«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ» (Организация информационно-методического сопровождения молодого учителя начальных классов)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Юрги имени Героя Советского Союза
А. П. Максименко»
Е. В. Кондрашова
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ»
(Организация информационно-методического сопровождения молодого учителя начальных классов)
Юрга 2015
Содержание
Наставничество – одна из форм методической работы…….
Организация наставничества с учителем начальных классов…..
Заключение………….…………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Школа сегодня призвана не просто научить, а создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
В соответствии с этим 4 февраля 1010г. Президент России утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
Этот проект нацелен на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения в образование. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В этом стратегическом документе сформулированы основные направления развития общего образования. «Новая школа» - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Не секрет, что молодые учителя сегодня быстро разочаровываются в работе и уходят из школы, которая не смогла помочь им преодолеть трудности профессионального становления.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Молодой педагог, который только еще овладевает новой областью деятельности, конечно же, делает немало ошибок, испытывает неудачи. Ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают и негативно оценивают его.
Именно в это время молодой учитель пользуется преимущественно противоположными эталонами «хорошо – плохо», а любое непредвиденное событие школьной жизни вызывает у него или позитивное, или негативное подавленное состояние.
Чтобы молодые специалисты остались в школе, необходимо совершенствование механизмов закрепления молодых специалистов в сфере школьного образования и внедрение в систему школьного образования института наставничества.
Наставничество – одна из форм сопровождения профессионального роста педагога
В 2012-1013 учебном году администрация школы обратилась ко мне с предложением осуществлять наставничество молодого учителя начальных классов Мастаковой Анастасии Алексеевны.
Мною была изучена литература, ИНТЕРНЕТ-ресурсы и опыт работы с молодыми педагогами в школе №1 (Седлецкой Н. И. (учитель немецкого языка, наставник), Индучной Г. А. (зам. директора по УВР), Королевой О. Н. (учитель русского языка), Пахомовой Т. В. (зам. директора по УВР, учитель начальных классов)).
Для работы с молодым специалистом был разработан план «Педагогический союз». Данный план рассчитан на реализацию в течение 2 лет.
Цель: формирование системы информационно-методического сопровождения профессионального роста молодого педагога.
Задачи:
Выявить проблемы профессиональной подготовки и личностного эмоционального взаимодействия с профессиональным, ученическим и социальным сообществами.
Создать условия для адаптации к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Содействовать ускорению процесса профессионального становления учителя и развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
С моей точки зрения наставничество должно предусматривать два аспекта взаимодействия: организацию систематической работы педагогического сообщества по развитию у молодого учителя необходимых навыков и умений осуществления педагогической деятельности и создание условий для личностного роста и развития.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому свою деятельность как наставника я выстроила в четыре этапа:
1й этап – диагностический. Выявление профессиональных, личностных проблем педагога. Разработка программы адаптации.
2й этап – адаптационный. Определение круга обязанностей и полномочий молодого учителя. Реализация программы адаптации.
3й этап – основной (профессиональное становление). Развитие и корректировки профессиональных умений молодого учителя, построение карты профессионального роста.
4й этап – контрольно-оценочный. Оценка уровня профессиональной компетентности молодого педагога.
Моя работа в качестве наставника началась со знакомства с молодым педагогом, которое проходило в несколько этапов: первичное знакомство в процессе беседы; представление Анастасии Алексеевны на методическом объединении учителей начальных классов школы; совместное оформление папки профессиональных достижений.
Следующим направлением нашей совместной работы стала диагностика профессиональных затруднений молодого учителя.
Первым делом педагог-психолог, Сибиркина Любовь Александровна предложила Анастасии Алексеевне, молодому специалисту, тест (См. Приложение 3), а потом с ней провела беседу, о том, как она оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволил определить одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его "педагогическую стрессоустойчивость".
Мною, как педагогом – наставником, был проведен тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения. В ходе тестирования было выявлено, что у Анастасии Алексеевны преобладает стиль Активного взаимодействия «Союз».( См. Приложение № 5 )
Совместно с Любовью Александровной, педагогом-психологом, мы изучила личность молодого специалиста, выявила положительные и отрицательные свойства характера. Для анализа личностной сферы мы использовали следующие методики: тест Айзенка (определяется тип темперамента), тест фигур (раскрывается типология личности), социометрии (устанавливается социометрический статус) и т. д. Степень практической подготовленности Анастасии Алексеевны я отслеживался в результате наблюдений за организацией и проведением уроков, организацией воспитательно-образовательного процесса в классе.
С Анастасией Алексеевной было проведено практическое занятие «Как вести классный журнал».
При собеседовании с Анастасией Алексеевной по итогам диагностики были выявлены проблемы, решение которых необходимо в первую очередь.
Первостепенно мы обозначили проблему выбора инструментария для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям. Совместно с заместителем директора школы по УВР, Пахомовой Т.В. мы разработали карту профессионального и личностного роста учителя начальных классов Мастаковой Анастасии Алексеевны.(См. Приложение №3 )
Для работы с Анастасией Алексеевной был составлен план работы на два года.
ПЛАН РАБОТЫ
(деятельность молодого педагога – зелёный, деятельность наставников-синий)
№ п/п Форма работы Содержание работы Ответственный Сроки выполнения Профессиональный продукт (результат)
Диагностический этап (с сентября по декабрь)
1 Тестирование Выявление у учителя "педагогической стрессоустойчивости". Педагог- -психолог август Педагог- -психолог- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста Молодой учитель-
2
Тестирование Выявление тенденций к стилям педагогического общения. Наставник сентябрь Наставник-выявление стиля общения
Молодой учитель- учиться у наставника передовым методам и формам работы, знакомство со стилями общения
3
Тестирование Определение типа темперамента по тесту Айзенка, Наставник
Педагог- -психолог октябрь Педагог- -психолог- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста,
4
Тестирование Раскрытие типологии личности при помощи теста фигур Педагог- -психолог
наставник Октябрь-ноябрь Педагог- -психолог, наставник-- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
Молодой учитель-- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
5
Тестирование Установление социометрического статуса при помощи социометрии Педагог- -психолог
наставник Ноябрь- декабрь Наставник- изучать о отношение молодого учителя к учащимся и их родителям,
Молодой специалист- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
Адаптационный этап 1 Индивидуальное собеседование Изучение инструктивно-методических рекомендаций по предмету.
Знакомство молодого специалиста с требованиями по ведению и проверке классных журналов, тетрадей учащихся, дневников. Разработка календарно-тематических и поурочных планов
Заместитель директора по учебной работе- Т. В. Пахомова, наставник- Е.В.Кондрашова
август Наставник – разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
Завуч- знакомство молодого специалиста с требованиями по ведению и проверке классных журналов,
Молодой специалист- изучить нормативные документы
2 Заседание методического объединения по теме « Самообразование педагога» Проектирование учебного процесса.
Выбор темы самообразования; график открытого урока и внеклассного мероприятия.
Е.В.Кондрашова сентябрь Наставник - помощь при выборе темы
Молодой специалист- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
3 Анкетирование, посещение учебных и внеурочных занятий Диагностирование профессиональных затруднений молодого учителя; оказание методической помощи, помощи взаимодействия с педколлективом Заместитель директора по учебно-методической работе Т.В.Пахомова, педагог-психолог- Л.А.Сибиркинасентябрь - ноябрь Наставник-помощь при составлении внеурочного занятия
Молодой учитель –показать внеурочное занятие
4 Методическое заседание № 1 по вопросу «Методические требования к современному уроку» Постановка триединой цели урока (методические рекомендации). Методические требования к современному уроку, развитие коммуникативных способностей
Заместитель директора по учебно-методической работе - Т.В.Пахомова октябрь Наставник- дать памятку с методическими рекомендациями к современному уроку
Молодой специалист- повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
5 Методическое заседание № 2 по теме «Контрольно –оценочная деятельность по предмету» Контрольно-оценочная деятельность по предмету Заместитель директора по учебно-методической работе, наставник-Е.В, Кондрашова
декабрь Наставник- дать критерии оценивания учащихся
Молодой специалист- овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
6 Методическое заседание № 3 по теме «Анализ и самоанализ урока» Анализ и самоанализ урока и внеклассного занятия Заместитель директора по учебно-методической работе- Т.В.Пахомова, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе-О.Н.Королёвафевраль Наставник- контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;составить памятку по теме заседания
Молодой специалист-использовать памятку при анализе урока, внеклассного мероприятия
7 Методическое заседание № 4 по теме «Использование ИКТ ЭСО на уроках и во внеурочное время» Использование ИКТ и ЭСО на уроке и во внеурочное время (методические рекомендации) Заместитель директора по учебной работе-Т.В.Пахомова, наставник- Е.В.Кондрашоваапрель Наставник-мастер- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста
Молодой специалист-фрагмент урока с применением ИКТ
8 Микроисследование (заседание методического объединения) по теме «Оценка уровня самоанализа молодого учителя» «Оценка уровня самоанализа молодого учителя – инструмент преодоления проблем в педагогической деятельности» (анализ работы) Педагог-пихолог- Л.А.Сибиркина; наставник- Е.В. Кондрашова май - июнь Наставник- составить отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации,
Наставник –анализ проделанной работы презентация
9 Заседания методического объединения Работа в методическом объединении Наставник-Е.В.Кондрашова; руководитель МО – М.Ю. Лукашова в течение года Наставник- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией,
Молодой специалист- постоянно работать над повышением профессионального мастерства
Курсовая переподготовка Участие в курсах повышения квалификации, городских и областных семинарах и др. Заместитель директора по учебной работе- Т.В.Пахомова, в течение года Основной этап (профессиональное становление) Консультации, собеседования, анкетирования Посещение уроков и внеклассных мероприятий (анализ и самоанализ)
Администрация, наставник, педагог-психолог
в течение года Наставник- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
Молодой специалист-овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
Посещение молодым учителем занятий творчески работающих учителей в течение года Молодой специалист- умение работать с классом на основе изучения опыта творчески работающих учителей . Умение проектировать воспитательную систему
Контрольно-оценочный этап 1
Умение работать с документацией Стабильный результат образования Наставник -анализ школьной, классной документации: результатов контрольных работ.
Молодой специалист- умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска.
2
Открытый урок Новизна, оригинальность, целесообразность способов достижения результата Наставник
завуч май Наставник -анализ урока, оценка используемых методических приемов и способов, целесообразность их применения в различных ситуациях, учащихся;
Молодой учитель- самоанализ урока, использование методов и приемов на уроке, становление молодого учителя как учителя-как профессионала.
3
Открытое внеурочное занятие. Разумность и допустимость затрат сил и времени ученика и учителя апрель Наставник-анализ деятельности молодого учителя, оценка стиля его работы, изучение отношения учеников к предмету, учителю, опрос родителей, сбор и анализ данных по самочувствию учеников
Молодой специалист- умение проектировать воспитательную систему, самоанализ занятия, использование ИКТ,
4
Отчет по теме самообразования Профессиональный рост учителя, качество самообразования, май Молодой учитель - отчет по изученной научно-методической литературе, посещенным методическим семинарам и участию в их работе, презентация
2. План работы с молодым учителем второго года
№ Форма работы Содержание работы Ответственный Время выполнения
1 Индивидуальное собеседование Изучение инструктивно-методических рекомендаций по предмету Заместитель директора по учебной работе-
Т.В.Пахомова
август
2 Заседание методического объединения Проектирование учебного процесса. Разработка календарно-тематических и поурочных планов.
Выбор темы самообразования; график открытого урока и внеклассного мероприятия Наставник-Е.В.Кондращовасентябрь
3 Анкетирование, посещение учебных и внеучебных занятий Анализ работы за 2012/2013 учебный год с учётом результата диагностики; оказание методической помощи; анализ профессиональных затруднений Педагог-психолог- Л.А.Сибиркина; заместитель директора по учебной работе- Т.В. Пахомова ; руководитель МО - М.Ю. Лукашова сентябрь - октябрь
4 Методическое заседание № 1 Самообразование педагога в формате проблемного поля учреждения образования (разработка плана по самообразованию) Заместитель директора по учебной работе- Т.В. Пахомова; руководитель МО- М.Ю. Лукашова сентябрь
5 Методическое заседание № 2 Организация работы в рамках программы «Одарённые дети» Заместитель директора по учебной работе- Т.В. Пахомова, наставник- Е.В.Кондращованоябрь
6 Методическое заседание № 3 Контрольно-оценочная деятельность по предмету Заместитель директора по учебной работе-
Т.В. Пахомова январь
7 Методическое заседание № 4 Эффективность использования ИКТ и ЭСО на уроках в начальной школе. Заместитель директора по учебной работе
Т.В. Пахомова март
8 Методическое заседание № 5 Методические рекомендации по оформлению материалов отчётов работы за учебный год Заместитель директора по учебной работе
Т.В. Пахомова апрель
9. Микроисследование (заседание методического объединения) «Оценка уровня самоанализа молодого учителя – инструмент преодоления проблем в педагогической деятельности» (анализ работы) Педагог-психолог–Л.А. Сибиркина; наставник – Е.В.Кондрашовамай - июнь
10 Заседания методического объединения Работа в методическом объединении Наставник; руководитель МО в течение года
11 Конкурсы, конференции, семинары.
Участие в конкурсах педмастерства различного уровня
Администрация, наставник- Е.В.Кондрашова в течение года
12 Курсовая переподготовка. Участие в курсах повышения квалификации, городских семинарах и др. Заместитель директора по учебной работе-
Т.В. Пахомова в течение года
13 Консультации, собеседования, анкетирования. Посещение уроков и внеклассных мероприятий (анализ и самоанализ)
Администрация, наставник – Е.В.Кондрашова руководитель МО- М.Ю. Лукашова
в течение года
14 Посещение молодым учителем занятий творчески работающих учителей Наставник – Е.В.Кондрашова в течение года
В качестве наставника я взяла на себя ответственность за обучение молодого педагога основам профессионального мастерства, заботу о постоянном развитии и профессиональном росте моей подопечной, решение всех профессиональных вопросов, с которыми Анастасия Алексеевна обращалась ко мне. Я заинтересована в постоянном целенаправленном общении с Анастасией Алексеевной и порой я сама являюсь я инициатором этого общения, я принимаю на себя обязательство быть позитивной при оценке результатов её работы, терпимой к ошибкам своей подопечной, вселять в неё уверенность в том, что она совместно со мной добьется поставленных целей и задач., индивидуальные консультации, оказывала пропедевтическую поддержку молодому педагогу, посещала уроки математики, литературного чтения с последующим их анализом
Совместно с Анастасией Алексеевной мы подготовили открытое занятие по внеурочной деятельности в рамках городской «Методической декады». Занятие было проведено на хорошем уровне. Я помогла Анастасии Алексеевне подготовиться к городскому конкурсу «Марафон здоровья».По мнению Анастасии Алексеевны, молодого специалиста, о проведенных мастер-классах: «Мастер-классы помогают расти профессионально, они объединяют нас, мы делимся друг с другом своим проблемами и пусть маленьким, но все же опытом». Мастер-классы посещали и опытные педагоги школы, наряду с молодым специалистом. Общение молодого педагога с опытными учителями полезно и продуктивно, так как молодой педагог получал практические рекомендации по проведению различных типов уроков, ему подсказывали, как себя вести в той или иной ситуации, как выходить из конфликтов, неизбежно сопровождающих работу начинающего учителя.
С первого месяца работы Анастасия Алексеевна была вовлечена в школьное методическое объединение. Ей была предложена тема «Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках» с последующим рефератом, который был обсужден в конце года на заседании методического объединения. Также в конце учебного годаАнастасия Алексеевна сделала письменный отчёт, в котором отразила выполнение индивидуального плана, участие в методической, научно исследовательской работе, в общественной жизни коллектива. Это нужно было не только для контроля, не для того, чтобы «погрозить пальцем» начинающему педагогу — это нужно для него, для самоосмысления своих трудностей и достижений.
Электронной почтой – этим современным способом общения — молодому педагогу отсылался необходимый материал: планы уроков, методики решения задач, мультимедийные презентации. Ещё одним способом методической помощи молодому специалисту стало общение в программе «Skype»: колоссальная экономия времени, практически мгновенный ответ на возникшую проблему молодого специалиста, возможность помощи во время подготовки учителя к уроку в вечернее время, моральная поддержка и совет в трудных ситуациях.
Составленный план работы с молодым специалистом включал в себя также и анализ учебной программы, выявление трудных тем: систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениямив ходе своей работы сталкивается молодой учитель.
Вывод:
Именно правильно выстроенный процесс сопровождения профессионального роста педагога играет ключевую роль в образовательном учреждении, так как эффективность развития и использования личностного и профессионального потенциала педагога обуславливает успешность функционирования и перспективы развития всего образовательного учреждения.Вхождение молодого специалиста в условия трудовых отношений ставит его перед необходимостью включения в систему внутриорганизационных связей. Организация заинтересована в том, чтобы принятый на работу специалист в оптимальных срок освоил свои функциональные обязанности и начал работать с максимальной отдачей. Педагоги – наставники осознают важность своей деятельности и возможность распространения профессионального и личностного опыта. В этой системе становится необходимым условие проявление профессиональных успехов опытных педагогов, ведь только личный пример наставников и погружение в атмосферу успешности и взаимообогащения даёт возможность полноценно и эффективно развиваться педагогическому коллективу.
Таким образом, опытные учителя и молодые специалисты общаются на протяжении сравнительно долгого времени, становятся взаимо полезными друг другу. Молодые специалисты вносят инновационные идеи в образовательный процесс, а опытные педагоги знакомят их ближе с работой, консультируют, совместно анализируют учебно-воспитательные мероприятия. А поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник всячески способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он воспитывает в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Сегодня молодой педагог готов участвовать в конкурсах. Пусто пока еще не достигнуты педагогические высоты в профессиональной деятельности. Но уже то. Что молодой специалист увлеченно и самозабвенно развивает в детях способности ,не остается безучастным к судьбам учеников, пользуется уважением и признательностью со стороны родителей учащихся – все это не вызывает сомнений – перед нами будущий профессионал.