Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Учитель математики ГБОУ Школа №887 СП 3
г.Москва
Траченко В.П.
Хороший урок, неоднократно констатируется педагогической наукой тот, где царит деловая творческая обстановка, где желание школьников, размышлять бьет ключом, где охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом не боясь попасть впросак.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью», - утверждал Л.Н. Толстой. Качество урока имеет большую амплитуду колебания, причем сила этого колебания прежде всего зависит от того, что делает, о чем думает и какую внутреннюю работу совершает ученик на уроке. Ведь хороший урок всегда отличается тем, что он насыщен многообразием учебных ситуаций и каждая вызывает множество вопросов, сомнений, удивлений, а порой и настороженность. Эти ситуации не только углубляют понимание учащимися того, что изучается, исследуется, но одновременно наталкивает ученика на то, что он не понимает, на выявление им причин непонимания, учат его формулировать вопросы к тому, что он не понимает и намечать пути преодоления непонимаемого.
Так рождается в деятельности школьника драгоценные моменты, которые подводят его к поискам, догадкам, озарениям и радостям открытий. Одна из главных конкретных целей каждого урока заключается в формировании активного самостоятельного мышления ученика. Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация учения. Мотивация учения - сложный процесс детерминации поведения учащихся, создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений учащихся.
Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую направляющую и смыслообразующую. Проще всего учителю сформировать побуждение к учению, например, вызвав у ученика первичный интерес с помощью интересной демонстрации, используя материал из истории предмета, включая в урок занимательный материал, показывая применение того или иного материала в жизни (практическое применение).
Но так как эта функция мотивации неустойчива, то действия педагога должны быть рассчитаны на создание организующей функции мотивации, затем смыслообразующей. Тогда познавательные мотивы первого учебного уровня (желания ходить в школу, удовлетворять любознательность, получать хорошие оценки )уступают мотивам более смыслообразующего, самообразовательного уровня, в результате чего учение для школьника становится потребностью. Он может самостоятельно планировать цели своих действий способы их достижения. Обучение достигает высшей цели.
Множество разнообразных мотивов учения (в том числе и отрицательных) можно разделить на две большие группы (по отношению к ученику):
1. Мотивы учебной деятельности, явно связанные с особенностями конкретного ученика, с его конкретным отношением и восприятием процесса учения:
а) разнообразные цели учения, например, приобретение знаний и умений для чего - либо, либо удовлетворение любознательности, осознанное расширение кругозора, принести радость близким, стать лучшим и т.д.;
б) результаты учения (награда, успех, удовольствие, общественное одобрение, престиж и т.д.;
в) процесс учения (ощущение радости познания, возможность преодоления затруднений, самовыражение, самовоспитание, радость общения в коллективе товарищей, моральное удовлетворение от поощрения и др.
2. Мотивы связанные с другими особенностями учения:
а) авторитет конкретных лиц, стремление походить на них, заслужить их одобрение, это прежде всего личность учителя, его особенное влияние выдающихся личностей (ученых, писателей, деятелей культуры).
б) стимулирующее воздействие методов обучения, т.к. каждый из методов организации учебной деятельности обладает стимулирующим мотивационным воздействием.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Пять уровней развития познавательных интересов подростков:
I уровень соответствует ученикам, не проявляющим интереса к учению. Их характеризует познавательная инертность, «выученная беспомощность». Как правило это второгодники.
II уровень соответствует ученикам, проявляющим неустойчивый эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам учебной деятельности. Их характеризует низкий уровень самостоятельности, растерянность в новых условиях и ситуациях.
III уровень познавательных интересов занимает среднее положение в нашей школе. У таких учеников преобладает интерес к результату и отметке, заметно стремление к накоплению информации, любопытным фактам. Уровень активности и самостоятельности средний. Они успешно выполняют действия по инструкции.
IV уровень характеризуется стабильной положительной мотивацией учения. Школьники проявляют интерес к способам познавательной деятельности. У них достаточно высокий уровень
самостоятельности и интерес к сущности явлений и процессов, но стремление разобраться в сложных теоретических вопросах наблюдается редко. Такие ученики успешно справляются с заданиями творческого плана.
V уровень встречается не часто. Таких учеников отличает стремление разобраться в сложных теоретических вопросах, в раскрытии причинно-следственных связей, высокая самостоятельность и активность. Круг знаний этих учеников далеко выходит за рамки школьной программы, познавательная деятельность соответствует продуктивному уровню.
Познавательный интерес как мотив побуждает учащегося не только к восприятию определенного круга явлений, но, что особенно важно для обучения, располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в свою очередь в состоянии удовлетворять и одерживать его познавательный интерес.
Познавательный интерес созданию такой «внутренней среды», таких внутренних импульсов учения, благодаря которым процесс деятельности становится более активным, творческим.
В процессе активной самостоятельной учебной работы, вызываемой интересом, возникают особые специфические переживания, которые выходят за пределы его познавательной деятельности и распространяются на моральные и эстетические отношения школьников к интерес играет роль катализатора учебой деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор учебного познания. Основанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - это одно из сильных средств повышения эффективности обучения на уроке.
Мотивация учения не составляет отдельного этапа какого-либо урока или группы уроков. Эта работа ведется на каждом этапе в течении каждого урока, всего учебного года. Педагогическое руководство «конструированием» мотивов учения каждого ученика связано самым непосредственным образом связано со структурой и формами организации урока методами обучения. Учащиеся должны представлять развитие научного знания в широком культурном и мировоззренческом контексте, видеть и достаточно глубоко осознавать связь развития с историей общества и культуры. Такое преподавание должно опираться на учебники и учебные пособия нового типа, в которых раскрывались бы скрытые механизмы решения познавательных задач, лежащих в основании порождения знаний, борьба идей в процессе его развития общая историко-культурная атмосфера, стимулирующая и вливающая его.
Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ по сравнению с другими мотивами. Он раньше, легче и отчетливее, чем другие мотивы, осознается учениками, его конкретность и реальность побуждений видна субъекту. Его легче обнаружить, распознать, вызвать и тем самым объективировать.
Г.И. Щукина вычленила признаки отличающие познавательный интерес учащихся от других мотивов учения.
- Познавательный интерес - наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов деятельности.
- Познавательный интерес как мотив учения «раньше и более ясно сознается школьниками».
- Познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду» развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат.
- Познавательный интерес развивается раньше других мотивов и взаимодействует с ними.
К этому перечню следует добавить признак, выделенный А.П. Павловым:
- Познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер» Следует отметить, что изложенной позиции противостоят взгляды психологов, которые не относят интерес к мотивам, указывая при этом на отличия в природе сопоставляемых феноменов.
Как общий феномен интереса познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями. Условно выделяют четыре последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес.
Любопытство рассматривается нами как начальная стадия избирательного отношения, обусловленная внешними, неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание учащихся, вызывающими их удивление. Ученик на данной стадии довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Но занимательность может послужить отправным моментом в выявлении познавательного интереса (далее будет подробно сказано занимательности).
Любознательность, следующая важная стадия развития интереса школьника, характеризуется стремлением учащихся проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются. достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность как устойчивая черта характера делает человеческий ум пытливым, ищущим.
В своем развитии познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью на учебные предметы, мотивацией, где важное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, поиском интересующей информации.
Особую ступень занимает творческий интерес - это ступень активного воздействия человека на мир, с формированием мировоззрения, с его убеждениями о силе и возможностях науки.
Рассмотрим некоторые пути и средства формирования мотивации школьников к учению.
Различают два общих способа, два пути формирования мотивации. Первый из них заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, образцов того, какими должны мотивы учения. При этом сам воспитуемый должен постепенно превратить эти мотивы из внешне понимаемых во внутренние и принятые, в реально действующие.
Этот механизм (путь) называют механизмом формирования мотивации «сверху вниз». «Недостаточность этого способа в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений», - отмечает А.К. Маркова.
Второй механизм (снизу вверх) заключается в том, что ребенок включается воспитателем в реальные виды деятельности и приобретает практический опыт нравственного поведения, так как в процессе деятельности ситуативные побуждения воспитуемого при их систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Недостатком этого способа формирования мотивации является то, что «воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы».
В данной статье много говорится про эти два механизма, поскольку полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать их в себя.
Возникновению и развитию мотивации способствует тщательно отобранное содержание материала, вынесенного на урок. Средствами, связанными с содержанием учебного материала, побуждающими формирование мотивации учения могут быть:
- практическая значимость изучаемого материала для ученика;
- доступность учебного материала; -новизна;
- соответствие содержания учебного материала наличным или вновь возникающим потребностям ребенка;
- наглядность и занимательность материала.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят.
Есть еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
Различные формы работы с книгой.
Использование возможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания).
Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
Использование проблемных ситуаций.
Изложение материала блоками.
Наглядность, доступность оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; анкетирование, тестирование.
Наблюдение за речью, рецензирование по схеме плану.
Список используемой литературы.
Глейзер Г.И. «История математики в средней школе»
Гусев В.А. «Психолого-педагогические основы обучения математике»
Гримак Л.П. «Резервы человеческой психики»
Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы»
Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы»
15