Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, 1-7 классы в двух сборниках. Сборник 1. Авторы: Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова, И.В. Больших, О.И. кукушкина, Э.Н. Хотеева, М.Ю. Рау, Е.П. Кузьмичёва, И.Ф. Федосова, Н.Ф. Слезина, Е.З. Яхнина. Составитель сборника Т.С. Зыкова. Социально-бытовая ориентировка - 6 класс. Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2003 год. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения социально – бытовой ориентировки, изложенные в пояснительной записке к авторской программе по социально – бытовой ориентировке. В ней также заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Основные цели курса социально – бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Обучение по данной программе решает следующие задачи:
Всестороннее формирование личности школьника;
Становление и развитие процесса самопознания;
Формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку слабослышащих и глухих школьников в системе СБО, реализуемые с учётом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам работы:
I. Познавательная культура.
II. Нравственная культура.
III. Трудовая культура.
IV. Профессиональная ориентация.
V. Коммуникативная культура.
I. Познавательная культура.
Это раздел работы включает в себя следующие образовательные линии:
«Познай себя». Знание о себе, своей семье; умение дать объективную оценку своим возможностям, оценку себе и своим отношениям с окружающими; социально – эмоциональное воспитание и развитие.
«Воспитание здорового образа жизни». Адаптация к режиму дня; соблюдение правил личной и общественной гигиены. Знание правил пожарной безопасности; безопасности дорожного движения; безопасности в экстремальных ситуациях, на воде и пр.
«Я и общество». Представления об окружающей жизни, умение адаптироваться в ней; быт и культура быта; знание гигиенических требований к помещению; жилище (виды жилых помещений в городе и селе); знакомство со средствами связи, почтой и почтовыми отправлениями, транспортом, медицинской помощью, культурой организации отдыха, торговлей, питанием(столовая, ресторан, бистро и др.).
Нравственная культура.
Одной из основных составляющих всестороннего развития ребёнка является нравственное восприятие и развитие, регулирующее его поведение в социуме, подготовку к самостоятельной жизни. Данный раздел работы предусматривает освоение норм культурного поведения, воспитание гуманных патриотических чувств, соответствующих качеств личности и морально – этических понятий и представлений, словаря и фразеологии.
III. Трудовая культура.
В этом разделе предусматривается сообщение учащимся специальных знаний, выработка умений, навыков обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства: уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, знание инструментов, хозинвентаря и их применение; знание правил техники безопасности; питание, гигиена и технология приготовления пищи; одежда и обувь; виды одежды, обуви, головных уборов, их значение; повседневный уход за одеждой и обувью; ремонт одежды; культура труда и быта; инструменты, хозинвентарь и др.
Составной частью раздела «Трудовая культура» является тема «Деловое общение».
IV. Профессиональная ориентация.
Профессиональная адаптация школьников входит в систему их профессиональной подготовки наряду с такими направлениями этой работы, как профессиональное просвещение, профконсультации, профотбор и психологическая подготовка.
В социализации школьников значительное место уделяется профессиональной ориентации и профконсультации воспитанников. Содержание этой работы предусматривает формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве (промышленности, сельском хозяйстве; о больших предприятиях и малых, частных и государственных и др.); знакомство с трудом родителей, взрослых; формирование навыков обслуживания людей; обучение деловому общению; передачу элементарных экономических и правовых знаний.
V.Коммуникативная культура.Социальная адаптация - это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Именно поэтому данному разделу придаётся большое значение. Работа по нескольким образовательным линиям:
Формирование коммуникативных способностей учащихся;
Организация их коммуникативной деятельности;
Овладение культурой общения;
Совместная деятельность глухих и слышащих учащихся (познавательная, психологическая, коммуникативная);
Пропедевтика встреч со слышащими, организация совместной деятельности.
Вся коррекционно – воспитательная работа основывается на таких видах занятий, как предметно – практическая деятельность, самообслуживание, моделирование реальных ситуаций. Используется способность глухих детей к подражанию. Им показывают, как надо поступать в реальной ситуации, предлагаются на доске, карточках или плакатах опорные слова, словосочетания, иногда готовые реплики, помогающие в общении.
Система работы по СБО предполагает специальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.
Выделение разделов достаточно условно, так как названные направления работы по СБО тесно связаны между собой и имеют место на всех годах обучения. Однако для разных возрастных этапов отдельные из являются доминирующими.
В программе предусмотрены элементы работы по ОБЖ (личная гигиена учащихся, гигиена приготовления и приема пищи, гигиена жилища, труда и отдыха, личная безопасность и другое).
На первом этапе работы (3-5 класс) большое внимание уделяется трудовой, социальной адаптации и коммуникативной культуре глухих школьников: расширению, закреплению и уточнению представлений, понятий об их ближайшем окружении, формированию элементарного опыта правового поведения, обогащению нравственного опыта.
На втором этапе работы (6-10 классы) основными являются: трудовая, профессиональная, коммуникативная подготовка, а также знания учащихся из области нравственной культуры, о явлениях общественной и социальной жизни, о стране, в которой они живут.
Требования к уровню подготовки учащихся.
4 класс.
Обучающиеся должны знать:
Полные имена родителей, их профессии
Название праздников в семье
Правила здорового образа жизни
Историю своих населенных пунктов
Дни рождения своих одноклассников
Правила приема гостей
Вежливые фразы по чтению с губ
Правила уборки помещений
Уход за слуховыми аппаратами
Разнообразие мира профессий
Правила речевого общения со слышащими ребятами
Обучающиеся должны уметь:
Разделять печаль и радость собеседника
Укреплять свое здоровье
Принимать гостей и вести себя правильно в гостях
Дарить подарки
Делать элементарный ремонт своей одежды
Убирать помещение
Ухаживать за слуховым аппаратом
Пользоваться вежливыми фразами при встрече и расставании
Поддерживать разговор в кругу слышащих людей
Календарно – тематический план
4а класс – 68 часов в год
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Практические работы, экскурсии Сроки Примечание
1 Азбука безопасности 2 час. 1.1 Правила дорожного движения 1.2 Правила пожарной безопасности 2 Сведения о родителях 2 час. 2.1 Полные имена родителей 2.2 Профессии родителей Практ.раб. 3 Семейные праздники 2 час. 3.1 Названия праздников в кругу семьи 3.2 Праздники в твоей семье Практ.раб. 4 Гостеприимство 2 час. 4.1 Прием гостей Практ.раб. 4.2 Правила приема гостей 5 Школьные праздники 2 час. 5.1 История школы-интерната 5.2 Традиции нашей школы 6 Мое здоровье 2 час. 6.1 Что такое здоровье 6.2 Правила здорового образа жизни Практ.раб. 7 Виды спортивных занятий 2 час. 7.1 Физическая культура Практ.раб. 7.2 Секции и кружки в школе 8 Изготовление плаката 2 час. 8.1 Если хочешь быть здоровым Практ.раб. 8.2 Если хочешь быть здоровым Практ.раб. 9 Физкультурные упражнения 2 час. 9.1 Игры на свежем воздухе Практ.раб. 9.2 Игры на свежем воздухе Практ.раб. *** *** *** *** ***
10 Моя семья 4 час. 10.1 Я и моя семья Игра. 10.2 Члены моей семьи 10.3 Обязанности в семье 10.4 Взаимоотношения в семейном кругу Практ.раб. 11 Школа 2 час. 11.1 Мой класс 11.2 Я и мои одноклассники Игра 12 Мой любимый город 2 час. 12.1 Место, где я родился Практ.раб. 12.2 Город Вышний Волочек Практ.раб. 13 Города России 2 час. 13.1 Известные города России Практ.раб. 13.2 Памятные места Практ.раб. 14 Изготовление альбома 2 час. 14.1 Моя любимая родина Практ.раб. 14.2 Моя любимая родина Практ.раб. 15 Проведение полугодовой контрольной работы 2 час. 15.1 Контрольная работа за 2013-2014 15.2 Анализ контрольной работы *** *** *** *** ***
16 Безопасность в доме 6 час. 16.1 Категории опасных вещей 16.2 Бытовая техника и ребенок Практ.раб. 16.3 Бытовая химия, лекарства Практ.раб. 16.4 Запах дыма Практ.раб. 16.5 Запах газа Практ.раб. 16.6 Безопасность в лифте 17 Личная безопасность в доме 2 час. 17.1 Правила личной безопасности 17.2 Правила личной безопасности Практ.раб. 18 Личная безопасность на улице 2 час. 18.1 Правила личной безопасности Экскурсия. 18.2 Правила личной безопасности Экскурсия. 19 Мелкий ремонт одежды 6 час. 19.1 Одежда Практ.раб. 19.2 Правила ухода за одеждой Практ.раб. 19.3 Техника безопасности при работе с иглой Беседа 19.4 Виды швов Практ.раб. 19.5 Пришивание пуговицы Практ.раб. 19.6 /пришивание пуговицы Практ.раб. 20 Уборка помещения 4 час. 20.1 Инвентарь 20.2 Техника безопасности при использовании инвентаря для уборки 20.3 Уборка класса и спальни Практ.раб. 20.4 Уборка класса и спальни Практ.раб. *** *** *** *** ***
21 Мир профессий 4 час. 21.1 Ознакомление с миром профессий 21.2 Мир профессий Игра 21.3 Школьные мастерские Экскурсия 21.4 Описание экскурсии Практ.раб. 22 Речевое поведение 3 час. 22.1 Составление диалога при встрече 22.2 Составление диалога при расставании 22.3 Поход в «Гости к старшеклассникам» Экскурсия. 23 Внешний вид 2 час. 23.1 Походка и жесты Практ.раб. 23.2 Культура выбора одежды игра 24 Спортивные игры 5 час. 24.1 Правила организации спортивных встреч Практ.раб. 24.2 Культура общения Практ.раб. 24.3 Правила игры Практ.раб. 24.4 Поведение во время спортивного состязания Практ.раб. 24.5 Общешкольный день зоровьяПракт.раб. 25 Итоговая аттестация 2 час. 25.1 Итоговая контрольная работа за 2013-2014 уч. год Практ.раб. 25.2 Анализ контрольной работы, устранение недочетов Практ.раб. Итого: 68 час. Содержание учебного курса (4а класс)
Познавательная культура (24 часа)
Познай себя (10 часов)
Цели и задачи:
Знакомство со значением своего имени, полных имен родителей
Воспитание уважения к добрым традициям (семейным, школьным)
Понимание собственного и общественного
Воспитание сострадания к ближнемуАдапционные тренинги
Активное участие в подготовке и проведении традиционных праздников.
Упражнения в выражении чувства сопереживания, сочувствия, печали и радости по примеру педагога
Подражание учащихся педагогу в его отношении к победителям в игре, учебе, спорте.
Виды и формы работы
Традиционные праздники
Беседы
Экскурсии
Встречи с родителями
Творческие и спортивные игры
Воспитание здорового образа жизни (8 часов)
Цели и задачи:
Пропаганда здорового образа жизни
Укрепление здоровья детей через их занятия спортом
Знакомство детей со спортивными играми
Воспитание негативного отношения к курению
Адапционные тренинги
Систематические прогулки на воздухе
Упражнения на занятиях спортивного кружка или секции
Самостоятельное проведение физзарядки
Виды и формы работы
Практические упражнения
Прогулки
Экскурсии
Спортивные игры
Физзарядка
Беседы
Просмотр видеороликов «О вреде курения», «Правила занятия спортом»…
Я и общество (6 часов)
Цели и задачи:
Понимание роли ребенка в семье
Воспитание самостоятельности
Организация взаимопомощи в семье и коллективе
Воспитание чувства уверенности, доброжелательности и честности
Адапционные тренинги
Упражнения в выполнении общественных поручений, трудовых обязанностей в семье
Упражнения в общении со слышащими сверстниками и процессе игры, труда и отдыха
Виды и формы работы
Практическая работа
Общественные поручения
Игры
Рисунки на тему «Мои обязанности в семье»
Беседы
Нравственная культура (8 часов)
Цели и задачи:
Знание истории своего города, улицы
Воспитание заботливого и бережливого отношения
Умение принимать гостей
Умение правильно общаться со сверстниками
Делать и подписывать поздравительные открытки
Адапционные тренинги
Воспитание интереса к истории страны, города, улицы
Упражнения в правильном поведении при приеме гостей и в гостях
Виды и формы работы
Творческие игры
Дни рождения в классе
Шефская работа
Экскурсии
Сбор фактического материала
Составление альбома
Трудовая культура (20 часов)
Цели и задачи:
Знание правил безопасности при нахождении в школьных помещениях и дома
Воспитание умения делать элементарный ремонт своей одежды
Воспитание умения убирать помещения
Формирования навыков по уходу за слуховыми аппаратами
Знание правил уборки помещения
Адапционные тренинги
Упражнения в мелком ремонте одежды
Упражнение в организации и проведении генеральной уборки
Упражнения в уходе за слуховыми аппаратами
Виды и формы работы
Практические работы
Экскурсия в дом быта
Беседы
Составление технологических карт
Генеральные уборки школьных помещений и кабинета СБО
Профессиональная ориентация (4 часа)
Цели и задачи:
Знание своих возможностей при выборе профессии
Знакомство с миром профессий
Специалисты, обучающие профессиям в школе
Адапционные тренинги
Упражнения в точности. Аккуратности, дисциплине выполнения поручений в классе и школе
Тестирование
Виды и формы работы
Фронтальные консультации по выбору профессии
Экскурсии в школьные мастерские, на производство
Знакомство с профессиональными журналами
Коммуникативная культура (12 часов)
Цели и задачи:
Знание вежливых фраз в общении со слышащими сверстниками
Знание правил поведения в гостях
Умение составлять диалог
Воспитание умения удовлетворять свой интерес во время экскурсии
Адапционные тренинги
Упражнение в поведении при встрече (проводах) гостей
Упражнение в поведении при совместных играх со слышащимиУпражнение в поведении во время экскурсий в школьные мастерские и на производство
Виды и формы работы
Подготовка и проведение дней рождения, экскурсий
Творческие и спортивные игры
Встреча со слышащими в спортивных играх
Беседы
Составление диалогов
Контрольно – измерительные материалы
Выбери правильный ответ:
При обращении к ребятам ты называешь:
А) фамилию
Б) кличку
В) имя
Если кого-то из ребят незаслуженно ругает учитель, ты:
А) молчишь
Б) заступаешься
В) радуешься
Если ты хотел гулять, а друг попросил тебя подежурить за него в столовой, ты:
А) идёшь гулять
Б) идёшь дежурить
В) обманываешь, что занят
Если у твоего друга плохое настроение, ты:
А) не обращаешь внимание
Б) жалеешь его
В) радуешься
Во время ссоры, ты:
А) говоришь правду
Б) обзываешься
В) зовёшь на помощь
Если друг не поздравил тебя с днём рождения, ты:
А) перестанешь дружить
Б) не поздравишь его с днём рождения
В) простишь его
Реши кроссворд:
Полоса земли для движения транспорта и пешеходов.
Населенный пункт, где есть фабрики, поликлиники, школы и другое.
Дорога для пешеходов.
Опасная ситуация, связанная с нарушением правил пожарной безопасности.
Предмет для катания – роликовые или стальные…Главный документ школьника.
1
6
5
4
3
2
Дополни схему: