Урок в 8 классе Зарождение революционного народничества Технологическая карта
Тема урока 8 класс История России «Зарождение революционного народничества и его идеология»».
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цели урока:
1.Образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов в России; показать его непрерывную связь с предшествующими поколениями революционеров, вскрыть ошибочные представления народничества, определить актуальность темы.
2.Развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию; сопоставлять, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные связи, работать над проектами; формировать оценочные суждения, свою позицию; умения работать с литературой, историческим материалом, таблицами, 3.Воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории.
Понятия: народничество, радикалы, террор.
Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентация по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Определять тему урока, цель и задачи, составлять план изучения нового материала
Оценивать свой результат действий
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Извлекать информацию из учебного фильма, презентации, источников Интернет, учебника о причинах возникновения революционной движения, его идеологии
Перерабатывать информацию в части обоснования сущности народнических течений
Представлять новую информацию в форме лозунгов
Определять общее и различное в течениях народничества
Объяснять новые понятия: народничество, радикалы, террор
Приводить доказательства в обосновании той или иной идеологии
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Доносить свою позицию через деятельность работы в группах
Сотрудничать в группе, в паре
Вместе создавать продукт для систематизации знаний (таблицу)
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Давать личностную оценку деятельности народников
Выражать свое отношение к их тактике, давать нравственную оценку террору
Соотносить свое миропонимание и мировоззрение народников.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УДД
Орг. Момент
Точка удивления.
Актуализация знаний.
Интеллигенция – люди, занимающиеся сложным, творческим трудом
Гипотеза
Слайд 4 Здравствуйте! Я приглашаю вас к серьезному разговору с несерьезной нотки.
Приглашаю двух учащихся.
У меня в руках ДАРТС, которая предполагает попадание в цель. Даю на выбор средства для попадания в цель…
Каждый из вас решал одну задачу- попасть в цент круга. Была одна цель.
А было ли одинаковым оружие для игры? У вас дротик- острый, которым можно пораниться, у вас – мягкий шарик, который не причинит никому и ничему боли.
Предположите, почему я начала наш урок с игры в ДАРТС?
А теперь, ребята, посмотрите на доску и экран, где размещены иллюстрации?
Посмотрите на доску (иллюстрации)
Кто эти люди по социальному статусу. Догадайтесь.
Перед вами две цитаты русских интеллигентов : Достоевского и Бакунина
§1. Революционер — человек обреченный. Все в нем поглощено единственным
исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью —
революцией. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.
Безнравственно и преступно все, что мешает ему.
Бакунин, С.Г.Нечаев «КАТЕХИЗИС революционера»
устав революционной организации «Народная расправа» 1869 г.
2. Из романа «Братья Карамазовы» (1880) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).
Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии».
О чем эти цитаты? Совпадают ли эти мнения? Почему представители русской интеллигенции высказывают разные противоположные точки зрения?
Какая здесь возникает проблема?
Могут ли для русских интеллигентов ДОБРЫЕ ЦЕЛИ служить оправданием дурных средств?
Ответить сразу на этот вопрос сложно.
Как вы думаете, какими могут причины совершенно противоположных взглядов на развитие общества у представителей русской интеллигенции?
На доске рисунки, картинки про народников
Выбирают, кидают.
Выдвигают предположения.
Приходят к выводу. У нас обоих была одна цель, но средства для достижения этой цели мы выбрали разные.
Это интеллигенция 19 века.
О стремлении к единственной цели: к высшей гармонии, о справедливом социальном обществе, о торжестве революции.
Если вы затрудняетесь, вспомните игру ДАРТС…
Проблема соотношения цели и средств ее достижения.
Цель одна, а средства разные.
Предположение: они по-разному хотели изменить существующий строй. Но к своей цели осуществляли разными средствами.
Но оба они мечтали о новой России.
Итак, в стране проводились реформы во всех сферах жизни общества. Из-за чего спорили, что предлагали, как хотели достичь цели. Познавательные УУД
Мета- предметная связь с изо
Повторение материла:
Прием «
Да» и «Нет».
Согласны ли в ы с утверждениями Слайд 5
Оценивание себя на этапе проверки знаний.
Работа с понятием РАДИКАЛЫ
На доске.
На прошлом уроке вы познакомились с идеологиями консерваторов и либералов.
Давайте, вспомним их взгляды.
Контроль ДА и НЕТ.
1.Консерваторы хотели, чтобы проводимые реформы в стране ущемляли интересы дворянства? НЕТ
2.Консерватизм как политическая сила призван придать устойчивость обществу? ДА
3.Главные устремления консерваторов были остаться защитниками старых отношений в обществе? ДА
4.Либералы считали своими главными задачами поддержку правительства ДА
5.Либералы в России опирались на незначительную часть интеллигенции ДА
Показываю магнитный круг, разделенный на 3 одинаковых сектора. Условно говоря, это консерваторы, это либералы, но, вероятно, была сила, которая была бы против самодержавия и выражала интересы народна.
Кто они? Как называются люди, которые выступают за радикальное изменение общества, то есть глубокое, качественное изменение общества.
Имела ли Россия опыт революционного выступления в 19 веке?
30-50-е годы Россия переживала период исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Из статьи «Памяти Герцена» (1912) В. И. Ленина: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию».
Главным вопросом общ.жизни- о направлении дальнейшего развития страны.
В конце 50-х начале 60-х шло оформление идеологии русского революционного движения.
Попытайтесь сформулировать тему урока:
Какое слово новое в теме: Народничество.
Каждый ученик поднимает карточку- ладошку (розовый – да, желтый – нет),
Проверка с кадром слайда
затем идет оценка своих знаний в листе контроля
Ответ: РАДИКАЛЫ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ.
Да, декабристы.
ЗАРОЖДЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА и ЕГО ИДЕОЛОГИЯ.
Познавательные УУД
Мета -предметная связь с МХК
Ставим цели, составляем план
Давайте зададим вопросы по изучению нового материала:
(Записывает на доске план)
Итак, наша задача: узнать…
Каким образом мы можем ответить на эти вопросы.
1291590727075Работа с фильмом
Работа с фильмом
План:
1. Что такое народничество?
2.Как возникло? (Причины)
3.Кто был идейный вождь революционной идеологии?
4.Были ли организации?
5.Кто в нее входил?
6.Каковы были их идейные течения
7. Каковы были их методы борьбы?
Прочитать в учебнике, в интернете, пообщаться на эту тему с учителем, ТВ. Формирование регулятивных УУД
Просмотр учебного фильма. И работа с ним
до 4.49 мин.
Оцениваем новые полученные знания.
Работа с понятием НАРОДНИЧЕСТВО
– идеология и движение разночинной интеллигенции, сложившиеся в начале 60-70-х годах 19 века.
Итак, мы с вами определили, что третья идеология была революционная.
Посмотрите учебный фильм, заполните самостоятельно третью графу таблицы.
0.13.
Остановка 1. ПРИЧИНЫ. ( 1.52)
Проверка записи.
Работают с фильмом и таблицей.
Уч-ся озвучивают свои работу, после завершения работы.
Идет сверка со слайдами презентации 6-13
Недовольство умеренным характером реформ
Враждебное отношение народа
Медлительность и непоследовательность правительства
Познавательные УДД.
Регулятивные УУД
Остановка 2. (2.58)
Кто был идейный вождь революционной идеологии?
Чернышевский. Что делать? Создание революционной организации
Остановка 3. Каким видели общество? 2.54)
Соц. Устройство общества, новая мораль и нравственность
Остановка 4. Организации. (4.57.)
Остановка 5. Народничество 5.09.
Поставим проблемный вопрос:
Это феномен (необычное, исключительное явление или его появление – закономерный процесс?
Силы освободительного движения видели в народничестве «зеркало» русской революции, то каратели находили источник «крамолы», революции. Из сборника научных трудов по истории народничества.
Особое явление русской культуры
Почему в годы правления Александра 2, названного Освободителем,
начатых им преобразований в 60-70е гг. развернулась активная деятельность революционного движения?
Было ли однородно народничество? нет Организация «Земля и воля: 1861
Разные слои населения: чиновники, офицеры, литераторы, студенты
Подготовка народной революции
Программный документ Н.П. Огарева «Что нужно народу?» Самороспуск 1864.
Своеобразное политическое течение русской радикальной интеллигенции с идеями общинного социализма.
Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.
Оценивают свою работу в паре, сверяют со слайдами презентации кадры 6-13
Предположения.
1.Во время правления произошло важное событие – отмена крепостного права. Эта реформа была для того времени прогрессивной, но сохраняла много крепостнических порядков. Половинчатость реформы вызвала всплеск общественного движения.
Выделились 3 течения народничества.
Работа индивидуально под слайды презентации 17-23 Определяют главное, запись в таблицу.
Проверка в паре согласно слайду № 24 Коммун.
УУД
Музыка
Мелодия Мусоргского
Работа в группах по карточкам заданиям на основе учебника:
Составляем лозунги.
Работа с источниками
Работа с понятием ТЕРРОР-
Политика устрашения
СХЕМА
Закрепление знаний
Определяем сходства и различия во взглядах, делаем вывод. Физкультурная минутка
Распределение на группы.
Время повернулось вспять. Представьте себе, что некоторые из вас поддерживают одно из течений народничества.
Выступите от имени их. Напиши лозунги.
Работа с карточками.
Обсуждение.
Вопрос для группы Бакунина
В своей работе вы призываете молодежь не учиться, идти в народ, т.е. быть такими же невежественными, как он. Так откуда же взяться интеллигенту в условиях всеобщей безграмотности?
Кто научит народ самоуправляться?
Предлагаемые вами рабочие ассоциации, группы и т.д. – это, по сути, коммуны. Из истории мы знаем, что коммунистические общины быстро распадались из-за возникавших в них неразрешимых социальных противоречий. Причем коммуны были малочисленные, а вы собрались объединить в самоуправляющуюся общину все государство – не приведет ли это к плачевному развалу? Аргументируйте свои возражения.
Признаете ли вы, что ваши взгляды на переустройство России глубоко ошибочны? А анархия – это заблуждение?
Вопросы для группы Лаврова
- Насколько эффективной была ваша пропаганда в народе?
- Почему ваши идеи не осуществились?
Тургеневский герой Базаров
(нигилист) принадлежит к вашему течению?
Признаете ли вы ошибочность своей идеологии?
Этим летом я была в Санкт-Петербурге и любовалась на Грибоедовском канале прекрасным Храмом «Спас на крови». Высота его 81 метр, Второй по высоте купол — 63 метра. Спас-на-Крови в Петербурге является одной из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.
Почему я заговорила об этом храме?
Работа с источниками
В это время даю индивидуальное задание по опорной схеме
Слово представителям заговорщического движения.
Вопросы для 3-й группы:
1.Разве можно методом индивидуального террора против отдельных чиновников и царя, коренным образом изменить существующий строй?
2. Не считаете ли вы заложили в России основы ужасного явления как «ТЕРРОР».
- Как вы думаете, используется ли ваша тактика в наши дни? Почему?
- Считаете ли вы свою идеологию ошибочной?
Приведу цитату А. Д Михайлов – русский революционер, народник, кличка «Дворник»
Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки" Вы согласны с этим высказыванием?
Итак, составляем опорную схему.
Общее и различное.
Различия: цели, методы, тактика.
Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. Выступление по группам.
Выступление с лозунгами.
Ответы учащихся
Ответ.
Да, признаем. Аргументы.
Крестьяне нас не поняли.
Пропагандировал теорию социального дарвинизма.
Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события. 1 марта царь Александр II направлялся на марсово поле, где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен. По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова. - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по высоте купол — 63 метра, символ возраста убиенного императора, человека,
Нет.
Император убит, взамен пришел другой. Существующий строй не изменился.
Заполняют вместе с учителем
Потерпели все неудачу.
Их идеология стала основой деятельности революционных организаций.
Их идеологии не подтолкнули народ к революции.
Их программы не были претворены в жизнь.
Они были утопичны.
Коммун.
УУД
Метапредметные связи
Возвращаемся к началу урока:
Можно или
нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счет страданий невинных людей?
Связь с сегодняшним временем. Приведите примеры:
Выступления учащихся
Терроризм. ЕГИЛ. Рефлексия: Ответы на вопросы:
1.Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).
2.Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).
3.Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).
4.Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).
5.Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).
6.Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией. (Конспирация).
7.Политика устрашения. (Террор).
Подведение итогов. Работа с листами самоконтроля. Оцените себя
Стикеры на доску: оценка себя как мы поработали
Таблица для групп. 50-60- е годы Работа с учебным фильмом.
Консерваторы Либералы Революционеры народники
Как возникло Недовольство умеренным характером реформ
Враждебное отношение народа
Медлительность и непоследовательность правительства
Представители, организации П.А.Шувалов, М.Н.Катков Герцен, Кавелин, Чичерин, Краевский А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский
«Земля и воля» 1861-1864
Разные социальные слои: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.
Подготовка народной революции
Программный документ Н.П. Огарева «Что нужно народу?»
Каким видели общество Не допустить ущемления дворянства, уменьшить влияние либеральных чиновников на правительство Необходимо поддерживать правительство в начатых преобразованиях
Страну необходимо готовить к введению Конституции
Социалистическое образ будущего устройства общества.
Их политические цели Охрана существующего
государственного порядка Реформирование общества мирным
путём. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.
Основные идеологии: Теория официальной народности 30-40 Западники, славянофилы Народничество
Методы Цензура, преследование
инакомыслящих. Деятельность III
отделения по охране порядка Статьи в журналах «Русский вестник»,
«Русская беседа», «Отечественные
записки»
Сборник статей «Голоса России» Бунтарское течение – бунт
Пропагандистское течение- агитация, пропаганда
Заговорщическое движение - террор
Задания для групп. Составьте таблицу. Работа с презентацией индивидуально, проверка в паре.
Лидер М. А. Бакунин П. Л. Лавров П. Н. Ткачев
Течение Цели Методы Выберите и напиши лозунги для защиты идеологии своего течения.
1.Нет идее Маркса о диктатуре пролетариата!
Русский народ БУНТАРЬ!
2.Бросайте университеты, школы- ступайте в народ! Разбудите народ!»
3.Высшее зло – государство! Мы за анархию!
4. Мы за свободную организацию «снизу-вверх»
(коммун)! Да здравствует самоуправление народа!
5.Поддержи в народе дух протеста!
6. Причина всех бед- частная собственность.
7.Читайте работу
«Государство и анархия!
Мы не преклоняемся перед стихийным бунтом!
Мы за пропаганду!
Идемте в народ и запаситесь терпением!
Объясни крестьянину его потребности и силу!
Мы за справедливое социалистическое общество!
Читайте наше печатное издание - журнал «ВПЕРЕД»! Захват власти только путем заговора!
Крестьяне, вы не способны подняться на бунт, мы это сделаем за вас! Мы – это группа революционеров!
Мы за конспирацию!
Мы за железную дисциплину!
Товарищи! Расшатаем устои существующего строя!
6.Кто за террор – присоединяйся!
Читайте «Набат» и поддерживайте нас!
Источники информации:
ВИКИПЕДИЯ.
Память об Александре II
Основная статья: Память об Александре II
Память о «Царе-Освободителе» была увековечена во многих городах Российской империи и Болгарии путём установки памятников. На месте гибели императора от рук террористов построен храм Спаса на Крови. Подробнее об увековечивании памяти монарха см. статью Память об Александре II.
Как отмечается в литературе, посвященной героям исторической памяти российского общества, образ Александра II менялся в зависимости от социального заказа: «освободитель» — «жертва» — «крепостник», но при этом, что характерно, Александр Николаевич почти всегда выступал (да и сегодня выступает) в информационном пространстве скорее «фоновой» фигурой для неизбежного исторического процесса, чем его активным деятелем. В этом яркое отличие Александра II от тех исторических фигур, образ которых отражает позитивный консенсус исторической памяти (таких как Александр Невский или Пётр Столыпин) или, напротив, её конфликтных объектов (таких как Сталин или Иван Грозный). Основная черта образа императора — постоянные сомнения и нерешительность.
Питер – онлайн, 7 загадок Спаса –на-крови.
Кровавая мостовая
Общеизвестный факт, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Сразу после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню. Однако новый император Александр III приказал построить на этом месте великолепный храм. Кроме того, государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.
http://piteronline.tv/7-zagadok-spasa-na-krovi#hcq=FHomTFp