Доклад Мыслительные операции на уроках английского языка

Система работы над развитием мыслительных операций на уроке иностранного языка

В настоящее время существует огромное количество педагогических технологий обучения. С одной стороны технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых или информационных средств. Существуют такие педагогические технологии как проблемное обучение, технология модульного обучения, технология интегрированного обучения, технология саморазвивающего обучения, игрового обучения, программированного обучения.
Подходов к организации обучения огромное множество.
Проанализируем традиционный и развивающий подходы к обучению и воспитанию:

Традиционное обучение
Развивающее обучение

Статус учителя и ученика
Ведущий-ведомый
Учитель-субъект
Ученик-объект
Равенство
Учитель = ученик
(субъект) (субъект)


Педагогические цели
Формирование ЗУНов
(знаний, умений, навыков)
Развитие активной личности, формирование системы убеждений и отношений, формирование знаний и метознаний
( приёмов добычи знаний)

Педагогические средства воздействия
Отметка, поощрение, наказание
Отметка, оценочное суждение, познавательный
мотив

Стиль общения
Авторитарный (инициатива идёт от учителя)
Демократический (у ребёнка должен быть мотив)

Роль учителя
Обучающий
Направляющий
Контролирующий
Консультант


Первостепенной задачей теории и методики обучения на современном этапе в значительной мере является адаптация различных образовательных технологий. Меня особенно заинтересовал комплекс вопросов, связанный с внедрением технологий проблемного обучения. Почему?
Так как именно проблемное обучение способствует формированию ключевых компетентностей.
Именно это направление обучение нашло своё отражение в правительственной Стратегии модернизации образования, которая предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Ключевая компетентность это:
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия - ибо компетентность,
во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”);
в-третьих, ключевая компетентность вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Этому способствует и тот предмет, который я преподаю – иностранный язык.
В структуре ключевых компетентностей, формируемых на уроке иностранного языка представлены:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина);

компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, взаимоотношений в семье);

компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Проблемное обучение – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников образовательного процесса.
На проблемном уроке школьники думают, анализируют, рассуждают, то есть творят. Всё это компоненты общеучебных умений, которым я придаю в своей работе с детьми особое значение. На формировании общеучебных умений построена вся система моей работы.
Общеучебные умения включают в себя умение анализировать, синтезировать, наблюдать, сравнивать классифицировать, обобщать и т.д. Меня всегда интересовал вопрос: «Каким образом на уроках иностранного языка происходит развитие общеучебных умений, а именно, какие мыслительные операции используются в процессе обучения моему предмету». На мой взгляд – это важно, чтобы уметь правильно ставить развивающую задачу проблемного урока, на котором и происходит развитие мышления учащихся.

Мышление определяется как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление начинается с создания проблемной ситуации и возникновения мотива для интеллектуальной деятельности в этой ситуации. В процессе обучения я пытаюсь превратить учебную деятельность моих учеников в систему взаимосвязанных проблем, возникающих в виде цепочки задач, постепенно увеличивающейся сложности. В отношении иностранного языка можно сказать, что, чем большим количеством языковых средств владеет человек, тем более развито его мышление.
Для того, чтобы способствовать развитию иноязычного мышления я создаю следующие условия:
Использую предметную и действенную наглядность.
Тщательно отбираю языковой материал.
Провожу упражнения в слушании, говорении, чтении.
Обращаюсь к родному языку только в тех случаях, если это абсолютно необходимо при введении языкового материала.
Формирую у учащихся установки на пользование беспереводной речью.

Я остановлюсь подробнее на некоторых мыслительных операциях.
Как известно, основу человеческого мышления образуют мыслительные операции анализа и синтеза. Анализ – это процесс мысленного расчленения единого целого на части. Синтез - процесс мысленного соединения отдельных частей в единое целое. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Анализ целого есть в то же время его синтез, поскольку анализ направляется на выделение не только частей, сторон, признаков целого, но одновременно и на раскрытие связей, зависимостей, отношений, существующих между этими частями целого.
Процесс познания начинается с нерасчлененного синтеза, затем следует анализ, потом снова происходит синтез, но уже на более высоком уровне, протекает по такой схеме: синтез 1анализсинтез 2. например: ученик рассказывает в целом о том, что он видит на картине (синтез 1); другие ученики характеризуют отдельные детали картины (анализ); третий ученик обобщает все сказанное ( синтез 2 ). Анализ и синтез необходимы, чтобы
уметь поставить даже самый простой вопрос. Приведу упражнения, вызывающие мыслительные операции анализа и синтеза, которые я использую в своей работе:
1. Классифицируйте
2. Проанализируйте причины
3. Систематизируйте
4. Составить рассказ, употребив данные слова и выражения.
5. Составьте план высказывания.
6. Выберите из текста материал, подтверждающий или опровергающий
высказывания учителя.
Такой вид упражнения учит операции поиска, готовит к участию в диалоге, беседе.
7. Упражнения по слиянию двух текстов, по включению в один текст фрагментов предыдущих текстов.
8. Составьте ситуации с новыми словами.
9. Озаглавьте каждый пункт плана
Эти задания представлены в таксономии Блума:
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ, СОДЕРЖАЩАЯ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ.
Уровень
обученности
Характеристика
Ключевые вопросы (задания)


1. Знание (познание)
- запоминание и воспроизведение
- Назовите... - Прочитайте наизусть... - Инсценируйте...

II. Восприятие (понимание)
- усвоение материала и способность к его интерпретации (на уровне образца)
- закончите фразы... что узнали... - объясните... - выполните по аналогии... - расположите в нужном порядке

III. Применение (принятие)
- ученик может владеть материалом, создавая свои высказывания.
- расскажите своими словами... - объясните цель применения... - проверьте предположение... - докажите, что... - выскажите мнение о

IУ. Анализ
- умение делить целое на части - есть система языка
- классифицируйте... - что является следствием... - сравните... - проанализируйте причины... - структура ( слова, предложения)

У. Синтез
- умение объединять части в новое целое -
- найдите решение... - составьте из элементов... - систематизируйте...

УI. Оценка
умение оценить качество и значение материала на основе критериев
- выделите критерии... - соответствует ли... - насколько верно...
- оцените логику... - опишите достоинства- недостатки материала




При выполнении этих упражнений внимание учащихся направляется на содержание. Анализ – синтез проявляется и при выполнении грамматических упражнений.
Учитель: My parents are in Moscow now. They went there in February.
Ученик: They have been to Moscow since February.
Учащиеся подтверждают, что действие совершилось раньше и продолжает совершаться в данный момент. Ученик мысленно соединяет части предложения учителя, изменив глагольную форму.
Сравнение есть всегда установление сходства и различия, сопоставляемых предметов, явлений. Для того чтобы установить сходство или различие двух или нескольких предметов, человек мысленно дробит каждый из них на части, выделяя признаки, то есть производит анализ и, сопоставляя, устанавливает их совпадения или различия, то есть производит синтез.
В учебной работе я использую и метод сравнения, в частности при освоении материала иностранного языка. Приведу примеры упражнений, вызывающую эту мыслительную операцию:
1.- Compare today’s weather and yesterday’s weather.
( Сравните сегодняшнюю погоду и погоду вчера.)
Compare your timetable and your friend’s.
( Сравните ваше расписание и вашего друга.)
2.- Compare two dialogues. What do these dialogues differ?
Чем отличаются два диалога? Если дети не нашли отличия, даю наводящий вопрос: «В каком из этих диалогов герои знают правила этикета?»)
- What does this book differ from another?
(Чем отличаются эти книги?)
При выполнении этих упражнений усваивается определенный лексический материал, и одновременно формируются соответствующие навыки.
На уроке с детьми мы сравниваем объекты, действия, состояния, количественные и качественные характеристики предметов, явлений.
Следующая мыслительная операция, над которой я работаю – обобщение. Обобщение может быть двух видов:
1. Элементарное обобщение – мысленное выделение внешних, общих признаков.
2. Обобщение внутренних общих признаков.
Для перехода на второй, высший уровень обобщения необходимо подвергнуть глубокому анализу разные, хотя и сходные факты, выделить в каждом то, что является существенным. Установите сходства существенных признаков в разных предметах, поступках, явлениях на основе отвлечения (абстрагирования) от второстепенных признаков форм обобщения. Обобщение – это всегда какой-то итог, общий вывод, делаемый человеком на основе анализа и синтеза однородных фактов, явлений поступков.
Обобщение лежит в основе толкования.
Например: We read, write, ask, count, sing. So we study.
Родовое понятие «to study» есть обобщение видовых понятий (to read, to write, to ask, to count, to sing).
При обучении чтению я использую такое упражнение: записываю слова в два столбика по разным типам слога. Например:
cake man
make map
face cat
table rat
place lamp

Мы читаем эти слова, и дети выводят правило: почему слова читаются по-разному.

Следующие упражнения требуют от учащихся применения мыслительной операции обобщения.
Why do children enjoy reading magazines?
How did the children spend their weekend?
Ученик: I spent my weekend in the country. I visited my grandmot
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
В своей работе я применяю метод конкретизации, то есть применение обобщенного понятия к конкретному отдельному случаю. Для чего же необходим анализ этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию.
Например, в 7 классе, при изучении темы «Друзья» мы обсуждаем с детьми, какими качествами должен обладать настоящий друг. Я задаю ребятам следующий вопрос: “Why have you said that he is your best friend?” (почему вы считаете, что он ваш лучший друг?)
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать своё высказывание о друге. Привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Ученик: Sasha is my best friend. He is considerate and supportive. It is easy to get along with him. Sasha tries to understand my problems. He always cheers me up in troubles. We share secrets with each other and he always keeps them. I think he can stand by me till the end.

Иногда даю неправильные утверждения (желательно иметь в виду конкретного человека, хорошо известного детям). Например, при изучении темы «Мои достижения», 7 класс, высказываю следующую мысль: «Василий Рочев – известный музыкант». (Vasilij Rochev is a famous musician) дети не соглашаются со мной и доказывают, что Василий Рочев – известный спортсмен.
Ученик: You are mistaken. Vasilij Rochev is a great sportsman. He is good at skiing. He trains very hard. He takes part in many ski competitions. He is a top sportsman in our country. He has got a lot of prizes and won World ski competitions.
Это упражнение на аргументирование.
Конкретизация имеет место и при овладении лексикой. Так, зная, что глаголы, имеющие приставку re- обозначают пере-(еще раз),учащиеся легко догадаются о значении слов reuse, rewrite, recycle. А прилагательные, имеющие суффикс - less обозначают «не имеющий или лишенный чего-либо». Зная это, дети быстро переводят такие слова: endless, homeless, lifeless.
В процессе обучения я часто использую метод умозаключений, то есть выводы, которые ученики делают из имеющихся данных. Умозаключение может быть движением от ряда частных случаев к общему выводу, вытекающему из них. Это индуктивное умозаключение. Пример с прилагательными с суффиксом –less является примером дедуктивного умозаключения. Это вывод от общего закона, правила к частному случаю.
In winter it is very cold in northern parts of Russia. The temperature is about 30-40 degrees bellow zero. Syktyvkar is situated in the North. It is very cold and frosty there in winter.
Две формы умозаключений выступают в мыслительной деятельности в неразрывном единстве. Индуктивное и дедуктивное умозаключение в основном повторяют соответственно обобщение и конкретизацию.

Операции мышления обычно не выступают в «чистом виде». В решении поставленной задачи человек использует тот или иной набор операций или более сложных умственных действий, в тех или иных сочетаниях: они различны в мыслительном процессе различной сложности и структуры.
Сила и развитость мышления человека объясняется не только совершенством отдельных операций или обработанностью отдельных форм мышления, но и умением правильно, то есть к месту и в необходимых сочетаниях и последовательности, применять различные операции и каждом конкретном случае, используя имеющиеся знания и приемы умственной деятельности. Как раз это я имею в виду при отборе и опре
·делении последовательности упражнений при обучении иноязычной речи. На мой взгляд – работа над развитием операций мышления очень органично вписывается в проблемный урок.

Хочу привести пример работы над одним из видов коммуникативной деятельности – говорением. Предлагаю проследить, как происходит усложнение мыслительных операций из класса в класс при выполнении упражнений.
Начну с основной мыслительной операции – операции анализа и синтеза.
В 5 классе мы работаем по теме « Времена года». Я предлагаю учащимся следующие упражнения:
1. Say that I am right. (Скажите, что я права)
It is winter now.
The weather is fine today.
It is cold.
The sky is clear.
It is not snowing.
The sun is shining now.
There is snow on the ground.
2. Describe these pictures using these words and expressions. (Опишите картинки, используя эти слова и выражения). Предлагается несколько картинок. Дети описывают их по ключевым словам: fine, cold, warm, hot, clear, cloudy, sky, sun, ground, snow, rain.
В завершении этих упражнений я предлагаю детям сочинить небольшое стихотворение о временах года. Для этого даю следующую карточку:
Spring yellow
Summer white
Autumn is green
Winter bright

В этих упражнениях учащимися совершенствуются мыслительные процессы в такой последовательности: синтез, анализ или конкретизация, сравнение.
В 6 классе операцию синтеза – анализа усложняю. Высказывания учащихся 6 класса больше по объему. Они отличаются так же качественно иным лексическим наполнением.
Приведу пример: Опишите, пожалуйста, погоду сегодня.
Describe today’s weather.
The weather is fine today. It is cold and frosty. The temperature is 22 degrees below zero.
The sun is shining brightly. It is not snowing now. There is snow everywhere. The snow lays the ground, the trees, the houses like white sugar.
Describe the weather in winter.
It is winter. In winter the nature is very beautiful. The trees are dressed in white coats and hats.
The ground is covered with a blanket of snow. The forest keeps silence. It is very calm. The nature sleeps like a log.
Использование учащимися при описании образных выражений говорит о сравнительно высоком уровне владения иноязычным материалом. К тому же, как уже было замечено, упражнения на среднем этапе могут вызывать не одну мыслительную операцию.
Приведу пример творческой игры, которую можно применить в обучении иностранному языку. Это отгадывание слова, обозначающего одушевлённый или неодушевленный предмет. Отгадывающий задаёт ряд вопросов, относящихся к задуманному слову, и на основе ответов старается отгадать это слово. Например, в 9 классе при изучении темы «Книги». Один из учащихся задумывает какого-либо писателя, класс задает вопросы, чтобы отгадать этого человека:
Is this a man? Yes, this is a man.
Does he live nowadays? No, he doesn’t. He doesn’t live nowadays.
Is he a writer? Yes, he is. He is a writer.
Did he live in Russia? No, he didn’t. He didn’t live in Russia.
Is he an American writer? No, he isn’t. He is not an American writer Did he write plays? Yes, he did. He wrote plays.
Is he William Shakespeare? Yes, he is. He is William Shakespeare. Эта игра-упражнение способствует закреплению определённой грамматической формы, а именно вопросительной формы без вопросительного слова (общие вопросы). Наряду с этим она развивает логическое мышление, поскольку отгадывающий имеет право задать определённое количество вопросов, он должен сосредоточить своё внимание на содержании вопросов, выбор протекает весьма интенсивно, то есть учащийся приучается к чёткой и краткой последовательности постановки вопросов. Победителем считается тот, кто отгадал слово, поставив наименьшее количество вопросов. При выполнении этого упражнения учащиеся синтезируют, анализируют, умозаключают.

При изучении страноведческого материала в 9 классе предлагаю учащимся следующие упражнения: о Великобритании.
1. Agree or disagree with my statements. (Согласитесь или не согласитесь с моими утверждениями.)
- Great Britain is a country of fine museums.
- Great Britain is a country of wonderful music.
- Great Britain is a country of poets and writer.
- Great Britain is a country of customs and traditions.
- Great Britain is an educational centre.
- Great Britain is a tourist centre.
2. Say that I am right and explain. (скажите, что я права и объясните почему.)
Учитель: Great Britain is called a tourist centre.
Ученик: I won’t deny. Great Britain is a tourist centre. A lot of tourists visit Great Britain every year. They can visit many historical places: ancient castles, museums and galleries. The National Gallery, the British museum, the Natural History museum, the Tate gallery are very popular. The Longleat Safari Park is famous for its exotic animals and the world’s largest Park. So tourists have good opportunities to relax and go sightseeing.
Учитель: Great Britain is called an educational centre.
Ученик:That’s true. Great Britain is an educational centre. Oxford University and Cambridge University are well-known universities. Students from different countries study there.
3. Compare Great Britain with Russia. (Сравните с Россией)
Это упражнение интегрирует в себе несколько мыслительных операций: анализ, синтез, конкретизацию, сравнение.
Известно, что упражнения должны готовить школьников к умению выражать свои мысли по теме и вести беседу в связи с ситуацией. Речевые действия всё время усложняю. Ученик должен не только сказать предложение с новым словом, но и пояснить свою мысль. Примером этому могут служить вышеупомянутые упражнения. Первая часть таких упражнений направлена на развитие умения употребить новое слово в ситуации. Вторая часть готовит учащихся к умению выражать свои мысли в зависимости от ситуации общения.
Высказывания учащихся старшего этапа характеризуются сравнительно высоким уровнем владения лексики иностранного языка. По теме «Книги», 9 класс я использую такие упражнения.
Enlarge my sentences.
(Расширьте мои предложения.)
Учитель: People enjoy reading different kinds of books.
Ученик: You are right. People enjoy reading different kinds of books. They can read thrillers, romances, historical books, detective stories and love stories.
Учитель: Books contain a lot of information.
Ученик: That’s true. Books contain a lot of information. They can tell us about lives of famous people, teenagers’ problems, latest discoveries, plants and animals.
Учитель: Books are good teachers.
Ученик: I won’t deny. Books are good teachers. They help expand our outlook, escape from everyday life problems, explore new ideas and discover new things.
Учитель: Books play a great role in our life.
Ученик: Yes, of course. Books play a great role in our life. Reading is a perfect way to make fun, to spend free time, to relax. It helps not to be alone and not to be bored.
Лексика к закреплению: to discover new things, to expand outlook, to escape from everyday life problems, to solve problems, to explore new ideas, to entertain oneself, to feel bored.
Здесь имеет место слияние мыслительных операций. Анализ и синтез протекает на высоком уровне. Главное внимание учащихся направлено на раскрытие связей, зависимостей между словами, предложениями, как отдельными частями целого. Это упражнение можно рассматривать как упражнение, вызывающее также индуктивное умозаключение.
2.Finish my sentences.(Закончите мои предложения.)
Учитель: People spend their leisure time as they like. The ones
Ученик: The ones enjoy going to the theatre. It is a perfect way to entertain themselves and relax.
Учитель:The Seconds..
Ученик: The seconds are interested in reading books. Books help them discover new things and expand their outlook.
Учитель: The thirds.
Ученик: The thirds are fond of sport. It makes them feel good. It makes them be healthy and strong.
Учитель: The fourths . ученик: The fourths are excited about traveling. It is a perfect way to discover new countries, to learn more about other people, their traditions and cultures.
Учащиеся усваивают определённую лексику, употребление настоящего простого времени. Наряду с этим упражнение развивает мышление, в частности, вызывает операции анализа, синтеза и конкретизации.
3. Какая телевизионная программа соответствует вашему вкусу и хобби. Обоснуйте свой ответ.
What is your favourite channel?
Ученик: My favourite channel is “Animal Planet.” It contains a lot of documentaries, discussions and shows. I think they are informative and creative. Most of them are educational and serious. As I am interested in wildlife this channel helps me at the lessons on biology. I learn much information about animals and plants. It keeps me informed about the rest of the world. I try to watch this channel every day when I have free time.
Для выполнения этого упражнения, учащиеся просмотрели программу телевидения, а так же таблицу из учебника (с.76, упр.11, 9 кл.). Анализ, синтез в данном случае поднимается на высокий уровень, т.к. учащиеся должны включить в свой ответ лексику из других тем.
Зачастую учащиеся включают в свой ответ материал из других, уже пройденных тем. Например, после работы над темой о Великобритании (8 кл.), учащиеся описывают родную страну. Для этого они используют комбинированный материал из текстов этой темы.
Сложность обучения иностранному языку и состоит в том, что надо уметь сочетать, комбинировать элементы структуры языка для выражения своих мыслей. Это упражнение развивает комбинированно-неподготовленную речь. Мышление и произвольное внимание сосредотачиваются на содержании высказывания, внешнее же оформление благодаря высокой степени автоматизации речевых навыков и развившемуся чувству языка носит подсознательный характер.
4.Иногда я даю поговорку и предлагаю составить рассказ, в котором была бы использована поговорка. Это упражнение вызывает мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения. Оно требует высокого уровня владения языковым материалом.
Например, по теме « Друзья» я предлагаю такую поговорку: A friend in need is a friend indeed.
Теперь перейду к рассмотрению мыслительной операции конкретизации.
Покажу, как работаю над конкретизацией в говорении
1.Enlarge my statements. (Расширьте мои утверждения.) 6 класс.
Учитель: The children enjoy winter holidays.
Ученик: The children enjoy winter holidays. They go to cinema, museums and theatres.
They skate, ski and go for walks.
Учитель: Your classmates are great friends of animals.
Ученик: My classmates are great friends of animals. Olga has a cat. Dima has a dog.
2. Say if I am right and enlarge my statements. (Скажите, что я права и расширьте мои высказывания.)
Учитель: The forests are in danger.
Ученик: Yes of course. The forests are in danger. The trees are cut down.
Учитель: The animals are in danger.
Ученик: You are right. The animals are in danger. They are hurt and killed by people.
Учитель: The sea animals and fishes are in danger.
Ученик: That’s right. The sea animals and fishes are in danger. The rivers are polluted and the fishes are killed.
Конкретизируя, учащиеся закрепляют грамматический материал (страдательный залог, 7 класс).
Следующие упражнения вызывают операцию конкретизации, параллельно способствуют автоматизации множественного числа существительных.
Пример мыслительной операции сравнения в 6 классе:
1 Enlarge my statements. (Расширьте мои высказывания)
Учитель: At greengrocer’s people can buy fruits and vegetables.
Ученик: At greengrocer’s people can buy fruits and vegetables. They can buy oranges and apples, grapes and tomatoes, carrots and potatoes.
Учитель: At butcher’s people can buy meat.
Ученик: At butcher’s people can buy meat. They can buy chops, pork, steaks, bacon and sausages.
Учитель: At baker’s people can buy bread.
Ученик: At baker’s people can buy bread. They can buy pizzas, scones, cakes and pies.
Пример мыслительной операции сравнения в 6 классе:
Я даю учащимся две картинки.
Учитель: It is autumn. It is summer.
Compare two seasons. (Сравните два времени года.)
Ученик: It is colder in autumn than in summer. The sun shines brighter in summer than in autumn. The sky is clearer in summer. It is sunnier in summer. The trees are green in summer and they are red, yellow and orange in autumn.
Учащиеся 5 класса сравнивают животных по картинкам:
Ученик: The mouse is small. The tiger is bigger than the mouse. The elephant is bigger than the tiger. So the elephant is the biggest animal.
Учащиеся автоматизируют навык употребления прилагательных в трёх степенях сравнения.
Учащимся 7 класса в этом отношении предлагаю такое упражнение:
Дети сравнивают свои интересы и интересы своего друга.
Ученик 1: On Sunday I usually go to the forest and ski.
Ученик 2: On Sunday he usually goes to the forest and skies. But I visit my grandmother.
Ученик 3: On Sundays she usually visits her grandmother. But I go to the cinema with my friends.
Наиболее часто учащиеся пользуются умозаключениями. Усложнение этой мыслительной операции из класса в класс, заключается в том, что умозаключение может происходить на разных этапах урока. В 6 классе учащиеся умозаключают обычно на этапе повторения лексического материала, в 7 классе на этапе выхода в речь, а в 10 классе уже на этапе первичного закрепления, сразу после объяснения нового лексического материала.
Конкретизация, индуктивное умозаключение происходят на этапе повторения лексического материала.
Guess what I want to say.
Отгадайте, что я хочу этим сказать.
Учитель: Soon it will be summer.
Ученик: It will be summer and the schoolchildren will have holidays. They will go hiking, go to the summer camps. They will have wonderful time in summer. They will take sunbathing, swim and play games.
В этом упражнении представлены две мыслительные операции: дедуктивное умозаключение и конкретизация.

Итак, я попыталась рассмотреть усложнение мыслительных операций из класса в класс. В основном, усложнении их происходит несколькими путями:
во-первых, высказывания учащихся с возрастом характеризуются качественно новым лексическим наполнением;
во-вторых, они увеличиваются в объеме;
в-третьих, происходит интегрирование в упражнениях многих мыслительных операций;
в-четвёртых, сложные мыслительные операции можно развивать у детей на различных этапах урока, в зависимости от класса.
По моему мнению, перед учителем иностранного языка стоит цель овладение языком. Но, обучая языку, мы, так или иначе, обучаем учащихся разным мыслительным операциям и развиваем умения владеть этими операциями.
15