Климат России 8 класс

План-конспект урока

Тема: Климат России
Класс: 8
Цели: - обобщить знания учащихся об особенностях климата России, климатообразующих
факторах;
- продолжить формирование навыков работы с тематическими картами,
климатограммами, умений применять знания на практике.

Задачи:
Образовательные: - определить уровень освоения учащимися основных понятий и терминов,
главных особенностей климата России, климатообразующих факторов; понимание
закономерностей распределения основных элементов климата на территории страны,
тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ (вопросы группы А);
Развивающие: - определить уровень умений работать с тематическими картами, климатограм-
мами, составлять характеристику климата территории; развивать способности при –
менять имеющиеся знания в условиях новых учебных задач (компетентность уч-ся);
Воспитательные: - формирование через различные формы урока умений работать индивиду-
ально, анализировать материал; понимания необходимости знаний о климате для
каждого человека (компетентность уч – ся);
Здоровьесберегающие: - формирование знаний о влиянии климата на здоровье человека.

Тип урока: обобщение и контроль знаний.

Форма урока: аукцион знаний.

Оборудование: УМК, климатическая карта России, раздаточный материал (тест, климатограммы ), компьютер, проектор, проверочные тетради, презентация «Климат России»
( Приложение 3).

Структура урока (в соответствии с типом урока):

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели, задач.
3. Структура главного этапа урока:
1) Повторение и закрепление основных понятий и терминов по теме (разминка).
2) Повторение и закрепление знаний климтообразующих факторов.
3) Повторение и закрепление знаний о влиянии циркуляции воздушных масс на
климатические особенности страны (атмосферные фронты. Циклоны, анти-
Циклоны).
4) Повторение и закрепление знаний о погоде и климате России.
5) Повторение и закрепление знаний о влиянии климата на здоровье, актуальности
Знаний по теме для жизнедеятельности каждого человека.
6) Тестирование по теме.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.






- 1-
Конспект урока

Оргмомент.

Сообщение темы, цели, задач урока:
Тема: «Климат России» (слайд 0),(запись темы в проверочной тетради).
Цель: повторить и закрепить знания и умения по теме.
Форма: аукцион знаний. (В условиях современной жизни главными являются знания и информация, сегодня мы проведем аукцион, где каждый покажет свои знания по изученной теме. Каждый труд должен оцениваться и вы можете заработать 2 оценки –
1 за устные ответы, 2 - получит каждый за письменную работу). Итак, правила проведения аукциона: за каждый правильный устный ответ и дополнение ответившие вклеивают жетон, по их количеству самым активным будет выставлена оценка; письменные ответы обязательны для всех – это задания для оценки знаний каждого по теме.

3. Главный этап урока:

1) Термины и понятия (разминка). Фронтальный опрос.
Дайте определение терминам: (слайд 1)
-климат
-погода
-солнечная радиация
-циклон
-антициклон
-агроклиматические ресурсы
-атмосферный фронт
-муссон
-коэффициент увлажнения
-воздушные массы.
(ответившие вклеивают жетоны).

2) Климатообразующие факторы (письменная работа, взаимопроверка, устный опрос).
Выпишите в тетрадь из списка климатообразующие факторы: (слайд 2)
Географическая широта
Близость океанов
рельеф
Солнечная радиация
Полезные ископаемые
Выветривание
Циркуляция воздушных масс
Антропогенное воздействие
Агроклиматические ресурсы
ВЗАИМОПРОВЕРКА! (передача тетради соседу)
Правильный ответ- 1,2,3,4, 7 (слайд 3). Задание № 1 в проверочной тетради.

Вопросы для устной беседы: (слайд 4)
- Как меняются показатели температур зимой на территории России? Укажите причины.
- Назовите и покажите «полюс холода» России? Объясните причины его возникновения в данном месте.(ответившие вклеивают жетоны)

3) Циркуляция воздушных масс (устный опрос, работа с литературой):

А) Циркуляция воздушных масс – фактор который влияет на формирование климата нашей страны.
Подтвердите рассуждения историка Василия Осиповича Ключевского: «Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине..сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению» (слайд 5)

Б) Атмосферные фронты (слайд 6)

В) Циклоны (слайд 7) Выйти, ответить на вопросы учителя по схеме.

Г) Антициклоны (слайд 8) Выйти, ответить на вопросы учителя по схеме.

Д) Какой тип погоды описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»? (слайд 9)
Свое мнение обоснуйте.
(ответившие вклеивают жетоны)

4) Погода и климат (устный опрос, работа с картой и климатограммами, индивидуальная работа):

А) Работа с картой климатических поясов России :
- Назовите и покажите климатические пояса в которых расположена Россия .
- Назовите и покажите типы климата умеренного пояса.

Б) Какой буквой на карте отмечены типы климата: (слайд 10)
1 вариант: арктический , резко континентальный, континентальный.
2 вариант: умеренно континентальный, субарктический , муссонный.

САМОПРОВЕРКА! (слайд 11) – правильный ответ.
1 вариант: 1) А; 2) Д; 3) Г.
2 вариант: 1) В; 2) Б; 3) Е. Задание № 2 в проверочной тетради.

В) Индивидуальная работа в проверочной тетради: (слайд 12)
1 вариант: Вы собираетесь в г. Находка Приморского края. Определите климатический пояс и тип климата, характерный для данной территории. Какой тип воздушных масс (к ВМ или м ВМ) действует здесь зимой? Какая погода устанавливается с приходом данных ВМ?
2 вариант: Вы проживаете на территории Московской области. Определите климатический пояс и тип климата, характерный для данной территории. Как влияет на климат области зимой приход воздушных масс с Атлантического океана?
(без проверки). Задание № 3 в проверочной тетради.

Г) Индивидуальная работа с климатограммами: (слайд 13)
Письменная работа «Анализ климатограмм» (по вариантам).
Задание № 4 в проверочной тетради.







5) Климат и человек (актуализация знаний). Климат оказывает серьезное влияние на здоровье, жизнь и деятельность человека. На уроках мы определили, что территории с оптимальным климатом для жизнедеятельности человека в России составляют - 25%, (с благоприятным- 4%), с неблагоприятным -75%).
Давайте представим, что мы сотрудники сферы «Медицинская география».(слайд 14)



Первая группа (1 ряд): предложит методы, которые могут смягчить неблагоприятное влияние климата на здоровье человека.
(варианты ответа: санатории и курорты в местах проживания, отпуск в летний период, прием витаминов, поставка качественных овощей и фруктов, просветительская работа среди населения, занятия физкультурой и спортом).
Вторая группа (2 ряд): предложит места в России, где поместит здравницы и курорты (с обоснованием своего мнения).
Третья группа (3 ряд): эксперты (внимательно выслушать ответы, сделать выводы, дополнить)
(ответившие ученики вклеивают жетон).

(слайд 15) ВАШЕ МНЕНИЕ!
Для чего Вам нужны знания о климате России?

6) Тестирование (письменная работа). Задание № 5 в проверочной тетради.
( Приложения 1, 2)

4.Итоги урока.
Выводы по уроку.
4-5 жетонов – 5 за устную работу
2-3 жетона - 4 за устную работу

5. Домашнее задание (на перспективу).
Представьте письменное рассуждение по вопросу.
Как я понимаю высказывание: «Внутренние воды - это зеркало климата».
(слайд 16)


6. Слайд 17
Наступил холодный сезон, но помните – холод полезен! Ещё древнегреческий философ Гиппократ говорил: «Кто часто держит себя в тепле, у того происходят следующие вредные следствия: изнеженность мышц, слабость нервов, кровотечения, обмороки.»

И все же: БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И ОДЕВАЙТЕСЬ СООТВЕТСТВЕННО ПОГОДЕ!















Используемая литература:

Учебник. География. Россия. Природа и население./ под. Ред. А. И. Алексеева. – М. Дрофа, 2007.
Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9кл :методич. пособие для учителя – М.: Дрофа, 2006 (Мастер – класс)
В. И. Евдокимов тесты «География России» в 2 частях 8-9 под. ред. Алексеева (М.: Дрофа)
География : сб. заданий для проведения промежуточной аттестации:6-9 (кл) : кн. для учителя/ М. С. Смирнова- М. Просвещение
Интернет ресурсы.
15