Элективный курс по обществознанию Имею право (9 класс)
Имею право
Пояснительная записка
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.
Программа курса « Имею право» предназначена для углубления знаний по предмету в 9 классе.
Содержание учебного материала соответствует целям обучения и содержит элементы новизны.
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни. Уметь защищать себя, отстаивая свои права.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- научность;
- доступность;
- возможность практического применения полученных знаний;
- реалистичность, сточки зрения усвоения программы.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально – правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Цели:
Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.
Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.
Задачи курса:
Знакомство учащихся с основными нормативно – правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.
Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
Развитие коммуникативных способностей.
Воспитание ответственности за собственное благополучие.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно – ролевые игры, беседы.
Формы контроля:
Тестирование;
Задание на выявление операционных умений;
Моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
Знания и представления о нормах современного российского законодательства;
Знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
Коммуникативные способности, способности к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Учебно – тематический план
№ урока Содержание обучения, разделы, темы Количество часов
1 Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. 1
2-3 Тема 2. Право на образование. 2
4-5 Тема 3. Семейное право. 2
6-7 Тема 4. Трудовое право. 2
8 Тема 5. Символы моей страны. 1
9- 10 Тема 6.Жилищные права граждан. 2
11-13 Тема 7. Права потребителя 3
14 -16 Тема 8.Уголовное право. 3
17 Тема 9. (обобщение по курсу) 1
Содержание курса
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.(1 час)
Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества.
Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное.
Законы – лишь разновидность различных нормативно-правовых актов.
Правила поведения и нормы права – это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в неё организованность и стабильность
Тема 2.Право на образование. (2 часа)
Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании.
Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений, дающих возможность получить профессиональное образование в РФ: начальное, средне-специальное, высшее. Диплом государственного образца. Негосударственные учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных учебных заведений. Российское законодательство и реальная практика. Разные возможности получения образования у городских и сельских учащихся.
Материальные гарантии права на образование.
Государственное финансирование образования.
Тема 3. Семейное право.(2 часа)
Семья; за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданские и церковные браки. Имущественные права и брачный договор.
Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права.
Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов. Развод родителей и его влияние на судьбу детей.
Тема 4. Трудовое право. (2 часа)
Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.
Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приёма на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.
Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.
Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.
Тема 5. Символы моей страны. (1 час)
История появления гербов, государственных флагов и государственных гимнов в мире. Формирование государственных символов в России. Герб, гимн и флаг Российской Федерации. Отношение к символам своей страны.
Тема 6.Жилищные права граждан. (2 часа)
Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядок найма жилого помещения.
Приватизация жилья. Виды сделок с жильём. Купля-продажа, дарение, наследование жилья.
Ипотечное кредитование.
Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.
Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.
Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильём, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём.
Тема 7. Права потребителя(3 часа)
Понятие информации. Средства массовой информации как четвёртая власть. Основные источники информации для потребителя.
Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации потребителя.
Информация производителя. Этикетка и упаковка товара.
Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе?
Кто такой потребитель по российскому закону “О защите прав потребителей”. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара.
Порядок обмена товара ненадлежащего качества.
Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.
Тема 8.Уголовное право. (3 часа)
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения).
Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Порядок расследования преступления и судебного разбирательства
Следователь, прокурор, адвокат.
Обжалование решения суда.
Тема 9. (обобщение по курсу). Я – гражданин России. (1 час)
Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.
Методические рекомендации
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества
Урок 1. Роль права в жизни человека и общества
Цели: способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний; умение высказывать своё мнение, анализировать ситуацию; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.
Содержание урока:
Роль права в судьбе отдельного гражданина.
Отрасли права. Нормы права.
Различные виды нормативно-правовых актов.
Роль права в жизни общества
Формы и методы обучения: эвристическая беседа с обсуждением правовых ситуаций; работа в группах; работа с документами.
Элементы рефлексии.
Задание: продолжите предложения:
“Право для меня важно, так как…”
“Право важно для страны, так как…”
Тема 2. Право на образование
Урок 2. Государственная политика в области образования
Цели: познакомить учащихся с содержанием государственной политики в области образования; способствовать совершенствованию навыков работы с законодательными актами; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.
Содержание урока:
Основные принципы государственной политики в области образования.
Виды и формы получения образования. Государственные и негосударственные учебные заведения.
Диплом государственного образца.
Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; работа с законом РФ “Об образовании”.
Формы контроля: открытый микрофон: “Что бы вы посоветовали нашему правительству по изменению политики в области образования”.
Урок 3. Доступность образовательных услуг.
Цели: сформировать у учащихся понимание необходимости получения образования; развивать навыки устной речи; воспитывать желание помочь другому.
Содержание урока:
Российское законодательство и реальная практика.
Материальные гарантии права граждан на образование.
Государственное финансирование образования.
Формы и методы обучения: беседа; “Мозговой штурм”, групповая работа
Домашнее задание: написать письмо в министерство образования со своими предложениями об улучшении образовательных услуг в сельской местности.
Тема3. Семейное право
Урок 4. Правовые основы брака.
Цели: способствовать формированию у учащихся восприятия семьи как необходимой ячейки общества; способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям
Содержание урока:
Семья: за и против.
Правовое формирование института брака в РФ.
Виды брака. Условия, препятствующие вступлению в брак.
Имущественные права и брачный договор.
Формы и методы обучения: беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с документами.
Форма контроля:
Тест № 2 (см. приложение)
Можно предложить учащимся заполнить брачный договор на вымышленных людей.
Урок 5. Родители и дети.
Цели: способствовать пониманию того, что дети несут определённые обязанности по отношению к родителям; развивать коммуникативные навыки у учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям.
Содержание урока:
Роль мужчины и женщины в обществе и семье.
Права ребёнка в семье.
Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом.
Развод в судьбе детей.
Формы и методы обучения: беседа; диктант по правовым понятиям; групповая работа, работа с документами.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: “Семья – это…” или “Создание семьи – очень ответственный шаг, потому что…”
Тема 4. Трудовое право
Урок 6. Работодатели и работники на рынке труда
Цели: способствовать, расширению знаний учащихся о нормативно-правовой базе трудового права; способствовать развитию аналитического мышления у учащихся; воспитывать уважение к труду и людям, умеющим трудится.
Содержание урока:
Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права.
Работник и работодатель на рынке труда
Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.
Формы и методы обучения: эвристическая беседа; групповая работа; работа с документами.
Формы контроля: тест№3 (см.приложение)
Какие документы должен представлять в отдел кадров поступающий на работу гражданин:
А) трудовую книжку;
Б) характеристику с предыдущего места работы;
В) резюме;
Г) паспорт
Д) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
Е) документы о наградах.
Домашнее задание: подобрать из прессы примеры нарушения трудового законодательства.
Урок 7. Правила поведения в трудовой сфере.
Цели: способствовать пониманию того, как на практике можно применить имеющиеся знания; развивать умения в выгодном свете представить свои способности; воспитывать уважение к труду.
Содержание урока:
Споры между участниками трудовых отношений. Расторжение трудового договора. Увольнение. Сокращение.
Проблема безработицы и социальных льгот. Скрытая безработица.
Государственные органы, помогающие разрешить спорные вопросы в трудовой сфере.
Формы и методы обучения: решение правовых задач; сюжетно-ролевая игра: “Расторжение трудового договора”.
Формы контроля: Фронтальный опрос.
Найти в документах ответы на вопросы:
1)В каком случае вы можете быть приняты на работу, если вам 13лет? 14лет? 15лет? 16лет?
Можете ли вы подписать трудовой договор, если вам 13лет? 14лет? 15лет? 16лет?
2)Имеете ли вы право на труд? Подтверждение найдите в документе
3) Олег работает в школе лаборантом. В школе он сдал вступительный экзамен в институт. Олег подал заявление о расторжении трудового договора. В заявлении он указал, что увольняется в связи с зачислением в институт и просит его уволить с 1 сентября, так как в этот день начинаются занятия. Должен ли Олег после подачи заявления отработать две недели?
Домашнее задание: поговорить с родителями о том, сталкивались ли они с трудовыми спорами. Если да, то как они разрешались. Найти в документах подтверждение правильности принятого решения.
Тема 5. Символы моей страны.
Урок 8. История символов страны.
Цели: углубить знания учащихся о символах своего государства; способствовать пониманию их значения; воспитывать уважение к символике своей страны.
Содержание урока: беседы об История появления гербов, государственных флагов и государственных гимнов в мире. Формирование государственных символов в России. Герб, гимн и флаг Российской Федерации. Отношение к символам своей страны.
Формы и методы обучения: лекция с элементами
Домашнее задание: составить проект герба своей школы, обосновать свой проект
Тема 6. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика
Урок 9. Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости
Цели: углубить знания учащихся о нормативно-правовой базе по жилищным правам граждан; начать формировать навыки поведения при совершении различных видов сделок с жильём; воспитывать уважение к мнению другого.
Содержание урока:
Конституция РФ о праве на жилище и Жилищный Кодекс РФ о порядке найма жилого помещения.
Виды сделок с жильём. Правила поведения при их совершении.
Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда
Формы и методы обучения: лекция с элементами практикума; решение правовых ситуаций; работа в группах.
Домашнее задание: подобрать ситуативный материал для следующего урока по теме: “Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём”.
Урок 10. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём
Цели: углубить знания учащихся по жилищному законодательству, способствовать развитию творческого и аналитического мышления школьников; воспитывать уважение учащихся друг к другу.
Содержание урока:
Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.
Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильём, в котором проживают несовершеннолетние.
Роль органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних.
Формы и методы обучения: групповая работа: “Анализ реальных случаев из судебной практики”.
Домашнее задание:
1-й группе: выяснить в администрации района, сколько и какого жилья было представлено несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;
2-й группе: узнать в органах опеки и попечительства, возникают ли спорные вопросы при продаже жилья, в котором проживают несовершеннолетние;
3-й группе: провести социологический опрос: “Необходимы ли изменения в жилищном законодательстве? Если да, то какие?”.
Тема 7. Права потребителя: законодательство и реальная практика
Урок 11. Источники информации для потребителя
Цели: формировать понимание того, что “реклама – двигатель торговли” не лозунг, а действующий закон на рынке труда; продолжить работу по формированию навыков отстаивать свою точку зрения.
Содержание урока:
Понятие информации. Информация как власть.
Основные источники информации для потребителя.
Влияние рекламы на потребителя.
Формы и методы работы: беседа, “Мозговой штурм”.
Домашнее задание: нарисовать упаковку для любого товара и придумать к этому товару рекламный ролик.
Урок 11. Закон РФ “О защите прав потребителей”
Цели: познакомить учащихся с содержанием закона “О защите прав потребителей”; продолжить работу по формированию навыков работы с документами.
Содержание урока:
Кто такой потребитель по российскому закону “О защите прав потребителей”
Права потребителей
О работе комитета по защите прав потребителей
Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы, работа с документами; “мозговой штурм”
Элементы рефлексии: ответить на вопрос, может ли потребитель защищать свои права.
“Может, потому что…”
“Не может, потому что…”
Урок 13. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг
Цели: познакомить учащихся с азбукой поведения на рынке товаров и услуг; формировать навыки по защите своих прав; воспитывать уважение к государственным органам, защищающим интересы потребителей.
Содержание урока:
Основные правила грамотного потребительского поведения.
Порядок защиты прав потребителя, обращение в соответствующие государственные органы.
Формы и методы обучения: сюжетно-ролевая игра; практическая работа по заполнению претензионного заявления и искового заявления в суд; групповая работа
Формы контроля: заполнение заявлений.
Тема 8. Уголовное право
Урок 14. Основы уголовного законодательства
Цели: познакомить учащихся с основами уголовного законодательства России; повышать мотивацию к учебной деятельности.
Содержание урока:
Уголовный кодекс РФ
Уголовная ответственность. Различные виды преступлений.
Обстоятельства, исключающие преступность деяний.
Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; “Мозговой штурм” по решению проблемы роста преступности.
Домашнее задание: высказать своё мнение относительно следующего утверждения:
“Смертная казнь – это нарушение права человека на жизнь, поэтому её надо запретить”
Если вы с этим тезисом не согласны, приведите аргументы против. Свою точку зрения можно подтвердить материалами из прессы или цитатами из художественной литературы.
Урок 15. Порядок судебного разбирательства
Цели познакомить учащихся с ходом судебного разбирательства; формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспитывать уважение к мнению других
Содержание урока:
Что такое следствие.
Полномочия прокурора, адвоката, суда.
Возможность обжалования решения суда.
Желательно посещение судебного заседания.
Домашнее задание: выступите (на ваш выбор) в роли прокурора или адвоката в предложенной ситуации:
Находясь за рулём автомобиля “Жигули”, Владимир Петрович Николаев нарушил правила дорожного движения. Машину отбросило на тротуар, где стояла Марина Васильевна Павлова. Женщина упала. Не дожидаясь сотрудников ГАИ, Николаев посадил пострадавшую в машину и отвёз её в больницу. Затем он приехал в ближайшее отделение милиции и рассказал, при каких обстоятельствах сбил пешехода.
Справка. Совершённое преступление, предусмотренное частью 1 статьи 264 УК РФ.
Могут быть назначены следующие виды наказания:
-ограничение свободы сроком до пяти лет;
-арест на срок от 3 до 6 месяцев;
-лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством до трёх лет или без такового.
Урок 16. Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства
Цели: объяснить учащимся, какую ответственность несут несовершеннолетние в случае нарушения закона; отрабатывать навыки групповой работы и работы с документами; воспитывать уважение к закону.
Содержание урока:
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие совершённое преступление
Формы и методы обучения: беседа; групповая работа с документами
Формы контроля: “открытый микрофон”.
“Возраст уголовной ответственности несовершеннолетних нужно снизить, так как…”
“Главными причинами роста уровня преступности несовершеннолетних являются…”
“Мои предложения по вопросу снижения уровня преступности среди несовершеннолетних”.
Урок17. Обобщение по курсу: “Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ”
Цели: обобщить полученные в ходе изучения курса “Имею право!” знания; способствовать формированию аналитического и творческого мышления.
Содержание урока:
Правовой статус гражданина России.
Права и обязанности несовершеннолетних.
Формы и методы обучения: работа с материалами из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан; групповая работа по отдельным правам граждан.
Формы контроля: итоговый тест№ 1 (см.приложение)
3)Какой должна быть современная школа?
Учитель организует работу в группах.
Задание:
Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте помечтаем. Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила, создавать новые порядки. Всё это поможет школьникам получить хорошее образование и воспитание.
Каждая группа должна создать свой проект:
“Новая школа”- это школа в которой бы вы хотели учиться.
-эмблема и девиз школы;
-правила школьной жизни;
-наказания в школе;
-чему и как вы бы хотели научиться?
Затем группы представляют и защищают свои проекты.
“Эксперты”(2-3 человека) задают вопросы авторам проектов.