УТРЕННИК В 3-м КЛАССЕ «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4
Г.-К.КИСЛОВОДСКА
УТРЕННИК В 3-А КЛАССЕ
«ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»
Учитель начальных классов МБОУ Лицей № 4
г.-к. Кисловодска
ЕРИЦЯН ТАМАРА ОГАНЕСОВНА
Март, 2015 г.
УТРЕННИК «ВЕСНА, ВЕСНА НА УЛИЦЕ…»
Перед началом звучат веселые песни. Фоном звучит фонограмма капели, ручейков, грома, дождя.
Вы слышите эти звуки? Это звуки весны!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы заливаются
Весенние звонки!
Ударил гром 12 раз
И замер в стороне,
Природа отдала приказ –
Салютовать весне.
Приказ - черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть!
Фонограмма усиливается. Исполняется песня о весне.
Весна – это пробуждение природы, это много воды, зелени, солнца, чистого воздуха, хорошего настроения.
А чтобы настроение в эти праздничные весенние деньки было отличным, мы пригласили вас
На весенний праздник
Шляпок…
Зонтиков…
И бантиков…
Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове.
Начнем с того, что первые головные уборы найдены при изучении стоянок древнего человека.
Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы.
Один из них, с оленьими рогами, был обнаружен учеными; очевидно, он надевался во время охоты.
А это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность.
Это было давно. А сегодня в гардеробе каждого человека можно увидеть несколько головных уборов. Обычно у женщин это шляпы, а у мужчин – шапки.
Кстати, как вы думаете, что означает слово «шапка»? (Ответы детей и взрослых).
В переводе с французского это слово означает «покрышка».
Вот вы, например, кроме шапки, какую еще «покрышку» носите на голове? Объявляется конкурс «Шапочное знакомство». Выигрывает тот, кто назовет последним головной убор.
Звучит музыка. Объявляется победитель данного конкурса.
Мы вам сейчас предлагаем посмотреть презентацию «Шляпная мода». Подготовила ее Гарибян Анжелина вместе со своей мамой Гарибян А.В.
Просмотр презентации.
Звучит музыка. Аплодисменты. Награждаются участницы – создатели презентации.
Учитель: К нам на праздник пришла гостья, Сенчикова Есения, она еще маленькая, но тоже любит шляпки. Есения прочитает стихотворение «Мамина шляпка».
Учитель: Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как элемент костюма. Изменить свой костюм вы можете, приняв участие в нашей эстафете. Для этого я приглашаю 20 человек. Для каждой команды предлагается по 10 шляп. Проводим эстафету «Чья команда быстрее наденет головной убор». Первый участник надевает головной убор. Следующий снимает шляпу с головы первого и надевает сам. После чего первый участник надевает вторую шляпу, в третий снимает головной убор с головы второго. И так члены команды последовательно снимают шляпы с предыдущих и надевают на себя, пока все не окажутся в головных уборах. А сейчас команды сделают круг почета.
Учитель: Для следующего конкурса необходимо вспомнить пословицы и поговорки о шляпе. (Участвуют в конкурсе дети, а если затрудняются – помогают взрослые).
-По Сеньке шапка.
-На воре и шапка горит.
-Без штанов, а в шляпе.
-Все дело в шляпе.
-Закидали шапками.
-Явиться к шапочному разбору.
(См. приложение).
Награждаются победители конкурса. Звучит музыка.
Проводится конкурс «Шапочный разбор»: 10человек идут под музыку вокруг шляпок, их 9 штук. Как только музыка смолкает, нужно успеть схватить одну из них. Кто не успел, выбывает из игры. Один головной убор убирается. Игра продолжается. Побеждает самый ловкий.
Учитель: Одежда начинается со шляпы. История шляпы полна приключений и превращений. У греков и древних римлян шляпа была привилегией свободного человека. В средние века отчаянная борьба шла за право носить шляпу. Бургундская принцесса могла носить шляпу высотой в один(!) метр, а придворные дамы – лишь 60 см. Во Франции бобровые шляпы носили судьи и нотариусы, черные шапочки – ученые и богословы. В шляпе выставляли на позор: банкрота – в желтой.
Предлагается блицопрос.
Блицопрос «Изучение шляпной темы»
1. Назовите головной убор почтальона Печкина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». (Шапка-ушанка)
2. Какой головной убор носил
— А.С. Пушкин? (Цилиндр)— Чарли Чаплин? (Котелок)
3. Из чего папа Карло сделал головной убор для Буратино? (Из носка)
4. Какой головной убор предпочитает носить Юрий Лужков? (Кепку)
5. Какую шапку нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
6. Назовите головной убор Рассеянного с улицы Бассейной. (Сковорода)
7. Какой головной убор предпочел бы мужчина, одетый в кольчугу? (шлем)
Всем, всем, всем, всем
И в наше время нужен шлем.
И рабочим на дорогах,
Скалолазам на отрогах,Сталеварам у печей и строителям, что могут
Дом сложить из кирпичей.
Шлем обязан надевать
Тот, кто хочет фехтовать.
И пожарник на пожаре.
Носит шлем шахтер в забое
И солдат во время боя.
8. Как по-современному свой шлем называют пожарные, шахтеры, солдаты? (каской)
9. Какие еще головные уборы в российской армии можно увидеть? (бескозырку).
Жюри выбирает самых активных детей, отвечавших на вопросы, и вручает им призы в виде картонных шляпок.
Исполняется танец «Яблочко».
Учитель: Сегодня я хочу зрительному залу выбрать: самый красивый головной убор, самый большой и самый маленький, самый оригинальный, самый смешной.
Демонстрация головных уборов, в которых пришли ребята на утренник, приготовленных дома с взрослыми. Подведение итогов конкурса. Вручение призов в виде картонных шляпок.
Далее проводится игра «Необычный головной убор»
Ведущий:
За дело берутся художники дружно,Убор головной придумать им нужно.Подобная шляпа тебе или мнеНе сможет явиться даже во сне.
Игроки команд строятся парами в колонну. Перед участниками каждой команды стоят мольберты с прикрепленными к ним листами ватмана. От каждой команды выходит пара участников — ребенок и взрослый. У них в руках по фломастеру. Игроки подбегают к мольберту и рисуют по одной детали головного убора, после чего возвращаются к команде и передают эстафету следующей паре, а сами встают в конец колонны. Следующая пара пририсовывает новые детали. В конце эстафеты ведущий показывает болельщикам итоговый результат коллективного творчества.
Учитель: Обратите внимание на шляпки, которые я держу в своих руках. По-моему им чего-то не хватает. Может быть ленты, цветов, перьев, кружев или булавок? Я предлагаю украсить их этими подручными средствами. Кто желает выполнить это задание?
Выбираются два участника. Музыка. Конкурс.
Ребята исполняют песню про шляпу.
Подведение итогов конкурса.
Учитель: Объявляется следующая игра.
«Перенеси в шляпе»
Ведущий:
В корзину мы шляпуСейчас превратим.Скучать нашей шляпеМы здесь не дадим.Попробуем шляпой собрать урожай.Готовы к работе?Тогда начинай!
Соревнующиеся команды выстраиваются на старте в колонну по два в затылок друг другу. Пару составляют взрослый и ребенок. У ребенка и взрослого в руках по шляпе. Им нужно добежать до маленьких мячиков, сложенных в обруче в конце беговой дорожки. На пути есть препятствие — обручи, закрепленные на стойках, в которые надо пролезть: большой обруч для взрослого и маленький — для ребенка. Игроки пролезают в обручи, подбегают к обручу, где сложены мячики, кладут по мячику в свои шляпы и, взявшись за руки, бегут назад и встают в конец колонны, предварительно выложив мячики в ведро, установленное рядом с местом старта команд. Эстафету принимает следующая пара.
Игра «Большая стирка»
Ведущий:
Шляпы сегодня устали чуть-чуть.Надо дать шляпам сейчас отдохнуть.Пыль с них стряхнем и повесим сушиться,Могут нам шляпы потом пригодиться.
Команды строятся в колонну парами. На финише натянута веревка в рост взрослого. На ней — прищепки. По условному сигналу пары игроков бегут от старта к веревке. Взрослый приподнимает ребенка, и тот с помощью прищепки подвешивает свою шляпу на веревке. Затем игроки бегут назад и передают эстафету следующей паре.
Хоть работать, хоть гулять –
Повелось так с давних пор –
Не должны мы забывать
Головной убор.
Звучит фонограмма песни «Леди совершенство»(слова Н.Олева, музыка М.Дунаевского) Выходит Мэри Поппинс.
М.Поппинс. Из-под крыши крыша под дождик вышла. Что это? (Зонт) Авы знаете, что зонты были громоотводами, зонты-очки, зонты-кошельки, зонты-тайники. И весили аж по 2 кг! Весной без зонта не обойтись. Весенний дождик, хоть теплый и радостный, но так не хочется ходить мокрым.
Зонтики были также и от солнца. Дамы, прогуливаясь, прятали под зонтами свои лица, чтобы не загореть. Номы солнышка не боимся, не боимся мы и дождя!
Парад зонтиков по фонограмму «Улетай туча!» (слова и музыка В.Резникова).
Награждение тех, кто пришел со своими зонтиками.
Исполняется танец с зонтиками.
М.Поппинс. А еще весна прекрасна буйством красок, цветов, цветением. Расцветают и наши девочки своими… Чем же они расцветают?
У нашей Катюшки прямо на макушке
Не жуки и не птички держат две косички. (Бантики)
М.Поппинс.Чтобы весной и летом, зимой и осенью быть всегда красивыми, нам помогают тысячи мелочей, их называют аксессуарами. Давайте вспомним и назовем их. Демонстрация презентации «Аксессуары».
Хожу- брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чему волков и медведей. (Расческа)
На носу сидели, на мир глядели,
За уши держались. (Очки)
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день и ночь стучим, стучим. (Часы).
С виду – клин,
Развернешь – блин. (Зонтик)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки).
А какие еще украшения вы знаете?
Наш следующий конкурс как раз о таком украшении. Нужно сосчитать, сколько бусин в бусах. Кто быстрей? Участвуют 4 человека.
Звучит песня «О мамочке».
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1)Всё дело в шляпе!(Раньше, когда не могли решить спор, в шапку клали шарики и тот, кто его вытаскивал, выигрывал спор. Поэтому так и говорили.)2)Грехи шляпой не прикроешь!(Когда совершаешь какой- либо проступок, то хочется спрятаться или натянуть на глаза шляпу)3) Хорошая шляпа бесценна!(Действительно это так, так как шляпу прямо не оторвать от человека, на которого она одета. Хорошая шляпа сливается с ним).4)Решил преуспеть – меняй шляпу!(Новая шляпа меняет сразу образ и человек преображается и, действительно меняется).5) Без портков, зато в шляпе!(Показывает насколько важной была шляпа).6) Дама без шляпы, что Париж без Эйфелевой башни!7)Дама в шляпке запоминаема!8) Эх! Шляпа! Прошляпил такое дело!9) Хорошая шляпа – прекрасный повод заговорить о себе!10) Где шляпа, там ваш дом!(Шляпа всегда должна быть с вами).11)Съесть шляпу!(Это значит настоять на своём).12)Он две шляпы носит!(Так говорили, когда человек работал на двоих хозяев).13)Надеть шляпу на ухо!(Это значит щеголять).14) Снять шляпу!( Это значит, проявить к кому -либо почтение).15)Шляпа делает джентльмена!16) Женщина с лёгкостью из ничего сделать может 3 вещи: устроить семейную сцену, на скорую руку приготовить салат и сделать себе красивую шляпку.17. Мой дом там, где моя шляпа. (английская поговорска).
18. Если вы хотите преуспеть – наденьте шляпу ( англ. Поговорка).
19. Глядя в прошлое – снимите шляпу, глядя в будущее – засучите рукава. (восточная пословица).
20. Если у человека есть голова, то должна быть и шляпа.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Эх, ты, шляпа…
Прошляпить – упустить что-то.
Съесть свою шляпу – настоять на чем либо.
Говорить сквозь шляпу – нести чушь.
Носить две шляпы – работать на двух хозяев.
Сеять рис сквозь шляпу – заниматься бестолковым делом (китайская мудрость).
Под шляпу заглядывать – проявит нескромность по отношению к женщине.
Пронести шляпу на ухе – пройтись щеголем.
Шапочный разбор.