскости. Положение точки на поверхности тел. Пересечение прямой и плоскости, пресечение плоскостей. Способ секущих плоскостей. Натуральная величина отрезка общего положения, плоской фигуры.
Раздел 9. Способы преобразования чертежей
Способ вращения. Способ замены плоскостей. Решение простейших метрических задач с помощью преобразования чертежа.
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов Основные виды деятельности
Общие правила выполнения чертежей 9 Формирование умений пользоваться чертежными инструментами, преобретение
графических навыков, навыков аккуратной работы, организации рабочего места,
пользования размерными числами, умения откладывать размеры на чертеже.
Формирование графических навыков работы с параллельными линиями разного направления, работа циркулем, работы над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее.
Формирование умений пользоваться масштабами, определять истинную величину детали.
Способы проецирования
10 Формирование пространственного мышления, умения пространственно мыслить,
логическои и пространственно мыслить, умение строить объемные изображения.
Формирование умений работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять самостоятельно построение овала. Развитие пространственного мышления.
Чтение и выполнение чертежей деталей
15 Развитие графической грамотности, пространственного мышления.
Понимание связи между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, развитие навыков работы чертёжными инструментами. Способность к аккуратности и точности построения. Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве. Формирование навыков грамотного построения чертежа.
Обобщение сведений о способах проецирования 3 Анализировать геометрическую форму предмета, его размеры, анализ графического состава.
Сечения и разрезы 13 Выполнять вынесенные сечения. Формирование развития пространственного мышления, умения самостоятельно решать техническую задачу, контролировать умения построения сечений вынесенных и наложенных, узнавать разрез на чертеже, умение работать вместе с учителем, вникая в новый материал, мение применить знания, полученные на предыдущем уроке, в самостоятельной работе, умение на практике рационально применять различные способы соединения части вида и части разреза, умение самостоятельно выбирать тип разреза.
Сборочные чертежи 10 Формировать умения применять на практике местные разрезы, умения применять на практике разрезы в аксонометрии, умение выявлять необходимое количество видов,
умение узнавать изображение резьбы на чертеже, умения использовать справочную литературу, умение читать сборочный чертёж.
Чтение строительных чертежей 8 Формировать умение читать сборочный чертёж и выделять в нём отдельные детали. Закрепить умения выполнения сопряжений, деления окружности с помощью циркуля, умения выполнять краткий конспект. Формировать умения выполнять элементы строительного чертежа и умения выполнять чертежи деталей.

Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ Тема
урока Тип
урока Основные
виды деятельности Планируемые результаты Дата Фактическая дата Прим.
Метапредметные Предметные Личностные Общие правила выполнения чертежей – 9 часов
Учебный предмет «Черчение». Материалы и принадлежности.
Урок «открытия» нового знания Умение пользоваться чертежными инструментами.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно -следственные связи Назначение и применение чертежных инструментов и принадлежностей. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 3.09 Форматы, рамка, типы линий Урок «открытия» нового знания Пользования размерными числами, умения откладывать размеры на чертеже.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места Название и назначение основных линий чертежа. Правила выполнения оформления чертежа. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 10.09 Типы линий. Урок общеметодологическо й направленности Графические навыки работы с параллельными линиями разного направления, работа циркулем.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Знание основных типов линий. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 17.09 Чертежный шрифт.
Урок «открытия» нового знания Работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) Понимание роли графического языка в современном мире 24.09 Чертежный шрифт Урок рефлексии Работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) Понимание роли графического языка в современном мире 1.10 Оформление основной надписи Урок общеметодологическо й направленности Работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее.
Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места Структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом 8.10 Чертеж плоской детали Урок общеметодологическо й направленности Умения пользоваться масштабами, определять истинную величину детали. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Знание правил нанесения размеров. Научить использовать масштабы увеличения и уменьшения. Понимание роли графического языка в современном мире 15.10 Чертеж плоской детали. Контрольная работа. Урок развивающего контроля Закрепление умений, полученных в первой четверти. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Контроль знаний по теме «Общие правила выполнения чертежей» Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 22.10 Повторение. Нанесение размеров, масштабы. Урок общеметодологическо й направленности Закрепление умений, полученных в первой четверти. Структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Повторение знаний по теме «Общие правила выполнения чертежей» Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно -полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности 12.11 Способы проецирования - 14 часов
Методы проецирования. Урок «открытия» нового знания Формирование пространственного мышления Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Понятие «Проецирование», методы проецирования, знание терминов «проекция». 2проецирующий луч», «плоскость проекций» Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 19.11 Проецирование на три плоскости
Урок общеметодологическо й направленности Умение пространственно мыслить. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Научить проецированию на плоскости трехгранного угла. научить расположению проекций на чертеже. Понимание роли графического языка в современном мире 26.11 Основные виды чертежа. Урок «открытия» нового знания Умение пространственно мыслить. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Познакомить с расположением видов. Понимание роли графического языка в современном мире 3.12 Повторение видов чертежа Занимательные задач . Урок общеметодологическо й направленности Логическое и пространственное мышление Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Знание видов чертежа Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 10.12 Аксонометрические проекции.
Урок «открытия» нового знания Умение строить объемные изображения. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Научить последовательности построения объемных изображений на аксонометрических осях. Понимание роли графического языка в современном мире 17.12 Аксонометрические проекции.
Урок рефлексии Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять самостоятельно построение овала Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Научить этапам построения овала в разных плоскостях. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 24.12 Аксонометрические проекции. Контрольная работа
Урок развивающего контроля Развитие пространственного мышления Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике.
Особенности построения технического рисунка. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 14.01 Технический рисунок.
Урок «открытия» нового знания Развитие пространственного мышления Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике.
Особенности построения технического рисунка. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 21.01 Изометрия окружности Урок общеметодологическо й направленности Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения повторять самостоятельно построение овала Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Научить этапам построения овала в разных плоскостях. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 28.01 Проекции геометрических тел Урок «открытия» нового знания Развитие пространственного воображения Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Научить построению чертежей простых геометрических тел. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 4.02 Проекции геометрических тел Урок рефлексии Развитие пространственного воображения Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Научить построению чертежей простых геометрических тел. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 11.02 Анализ геометрической формы детали
Урок общеметодологическо й направленности Развитие пространственного воображения Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Научить видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, сроить чертёж с учетом геометрической формы предмета Понимание роли графического языка в современном мире 18.02 Определение граней, точек, ребер Урок общеметодологическо й направленности Развитие пространственного воображения Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Развитие пространственного воображения Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 25.02 Контрольная работа «Геометрические тела» Урок развивающего контроля Развитие пространственного воображения Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Развитие пространственного воображения Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 4.03 Чтение и выполнение чертежей деталей – 11 часов
Построение третьего вида по двум данным Урок «открытия» нового знания Развитие графической грамотности Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Научить приемам построения третьего вида Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 11.03 Самостоятельная работа
Построение третьего вида по двум данным и выполнение аксонометрической проекции Урок общеметодологическо й направленности Развитие графической грамотности
Развитие пространственного мышления Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Расположение видов
Правила выполнения аксонометрических проекций Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 18.03 Деление окружности
Сопряжение Урок «открытия» нового знания Показать связь между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, развитие навыков работы чертёжными инструментами Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Познакомить с приёмами деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 25.03 Деление окружности
Сопряжение Урок общеметодологическо й направленности Показать связь между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, развитие навыков работы чертёжными инструментами Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Познакомить с приёмами деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 8.04 Развертки Урок «открытия» нового знания Аккуратность и точность построения Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Научить построению развертки шестиугольной призмы и треугольной пирамиды Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 15.04 Выполнение чертежа детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве Урок «открытия» нового знания Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Повторение проецирования детали на три плоскости проекций Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 22.04 Выполнение технического рисунка детали по чертежу Урок общеметодологическо й направленности Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Повторение правил выполнения технических рисунков Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 29.04 Выполнение аксонометрической проекции детали по чертежу Урок общеметодологическо й направленности Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Повторение правил аксонометрии Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 6.05 Выполнение чертежа детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве Урок общеметодологическо й направленности Развитие навыков построения чертежа при изменении положения детали в пространстве Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Повторение проецирования детали на три плоскости проекций Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 13.05 Контрольная графическая разно уровневая работа
Построение чертежа детали Урок развивающего контроля Навыки грамотного построения чертежа Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Знания прямоугольного проецирования. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 20.05 ОДД
Подведение итогов Урок общеметодологическо й направленности Закрепление умений, полученных в учебном году Структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Повторение знаний по теме «Общие правила выполнения чертежей» Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно -полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности 20.05 ОДД

Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ Тема
урока Тип
урока Основные
виды деятельности Планируемые результаты Дата Фактическая дата Прим.
Метапредметные Предметные Личностные Обобщение сведений о способах проецирования – 3 часа
Повторение способов проецирования. Урок общеметодологической направленности Анализировать геометрическую форму предмета, его размеры, анализ графического состава. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Повторение способа прямоугольного проецирования, чтения чертежей. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 3.09 Повторение способов проецирования.
Урок общеметодологической направленности Анализировать геометрическую форму предмета, его размеры, анализ графического состава. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Этапы построения третьего вида по двум данным. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 10.09 Повторение способов проецирования. Урок общеметодологической направленности Анализировать геометрическую форму предмета, его размеры, анализ графического состава. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Повторение способа прямоугольного проецирования, чтения чертежей. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 17.09 Сечения и разрезы – 13 часов
Сечение. Урок «открытия» нового знания Выполнять вынесенные сечения. Развитие пространственного мышления. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки графической работы при выполнении штриховки и обозначении секущей плоскости. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 24.09 Сечение. Урок рефлексии Выполнять вынесенные сечения. Развитие пространственного мышления. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки графической работы при выполнении штриховки и обозначении секущей плоскости. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 1.10 Сечение
Практическая работа Урок общеметодологической направленности Выполнять вынесенные сечения. Развитие пространственного мышления. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки графической работы при выполнении штриховки и обозначении секущей плоскости. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 8.10 Наложенные сечения Урок «открытия» нового знания Умение пространственного мышления, умения самостоятельно решать техническую задачу Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Навыки самостоятельной работы при выполнении технической задачи. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 15.10 Наложенное сечение.
Графическая работа
Урок общеметодологической направленности Развитие пространственного мышления. Навыки самостоятельной работы при выполнении технической задачи. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 22.10 Разрезы
Отличие разреза от сечения Урок «открытия» нового знания Контроль умений построения сечений вынесенных и наложенных
Узнавать разрез на чертеже. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Навыки самостоятельного принятия решения о выборе способа выполнения сечения
Построения разреза.. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 12.11 Разрезы. Порядок построения разрезов.
Урок общеметодологической направленности Узнавать разрез на чертеже. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Построения разреза. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 19.11 Разрезы Построение разрезов
Графическая работа Урок общеметодологической направленности Умение работать вместе с учителем, вникая в новый материал. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Навыки графической работы. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 26.11 Разрезы
Построение разреза Урок «открытия» нового знания Умения применить знания, полученные на предыдущем уроке, в самостоятельной работе. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки быстрой, аккуратной работы при построении фронтальных разрезов. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 3.12 Разрезы Построение разреза
Урок общеметодологической направленности Умения построения разрезов с применением большей доли самостоятельности в работе. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки самостоятельной работы над графическими изображениями. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 10.12 Разрезы
Урок общеметодологической направленности Умения построения разрезов с применением большей доли самостоятельности в работе. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки самостоятельной работы над графическими изображениями. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 17.12 Разрезы Урок общеметодологической направленности Умение на практике рационально применять различные способы соединения части вида и части разреза. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки самостоятельной работы при выполнении рациональных изображений разрезов. Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 24.12 Разрезы и сечения. Контрольная графическая работа. Урок развивающего контроля Умение самостоятельно выбирать тип разреза. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Навыки самостоятельной работы при выполнении рациональных изображений разрезов. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 14.01 Сборные чертежи – 10 часов
Разрезы Урок общеметодологической направленности Умения применять на практике местные разрезы. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки выполнения машиностроительных чертежей Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 21.01 Разрезы Урок общеметодологической направленности Умения применять на практике местные разрезы. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки выполнения машиностроительных чертежей Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 28.01 Разрезы Урок общеметодологической направленности Умения применять на практике разрезы в аксонометрии Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки выполнения машиностроительных чертежей Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 4.02 Выбор главного вида, необходимого количества видов Урок общеметодологической направленности Умение выявлять необходимое количество видов Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки выполнения машиностроительных чертежей Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 11.02 Сборочные чертежи.
Типы соединений. Изображение резьбы. Урок «открытия» нового знания Умение узнавать изображение резьбы на чертеже Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки чтения чертежа Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 18.02 Болтовое соединение
Урок общеметодологической направленности Умения использовать справочную литературу Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки выполнения элементов сборочного чертежа Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 25.02 Соединение шпилькой
Урок «открытия» нового знания Умения использовать справочную литературу Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки выполнения элементов сборочного чертежа Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 4.03 Соединение шпонкой
Урок общеметодологической направленности Умения использовать справочную литературу Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки выполнения элементов сборочного чертежа Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 11.03 Чтение сборочных чертежей
Контрольная практическая работа Урок развивающего контроля Умение читать сборочный чертёж Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Навыки работы с чертежами (чтение), работа со справочной литературой Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 18.03 Чтение сборочных чертежей
Анализ
контрольной работы. Урок общеметодологической направленности Умение читать сборочный чертёж Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки работы с чертежами (чтение), работа со справочной литературой Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 25.03 Чтение строительных чертежей – 8 часов
Деталирование Урок «открытия» нового знания Умение читать сборочный чертёж и выделять в нём отдельные детали Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки работы с чертежами (чтение и деталирование), работа со справочной литературой. Выполнение рабочего чертежа заданной детали Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 8.04 Деталирование Решение творческих задач с элементами конструирования
Граф раб Урок общеметодологической направленности Умение читать сборочный чертёж и выделять в нём отдельные детали Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий Навыки работы с чертежами (чтение и деталирование), работа со справочной литературой. Выполнение рабочего чертежа заданной детали Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 15.04 Геометрические построения Урок «открытия» нового знания Закрепить умения выполнения сопряжений, деления окружности с помощью циркуля Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Закрепление графических навыков Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 22.04 Строительное черчение Урок «открытия» нового знания Умения выполнять краткий конспект Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки работы со справочной литературой Наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры 29.04 Строительное черчение. Элементы строительного чертежа Урок рефлексии Умения выполнять элементы строительного чертежа Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки работы со справочной литературой. Графические навыки Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 6.05 Строительное черчение. Элементы строительного чертежа Урок общеметодологической направленности Умения выполнять элементы строительного чертежа Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Навыки работы со справочной литературой. Графические навыки Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации 13.05 Итоговая контрольная работа
Построение чертежа детали с применением разрезов Урок развивающего контроля Умения выполнять чертежи деталей Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности навыки графической работы Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 20.05 ОДД
Решение творческих задач с элементами конструирования Урок общеметодологической направленности Умения отвечать на поставленные вопросы
Умение применять на практике знания, полученные на прошлых уроках Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы Навыки чтения строительных чертежей Навыки работы со справочной литературой. Графические навыки Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ 20.05 ОДД