Программа системы внутришкольного повышения квалификации учителей
Программа системы внутришкольного повышения квалификации учителей
Актуальность системы внутришкольной переподготовки учителей обусловлена тем, что при создании корпоративных образовательных программ как результатов коллективного труда всех учителей учитываются, прежде всего, условия деятельности образовательного учреждения, реальное состояние динамики изменений, имеющиеся в школе административные, исследовательские и другие ресурсы.
Данная программа предлагает три вида внутришкольного повышения квалификации:
традиционный, индивидуальный и командный.
Целью программы является ликвидация несоответствия между реальным и необходимым уровнем подготовки специалистов для успешного решения задач, стоящих перед школой в современных условиях, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности.
Основными задачами выступают:
Организация непрерывного профессионального образования педагогических кадров через внутришкольную систему повышения квалификации;
Развитие и совершенствование системы дистанционного обучения педагогических кадров;
Развитие и совершенствование информационно - технической базы для обеспечения непрерывного профессионального образования педагогических кадров школы;
Организация мониторинга профессионального роста педагогов.
Организация методического сопровождения внутришкольного повышения квалификации учителей.
Данная программа может быть применена любым образовательным учреждением при наличии стандартного материально-технического кадрового обеспечения.
Система внутришкольного повышения квалификации учителей включает в себя следующие виды обучения:
экспериментирование в педагогической практике;
самообразование;
активное участие в школьных методических мероприятиях.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта:
материально-техническое – данную программу можно реализовать в любом образовательном учреждении без дополнительных затрат на материально-техническое обеспечение;кадровое – дополнительных кадров не требуется, необходима заинтересованность педагогического коллектива, желание и способность администрации к созданию инновационной системы внутришкольного повышения квалификации;
социальное – привлечение социальных партнеров к системе внутришкольного повышения квалификации;
образовательное – наличие разнообразных механизмов и методик организации повышения квалификации.
Внедрение системы внутришкольной переподготовки педагогов включает следующие этапы.
I этап – Подготовительный
Цель: выбор педагогами формы внутришкольного повышения квалификации.
Содержание деятельности субъектов образовательного процесса на подготовительном этапе
Участники Содержание деятельности:
Директор Проведение педсовета для обсуждения целей и задач внутришкольного повышения квалификации
Заместители директора Организация мониторинга профессиональных запросов педагогов
Служба организационно-методического сопровождения Разработка программ для каждой формы повышения квалификации и ознакомление с ними педагогов
Служба информатизации Обработка и размещение результатов мониторинга на школьном сайте
Педагоги
Обсуждение и выбор форм внутришкольного повышения квалификации
II этап – Обучающие семинары
Цель: проектирование конкретных программ совместной работы.
Содержание деятельности субъектов образовательного процесса на стартовом этапе
Участники Содержание деятельности:
Директор Разработка нормативной базы внутришкольной системы переподготовки педагогов
Заместители директора Обсуждение программ обучающих семинаров с педагогами
Служба организационно-методического сопровождения Методическая поддержка педагогов
Служба информатизации Регулярное информирование всех участников образовательного процесса о результатах работы обучающих семинаров
Учителя Разработка элективных курсов в рамках обучающих семинаров
III этап – «Школы опыта»
Цель: проведение совместных «Школ опыта»
Участники Содержание деятельности
Директор 1. Анализ и обобщение результатов работы
2. Проведение совещаний по корректировке работы
3. Работа по распространению накопленного опыта
Заместители директора 1. Мониторинг качества учебно-воспитательного процесса
2. Анализ результатов мониторинга
3. Ознакомление педагогов с результатами мониторинга
Служба организационно-методического сопровождения 1. Организация учебного процесса с включением в него программ элективных курсов, педагогами
Учителя Разработка элективных курсов на «Школах опыта»
Методики оценки результативности внедрения комплексной системы внутришкольного повышения квалификации
Диагностика образовательного компонента
Критерии Показатели
Качество обучения Результаты реализации элективных курсов
Личностный образовательный результат Портфолио педагогов
Удовлетворенность учебным процессом Повышение мотивации к обучению у обучающихся
Использование инновационных технологий обучения Программы элективных курсов
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Трудности Пути преодоления
Внешние
Отсутствие программ повышения квалификации Проведение обучающих семинаров с привлечением специалистов
Внутренние
Психологические трудности понимания педагогами преимуществ внутришкольного повышения квалификации Проведение педагогических советов, обучающих семинаров
Мотивация и удовлетворенность социальным партнерством отслеживаются посредством методов анкетирования, наблюдения, собеседования.
Ожидаемые результаты об удовлетворенности образовательным процессом:
Субъект образовательного процесса Причины удовлетворенности образовательным процессом
Учащиеся В школе активно внедряются элективные курсы
Педагоги Обмен опытом и профессиональный рост и развитие