Идеология сталинизма и политика репрессий


Тема урока
 
Цель:
 
Ожидаемый результат:
 
 
Тип урока: Идеология сталинизма и политика репрессий
 
Определение причины возрождения первой и победы второй альтернативы; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями.
Оценят изменение общественно-политической атмосферы в обществе.
 
 
комбинированный.
Оборудование Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер
Ход урока:
Этапы урока
Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент. 5 мин Приветствие. Проверка готовности и отметка отсутствующих.Тренинг Участвуют в процессе
II. Повторение и опрос.10 «Блиц – опрос» по теме прошлого урока
Тест Ученики отвечают на вопросы.
1-й вопрос отвечают устно6 и 7 вопросы по 1 человеку отвечают на карточках.
III.
осмысление
 
 
15мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Групповая работа . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вспомните, что собой представляла политика «Красного террора»?
процессы
 
 
 
 
 
Работа с документом.
 
 
 
 
Предложить учащимся заполнить таблицу «Репрессии против народов СССР в 1945—1950 гг.»:
 
 
 
 
 
 
Для текущего контроля знаний можно предложить следующие вопросы и задания С чем связан рост репрессий? Ответ ищем в учебнике  на странице 156, работа с документом.
Запись в тетрадь
Причины:
А.Падение уровня жизни населения;
б.   Трудности с индустриализацией;
в.   Снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников»;
г.   Ликвидация старого кадрового аппарата, который мог создать оппозицию режиму.
Через лагеря прошли 18 млн. человек.
II.  Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)*
Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?
- Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?
учащимся заполнить таблицу «Репрессии против народов СССР в 1945—1950 гг.»:
Народы Число репрессированных
Украинцы  
Литовцы  
Латыши  
Эстонцы  
Народы Кавказа  
В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: насколько согласуются данные заполненной таблицы с приведенным текстом выступления главы правительства? Чем были вызваны репрессивные меры против перечисленных в таблице народов СССР? Какие факты дали основание Сталину сделать заявление об «укреплении многонационального государства» после войны? Какие проблемы для будущего развития страны породили массовые депортации народов СССР в годы войны и в послевоенный период?
Первый уровень. Что такое «демократический импульс войны»? Дайте краткую характеристику нравственно-психологической атмосферы в советском обществе после окончания войны. Каковы, на ваш взгляд, причины нарастания в обществе критического настроя? Какие категории населения были носителями критических настроений? В чем вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Используя приведенные в учебнике документы, объясните причины, по которым наркоматы были переименованы после войны в министерства. Аргументируйте свой ответ. Расскажите, что вы знаете о «ленинградском деле». Что такое «дело Еврейского антифашистского комитета»? Чем оно закончилось? Что вы знаете о «деле врачей»? Как вы могли бы оценить возможные последствия «менгрельского дела», фабриковавшегося по приказу Сталина?
      Второй уровень. На заключительном этапе войны был депортирован ряд народов. Какие новые депортации и репрессии обрушились на представителей национальных меньшинств после окончания войны? Чем это можно объяснить? Чем можно объяснить, на ваш взгляд, репрессии властей против ряда военачальников после окончания войны? Как реагировала общественность на новый виток политических репрессий в стране? Что вы знаете о судьбе советских военнопленных, возвратившихся после войны на Родину?
      Третий уровень. Проследите общие тенденции политического развития СССР в 1945—1952 гг. Какую оценку развитию вы могли бы дать одной-двумя фразами? Каковы общие итоги и уроки политического развития страны в 1945—1952 гг.? Найдите материалы по обсуждению проектов
Рефлексия.Дискуссия в классе: 13мин «Почему возникает «культ личности»?
 
   Раскрывают причины культа личности
 
Домашнее задание2мин §19 Записывают задания