Система работы классного руководителя по воспитанию здорового образа жизни учащихся

Опыт работы «Система работы классного руководителя по воспитанию здорового образа жизни учащихся».
Брусницына О.Н.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», город Череповец, Вологодская область.
В статье дано описание опыта работы по формированию здорового образа жизни школьника через познавательную, игровую, спортивную, творческую деятельность. Результативность и значимость данной работы.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны и взаимозависимы.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны.
Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физической культуры, учителями - предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитания здорового образа жизни школьников.
Школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон личности ребенка. Можно выделить как внешние по отношению к развивающейся личности (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат класса и школы и др.), так и внутренние (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов и психологов должны быть совместными и направлены на оба типа условий.
Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Новое качество образования может быть достигнуто при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Для того, чтобы взаимодействие классного руководителя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
В начале учебного года 2004-2005 началась работа по моделированию воспитательной системы класса, как целостного процесса взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.
Первоначальным этапом в работе по моделированию явилось изучение научно-методической и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности. Это было необходимо для обеспечения моей теоретической, методической и психологической готовности. Начинать надо было с развития нового качества в своем мышлении и действиях, с осознания необходимости и целесообразности использования системного подхода в своей практической деятельности.
Вторым важным направлением моделирования воспитательной системы является диагностическое исследование учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива. Диагностика проводилась с целью изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик, определение уровня сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений, выявления воспитательных возможностей родителей и определения эффективности учебно-воспитательного процесса.
После проведенной диагностики началась совместная работа классного руководителя, учащихся и их родителей по проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с целью выявить способности и условия использования возможностей окружающей среды в коллективе класса.
По результатам диагностик определена основная цель - создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.
Для достижения целевых ориентиров были определены воспитательные задачи:
1) воспитать у учащихся потребность в здоровье, в формирование культуры здорового образа жизни;
2) способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
3) создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
4) обеспечить участие родителей в коллективной творческой деятельности.
Четвертый этап моделирования воспитательной работы - конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.
Через учебную деятельность осуществляется систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков. Ребята посещают школьные спортивные клубы и секции, музыкальную и художественную школу, различные кружки и факультативы, успешно выступают в городских конкурсах и соревнованиях. За подготовку классных и общешкольных КТД, решение важных вопросов в жизнедеятельности класса отвечают сменные творческие группы ученического актива.
«Мониторинг здоровья учащихся класса»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
«Мониторинг пропусков уроков учащимися по болезни»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Состояние оптимальной работоспособности, как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием, с наилучшим функционированием всех систем организма. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую... Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Это и возможность самоактуализации, как цели воспитания. Это, наконец, счастливые дети и, как следствие и как причина, счастливые, удовлетворенные своей деятельностью педагоги.
Такая целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни у учащихся, элементарных знаний и представлений, позволяет детям осознанно, правильно относиться к своему здоровью, выбору внеурочной деятельности, а также успешно справляться с общеобразовательной программой, что является показателем эффективности проводимой работы.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215