из опыта работы шефской пары педагога – наставника Голубковой Т.И. и молодого учителя Перовой Е.Е. на заседании районного Клуба молодого учителя от 15.03.2013 года.
Отчет
из опыта работы шефской пары педагога – наставника Голубковой Т.И. и молодого учителя Перовой Е.Е. на заседании районного Клуба молодого учителя от 15.03.2013 года.
Уважаемые коллеги!
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику. Первое место работы Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.
В нашей школе начала свою педагогическую деятельность Перова Екатерина Евгеньевна, 1989 года рождения, выпускница лингвистического института при АГПА. Молодой учитель получила специальность лингвист- преподаватель английского и немецкого языков. Екатерина Евгеньевна преподает английский во 2,3,4,5,7,8,9 классах. Недельная нагрузка составляет свыше 30 часов. Приказом по школе я назначена наставником к молодому учителю.
Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре,
усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении,
сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
В нашей школе доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными учителями, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находокМы стараемся красиво встретить их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, вручает цветы, памятки-напутствия, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми учителями администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы.
Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Психологи знакомят начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, я стараюсь помнить и соблюдать следующие правила общения:
1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то...» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
3. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает...», «На Вас лежит ответственность...» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали примеру....»).
5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника. Наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
8. Не ставить «диагноз «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны».
Следующим шагом является шаг к мастерству. Каждая профессия ставит специфичные требования к личности человека. Какие же требования предъявляет профессия молодого педагога? В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:
дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
экспрессивные – умение в свое объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
способность распределять внимание – широкий обзор анимания,умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то строгим, то добрым, то спокойным, но всегда объективным и справедливым;
умение контролировать все свои слова, поступки, действия и настроение.
Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя».Эта папка-«настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.
В портфолио входят:
Общие сведения об учителе;
Диагностика успешности;
Нормативные документы;
Открытые уроки;
Доклады, публикации, творческие наработки;
Памятки начинающему учителю;
Работы учащихся;
Дидактические материалы;
«Портфолио молодого учителя» постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.
Екатерина Евгеньевна стала инициатором проведения общешкольного вечера «Рождественские колокольчики», нам вместе удалось провести замечательный праздник. Ее учащиеся 3-4 классов успешно выступили во Всероссийской дистанционной олимпиаде, в которой были отмечены призеры Яна Глушкова и Егор Соломатов. Семь человек приняли участие в конкурсе по английскому языку «Мультитест 2012», в котором учащиеся проверили уровень своих знаний.Также ученики Екатерины Евгеньевны участвовали во Всероссийском чемпионате по английскому языку. Тоже ждем результатов. Молодой учитель входила в состав предметного жюри на олимпиаде- школьный и муниципальный туры, а дети участвовали в олимпиаде. Сегодня подготовила и провела замечательный открытый урок чтения в 4 классе по теме «Талантливые истории».
Значительную роль отвожу работе c молодым учителем по таким направлениям:
Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.
Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей Открытые уроки, которые проводят опытные аттестуемые учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, учитываем пожелания молодых учителей относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:
– индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильныхучащихся;
–дифференцированный подход в бучении;
–интерактивные формы и методы обучения;
–нестандартные ситуации на уроках;
– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий
Это помогает учителю рационально выбирать тип урока, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методам. Екатерина Евгеньевна посетила открытые уроки у своих коллег Горячкиной Т.П. в 11 классе и Новоселовой М.П. в 4 классе.
Уважаемы коллеги! Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы наставника и молодого учителя нашей школы.
Советы молодым учителям
1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука). Пессимистичен только дилетантизм.
2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные.
3. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего.
5. Как общаться с родителями? Так же, как с детьми. Помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые.
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным, и не рвитесь к карьере; помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеют первый момент появления в классе, первые уроки, первое знакомство с детьми, все первое.
8. Если вы сначала дадите детям волю, а потом их прижмете, они вас невзлюбят, если, наоборот, сначала прижмете, а потом дадите волю – они вам будут благодарны.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят.
10. Не появляйтесь на глазах у детей без дела.
11. Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, не торопитесь, не сокращайте время на обдумывание предстоящего шага.
13. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
14. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать всю подноготную о ваших воспитанниках, какими они были раньше – буквально с пеленок, как вели себя, как жили.
16. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают.
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».
18. Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. помните: думать – ваша главная обязанность.
19. Играйте с детьми, веселитесь. воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
15