Развлекательное мероприятие в летнем лагере Все дело в шляпе.
Сценарий познавательной конкурсной программы для школьников «Всё дело в шляпе »
Предварительная подготовка. Каждый участник изготавливает оригинальную шляпу, придумывает ее название. Все участники объединяются в две команды. Все конкурсы оценивает жюри.
Ведущий. Шляпы, шляпы... О них пишут рассказы, слагают песни, даже фильмы снимают. Помните «Соломенную шляпку»?
Все старые, а пуще — молодые,
Храните ваши шляпы золотые,
Храните до конца — в этом соль.
Когда над головой грохочут громы,
Способна даже пригоршня соломы
Сыграть в судьбе решающую роль.
А вот что сказала о шляпах известная киноактриса Марлен Дитрих: «Шляпы могут доставить много радости и привести женщину в хорошее расположение духа. Кто иронически хмыкает, тот не имеет представления о важности этой маленькой вещицы». И действительно, трудно найти женщину, в гардеробе которой нет хотя бы одной шляпы, ибо шляпа делает женщину неповторимой, элегантной. Да и мужчины с удовольствием носят шляпы. Трудно представить себе загадочного мистера Икса без цилиндра или обольстительного Дон Жуана без широкополой шляпы.
Звучит лирическая музыка.
Команды занимают свои места.
Конкурс «Шапочное знакомство»
Участники должны вспомнить как можно больше названий головных уборов за одну минуту и по очереди их называть. (Пилотка, берет, буденовка, шляпка, шапка, кепка, каска, панама, чалма, цилиндр, котелок, тюбетейка, бейсболка, сомбреро, картуз, папаха, кубанка, треух, шлем, чепчик, колпак, ушанка, треуголка, бескозырка, тюрбан...)Конкурс «Презентация шляпы»
Звучит вальс Г. Свиридова к кинофильму «Метель». Участники в своих оригинальных шляпах проходят мимо зрителей и жюри. Затем каждая команда по своему выбору «презентует» три шляпы, рассказывает о их достоинствах.
«Шляпная дискуссия»
Ведущий. В моей шляпе (показывает) — интересные вопросы. Каждый вопрос записан на листочке, листочки свернуты в трубочки. Сейчас команды по очереди будут вынимать из шляпы листочки и отвечать на вопросы. Если команда затрудняется дать ответ, другая команда может получить дополнительное очко, ответив на вопрос.
Вопросы для конкурса
1. Кто автор рассказа «Живая шляпа»? (Я. Носов)
2. При изготовлении какого головного убора для Советской Армии за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (Буденовка)
3. Назовите шлягер группы «На-на» о головном уборе. («Упала шляпа».)
4. Назовите хобби известного телеведущего Валдиса Пельша и объясните значение этого слова. (Коллекционирование касок. Слово «каска» к нам пришло из испанского языка и означает «череп», «черепок», «осколок».)
5. Назовите шляпу, защищающую от жары, которая получила свое название от имени страны, расположенной на американском континенте. (Панама)
6. Какие неодушевленные предметы тоже «носят» шляпу или шапку? (Подсолнух, гвоздь, гриб.)
7. Какими цветами была украшена соломенная шляпка в музыкальном телефильме «Соломенная шляпка»? (Маками)
8. Какой головной убор на Востоке раньше носили не только женщины, но и мужчины? (Чалма)
9. Как называется шляпа, получившая свое наименование в честь национального героя освободительной борьбы в Латинской Америке в XIX веке? (Боливар)
10. В одной из кинокомедий героиня (которую играла Фаина Раневская), примеряя шляпу перед зеркалом, произносит знаменитую фразу: «Да, красота — страшная сила». Назовите кинокомедию. («Весна»)
Конкурс «Что в шляпе?»
Для этого конкурса предварительно изготавливается бутафорская шляпа большого размера.
В ней прячут предметы. Какие? Кто быстрее угадает? Команда, угадавшая после первой подсказки, получает 3 балла, после второй — 2 балла, после третьей — 1 балл.
1. — То, что в шляпе, можно поменять на то, что можно поменять на то же самое.
— Как считают учителя, то, что находится в шляпе, не дает вам спокойно сидеть на уроке.
— То, что в шляпе, использовали ремесленники в минувшие времена для пошива обуви.
(Шило. «Шило на мыло».)2. — То, что в шляпе, является символом православного праздника.
— Играет немаловажную роль в судьбе скупого хранителя сокровищ — Кощея.
— Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям, а маленький грызун справился с этим довольно успешно в русской народной сказке «Курочка Ряба».
(Яйцо)
3. — О том, что в шляпе, мы вспоминаем, когда уходим из дома.
— В русской народной загадке об этом предмете говорится так:
Узелок Кузьма — Развязать нельзя.
— Если в слове, обозначающем этот предмет, изменить ударение, получится слово, обозначающее сооружение, в котором прятались феодалы средневековья во время междоусобиц.
(Замок)
4. — Она «родилась» в 1538 году и, следовательно, ей уже более 460 лет.
— Свое название, сохранившееся до настоящего времени, она получила по изображению на лицевой стороне всадника с копьем.
— В середине 90-х годов прошлого века она вышла из оборота, но с января 1998 года опять вернулась в оборот.
(Копейка)
5. — 1 января 1958 года то, что в шляпе, было впервые в России наклеено на бумажный предмет и имело надпись «10 коп. за лот»
— Имеет общее название с денежной единицей некоторых стран.
— Любознательные люди коллекционируют это.
(Марка)
6. — То, что в шляпе, мы можем не только увидеть, но и услышать.
— В прежние времена это было принадлежностью ямщицких, фельдъегерских троек.
— В Кремле стоит его «старший брат» весом свыше 200 тонн, прозванный Царем.
(Колокольчик)
7. — Без этого человечество прожило большую часть своей истории, а сейчас без этого жизнь людей представить невозможно.
— Ювелир, гравер, резчик по камню Иоган Гуттенберг в 1445 году изобрел нечто. Благодаря его изобретению этот предмет получил широкое распространение.
— Франсиск Скорина был одним из первых в XV веке, посвятивших себя распространению этого предмета.
(Книга)
8. — В былые времена, когда парень ухаживал за девушкой, он дарил ей это. Когда муж приезжал из города или приходил на побывку из армии, он привозил это жене.
— Этот предмет был частью одеяния египетских фараонов.
— В репертуаре народной артистки России Людмилы Зыкиной о нем есть песня.
(Платок)
Танцевальная пауза — конкурс «Танцующая шляпа»
Все участники танцуют. Зрители выбирают самого пластичного, оригинального танцора. Он получает приз зрительских симпатий и приносит дополнительное очко своей команде.
Конкурс «Шляпа в крылатых фразах, пословицах, поговорках, загадках»
Участникам необходимо вспомнить загадки, пословицы, поговорки, крылатые фразы о головных уборах и назвать их. На обдумывание дается 1 минута, затем игроки по очереди будут называть фразы.
Возможные ответы
- По Сеньке шапка, по Еремке колпак.
- На воре и шапка горит.
- Пришел к шапочному разбору.
- Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет?
- Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомого встречу,
Соскочу, привечу.
- По Сеньке шапка, по дыре заплатка и т.д.
Конкурс «Меткая шляпа»
От каждой команды в конкурсе принимают участие по два игрока. Одному вручается шляпа, другому — 10 грецких орехов. Один кидает орехи, другой стоит на расстоянии 4—5 метров и ловит их шляпой. Кто быстрее поймает шляпой наибольшее количество орехов?
Конкурс «Скороговорочная шляпа»
От каждой команды выступает один человек. В руках у ведущего шляпа, в которой находятся карточки со скороговорками. Игрок запускает руку в шляпу и выбирает себе карточку. Затем 5 раз произносит скороговорку. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся или ошибся меньшее количество раз.
Скороговорки можно предложить такие:
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Сеньке шапку.
Конкурс «Быстрая шляпа»
Для конкурса нужны: 2 шляпы, 2 вывернутых наизнанку пиджака, 2 галстука, 2 пары ботинок со шнурками.
В конкурсе принимает участие 1 человек от каждой команды.
Звучит веселая музыка. Кто быстрее наденет на себя эти вещи?
Конкурс «Упала шляпа»
Звучит песня в исполнении группа «На-на». К танцу приглашаются по два человека от команды, им вручается шляпа. Они танцуют, соприкасаясь щеками, шляпа — одна на двоих — лежит сверху на головах. Надо исполнить задорный произвольный танец, при этом не уронив шляпу. Уронившие шляпу проигрывают. Если шляпа ни у кого не упала, обе команды считаются победителями в этом конкурсе.
Ведущий. Вот и подошли к концу наши конкурсы. Жюри осталось подвести итоги. А я хочу пожелать всем участникам иметь как можно больше шляп в своем гардеробе, чтобы они соответствовали вашему возрасту, вкусу, характеру.