Конспект урока : Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Урок ОБЖ
Класс 5 класс
Тема: Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Цель: Познакомить учащихся с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Организационный момент
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
Приветствуют, присаживаются, проверяют готовность у року, рассматривают раздаточный материал.
Здравствуйте, присаживайтесь, проверьте готовность к уроку, рассмотрите раздаточный материал
На столах бинты разной ширина, пластыри, средства дезинфекции (йод, зеленка, асептический раствор), вата (ватные диски)
Проверка домашнего задания
Устный опрос по домашнему заданию используя устный и письменный опрос.
Правильность формулирования ответов учащихся.
Следует пользоваться предварительно разношенной (но и не слишком свободной) обувью, без неровностей и складок внутри. Носки должны быть из мягкого материала, по размеру, без узлов, заплат, грубой штопки.
Варианты ответов:
Использовать специальную жидкость для разнашивания обуви.
На место где обувь трет необходимо положить ватку смоченную уксусной кислотой, кожу предварительно защитить слоем пластыря (пятку заклеить пластырем)
Налить воды и разносить на несколько толстых носок
Варианты ответов:
Обнаружив признаки потёртости (покраснение кожи, её болезненность), необходимо заклеить повреждённый участок кожи лейкопластырем, подогнать обувь и дать ноге отдохнуть.
По возможности на время заживания раны носить удобную обувь
Показывает на демонстрационной кукле.
Если мозоль уже образовалась, то вскрыв пузырь иголкой (заранее дезинфицированной)
надо наложить на это место тугую повязку с синтомициновой эмульсией.
Повязка должна быть компактной.
Парная работа, оказывают наложение повязки при ссадине локтя и порезе пальца. Вызывается одна пара, демонстрирует правильность наложения повязки и этапы работы.
При порезе необходимо прижать ранку пальцем (через стерильную салфетку) на несколько минут, затем обработать рая ранки раствором йода или перекиси водорода и наложить бинт. При необходимости доставить в лечебное учреждение.
При ссадине, ранку промыть перекисью водорода и обработать йодом, повязку накладывать необязательно.
Прежде чем оказывать помощь, тщательно вымой руки.
Выставляют себе оценки по заданным критериям.
Далеко не убираем раздаточный материал и переходим к проверке домашнего задания, не только теоретической, но и практической.
Как можно предупредить образование потёртостей и мозолей?
А что нужно сделать если все таки обувь трет?
Молодцы, верно!
Что предпринять, если потёртость или мозоль уже образовались?
Продемонстрируйте пошагово, что нужно сделать с образовавшейся мозолью?
Продемонстрируйте приемы оказания первой медицинской помощи при порезе или ссадине!
О каком самом главном правиле оказания ПМП мы забыли упомянуть?
Подведем итоги проверки домашнего задания. Как вы оцениваете свои ответы? выставите себе оценки в табель оценивания!
Осуществляют взаимоконтроль.
Слайд 1.
Приложение 1
Изучение нового учебного материала.
Умение работать с учебником
Изучить особенности оказания первой медицинской помощи, расширить представления учеников о разнообразии способов оказания ПМП при различных травмах
Высказывают предположения.
Высказывают предположения:
Познакомится с видами травм
Изучить правила оказания ПМП
Рассмотреть особенности травм, для различия между собой.
Высказывают предположения:
Ушибы.
Растяжения.
Сдавление.
Вывихи.
Переломы.
Высказывают предположения:
Синяк
Гематома
Травма без повреждения кожи, иногда с кровоподтёком.
Признаками ушиба являются:
Боль.
Покраснение.
Припухлость.
Повышение температуры в месте ушиба.
Высказывают предположения: тяжесть повреждения зависит от:
От величины веса и формы предмета
От силы удара
От возраста пострадавшего
От места травмы
Высказывают предположения:
Холод на место ушиба
сделать тугое бинтование
Бинтование предотвратит разрастание кровоподтека
Холод снимет болевой синдром и предотвратит разрастание кровоподтека
Приступают к самостоятельному выполнению задания.
Обмениваются листами и проверяют работы.
Самостоятельно выставляют оценки за собственные работы.
Посмотрите внимательно на раздаточный материал на своих столах, вспомните прошлом уроке и предположите какая тема нашего урока сегодня?
Давайте обобщим все выше сказанное и запишем тему урока «Первая медицинская помощь при травмах»
Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке? Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
А вот какая цель стоит передо мной на сегодняшний урок: познакомиться с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи.
Нередко от падения, неловкого движения, удара о твёрдый предмет могут произойти различные травмы – от лёгких ушибов тканей до тяжёлых переломов костей.
Какие же виды травм существуют?
Давайте проверим ваши ответы.
Молодцы!
Давайте поговорим про самый первый вид травм – УШИБ. Как вы считаете как ушиб отличить от других травм? Что это такое?
А какие же тогда признаки ушиба?
А от чего будет зависеть тяжесть повреждения?
Молодцы!
Как же оказать помощь при ушибе? Работаем в паре, 1вариант пострадавший, 2 вариант оказывает ПМП. Желающие выйдут продемонстрируют алгоритм и правильность оказания ПМП, проговаривая каждый пункт. Осуществляем взаимоконтроль.
Как вы считаете для чего нужно нанести тугую повязку и наложить холод?
Верно!
Теперь обращаем внимание раздаточные листы с заданием 1, на них вы видите описание, признаки и ПМП других видов травм. Ваше задание соотнести колонки. На выполнение 5 минут.
Обменяйтесь тетрадями и обратите внимание на слайде показаны правильные ответы. Поднимите руки у кого все ответы оказались правильными?
Теперь обратитесь к критериям оценивания, если у вас не одной ошибки, то ставьте себе на листах оценку 5, если 1-2 ошибки то оценку 4, если 3 ошибки то оценку 3, если более трех ошибок то увы.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4
Слайд 5.
Слайд 6.
Закрепление учебного материала
Опрос учащихся по пройденному материалу. Ответы на вопросы учащихся кто что не понял во время урока.
Выполняют ПМП, рассказывают о признаках, особенностях травм.
Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Пожеланию выходим 4 пары. Вытягиваете вид травмы, оказываете ПМП и рассказываете о признаках.
Учащиеся исправляют ошибки одноклассников.
Рефлексия.
Достигнута ли цель на уроке которую ставили вначале.
Озвучивание домашнего задания.
Цели, поставленные на урок, достигнуты.
Полученные знания могут пригодится в быту или экстремальной ситуации для оказания ПМП себе или другим людям.
Выставляют оценки.
Записывают домашнее задание в дневник.
Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Подумайте и ответьте достигли ли вы целей поставленных перед собой на этот урок?
Где вам могут пригодится полученные знания?
Оцените свою работу на уроке, поставьте оценку в бланке оценивания, соблюдая критерии.
Домашнее задание:
Подготовьте презентацию о других видах травм, обязательно описание, признаки и ПМП при данной травме.
Слайд 7
Приложение 1.
Табель оценок
Все ответы верны
Оценка «5»
Допустил незначительны ошибки
оценка «4»
Необходимо еще поучить оценка «3»
Я вообще ничего не знаю!
Оценка «2»
Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа по карточкам
Закрепление материала (те кто отвечал)
Как я сегодня работал на уроке
Приложение 2.
3. Вывих
Растяжение связок
2. Перелом
3.
Самим НЕ ВПРАВЛЯТЬ!
Холод на сустав.
1-2 таблетки обезболивающего препарата.
Иммобилизация и госпитализация. Чем быстрее пострадавший будет доставлен в лечебное учреждение, тем легче лечение.
1.
Западение в области сустава.
Боль.
Невозможность движения.
Возможен кровоподтек
1.
Сразу наложить холод на место повреждения. Затем зафиксировать его эластичным бинтом, но не заматывать его слишком туго, чтобы не нарушить кровообращение. Поверх бинта к травмированному месту полезно снова приложить холод. При необходимости доставить в больницу для исключения более серьезных повреждений.
3.
Изменение формы конечности
Боль, припухлость, кровоподтеки в месте травмы
При открытых - рваная рана с видимыми отломками кости, или без них.
Нарушение функции конечности.
1.Полное или частичное нарушение целостности кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.
Бывает закрытым и открыты, со смещение и без.
3.Возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный.
2. Выяснить место наибольшей болезненности и обстоятельства получения травмы. При открытом переломе одежду над местом перелома РАЗРЕЗАТЬ (не снимать). ВНИМАНИЕ! В случае открытого перелома в рану отломки кости НЕ ВПРАВЛЯТЬ! Осмотреть рану, определить вид и силу кровотечения, произвести остановку кровотечения и обработку раны. Зафиксировать конечность. Доставить в больницу!
2.
Постоянная боль.
Кровоизлияние в месте травмы.
Резкое ограничение функции сустава.
Болезненность при нажиме.
Конечность не деформируется
2.Это смещение кости в суставе. Он возникает при резких движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. Легко определяется по деформации сустава.
15