Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики
Спиридонова Елена Сергеевна
Учитель математики высшей категории
МБОУ СОШ № 10 г. Хилок
Забайкальский край, Хилокский район
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
Мой стаж работы учителем математики – 20 лет. Объективно математика вызывает трудности у многих учащихся. В своей работе стремлюсь использовать разнообразные методические приёмы, от которых зависит активность, самостоятельность, творческое мышление учащихся на уроке. Активизация познавательной деятельности – это обоюдный процесс: учитель создаёт условия, ученик демонстрирует результат этих условий.
Я создаю ситуации успеха учащимся различного уровня способностей на каждом этапе урока. Предлагаю некоторые приёмы, используемые мною на практике.
Организационный момент – Уплотнённый устный счёт. Числа и действия над ними учащиеся воспринимают на слух и в примеры обязательно включены некоторые числа из домашней работы. Дети об этом предупреждаются заранее и при получении вышеназванных чисел в вычислениях делают определённый знак например хлопок в ладоши. Деловой настрой, концентрация внимания максимальная.
Формулировка целей урока – девизы, побуждающие к действию, создающие мажорный настрой: «Хочешь в жизни успешным стать?! Научись десятичные дроби умножать!» «Упорное трудностей преодоление – на десятичную дробь деление!» «Успевай! Необыкновенное в обыкновенных дробях открывай!».
Активизации познавательной деятельности способствует работа по изучению нового материала в постоянных (сменных) звеньях. В каждом звене ученики высокого уровня обученности ( консультант, координатор), средних способностей и слабо успевающий. Ребята сами изучают тему урока, контролируют друг друга, составляют опорные схемы и(или) карточки – консультанты, которые используют при первичном закреплении, повторении материала.
Учащимся продвинутого уровня обученности на любом уроке по выбору предлагаю выбрать индивидуальные маршруты практикумов, включающие задачи, расширяющие круг математических знаний и представлений.
Активизации познавательного интереса способствуют Математические викторины (заключительные уроки в каждой четверти); олимпиады (осенняя, зимняя, весенняя); Интеллектуальные состязания смешанных команд учащихся 5-9 классов; участие в российских олимпиадах.
Ещё один из наиболее эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках – метод проектов. В домашнем задании предлагалось проследить свою родословную. Группы учащихся приступила к составлению и защите проектов «Значимые числа моей родословной» «Выпускники школы: годы и судьбы».
Использование рассмотренных приёмов в своей работе способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
15