Урок по обществознанию по теме Социальная структура общества для 10 класса


Тема: Социальная структура общества
Цели:
- раскрыть понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация;
выявить причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса;
- дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе;
-способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения;
- помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать основные элементы социальной структуры общества;
сопоставлять классовый и стратификационный подходы к анализу общества;
интерпретировать противоречивость социальных процессов;
оперировать терминами и полученными знаниями при изучении материала;
сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Основные понятия урока:
социальная стратификация, классы, страты, социальная мобильность, социальные лифты, люмпены, маргиналы.
Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, выполненная в программе Power Point.
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.
Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к восприятию нового материала.
Представьте себе, что администрация города обратилась составить описание социальной структуры населения. Какие необходимо применить критерии для выделения социальных групп? Из каких социальных групп состоит общество?
II. Изучение нового материала:
Социальные группы
Составление кластера о социальных группах.
Задание по группам: Охарактеризовать как социальную группу семью (1 гр.), школьный класс 11б (2 гр.), дворовую компанию (3 гр.) по следующим критериям:
первичная, вторичная, малая, средняя, большая, формальная, неформальная, условная, реальная, референтная.
В социологии принято выделять 2 основных подхода к выделению социальных групп. Обратимся к фрагментам документов.
Работа учащихся с фрагментами документов:
1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии“ истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов”
2) Фрагмент работы В.И.Ленина Великий почин»
“Классы – это большие группы людей, которые различаются:
по месту в исторически определенной системе общественного производства;
по отношению к средствам производства;
по роли в общественной организации труда;
а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”
3)Фрагмент работы М. Вебера : “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”
Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения.
Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления.
Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах.
Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме.
Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непрестижных районах города.
Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание.
Сравните эти документа:
Выделите основные понятия, содержащиеся в документах.
Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.
2. Социальная стратификация.
Общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную иерархическую структуру. В социологии для обозначения данного явления используется термин «стратификация».
Выполнение задания на определение терминов и понятий, соответствующих контексту: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Термин стратификация пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение (1) строению земли и разместила социальные слои – страты также по вертикали. Основанием служит лестница (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем(3). Кроме того, в общественном (4) та или иная (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессиональной (6).
А) престиж Б) мобильность В) доход Г) мнение Д) стратификация Е) профессия Ж) власть З) авторитет И) общество
Выводы: Социальная стратификация – в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Параметры социальной стратификации:
1) социально-демографические (пол, возраст, уровень заболеваемости и др)
2) социально-территориальные (городское, сельское население. Жители мегаполисов и малых городов, южных и северных регионов и т.д.)
3) социально-классовые (роль в общественной организации труда, размер и источник дохода)
4) социально-профессиональные (учащиеся, рабочие, крестьяне, творческая и научно-техническая интеллигенция, предприниматели, руководители, военнослужащие, лица свободных профессий, священнослужители, домохозяйки, безработные, пенсионеры и др.)
5) национально-этнические (принадлежность к нации, народу)
6) по уровню доходов (ниже и выше прожиточного минимума или распределение общего объема денежных доходов населения по группам)
Выполнение задания: Охарактеризуйте себя как представителей социальной структуры, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.
Например:
по возрасту – к страте молодёжь,
по половому признаку - девушка или юноша
по роду деятельности – учащаяся молодёжь.
по месту жительства – житель поселка
по национальности - русский
по уровню доходов родителей – к страте людей с высоким, средним или низким уровнем доходов.
Таким образом, на основе определённых признаков каждый человек может быть отнесён к тому или иному общественному слою – страте.
Существуют различные модели стратификации.
Задание: С помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную стратификацию, т.е. составить модель социальной структуры стран.
а) западноевропейских стран (лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);
б) латиноамериканских стран (это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);
в) стран Восточной Европы России (это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% - её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску);
1 группа: модель общества в виде лимона;
2 группа: модель в виде Эйфелевой башни с широким основанием, вытянутой средней частью и верхушкой;
3 группа: придавленная к земле пирамида, основание которой составляет 80% населения, ее вершину – 3–5%;
4 группа выступает в качестве экспертов и объясняет, какая из данных моделей придает наибольшую стабильность обществу и почему
Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений:
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) теоретический характер
В) характер оценочных суждений
(1) Средний класс социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. (2) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (3) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (4) В качестве критериев используется и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (5) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и др. группы.
Вывод: Что даёт нам социальная стратификация для характеристики общества?
- можно увидеть различные слои (пласты) внутри одного и того же класса
- позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким параметрам.
3. Социальная мобильность и социальные лифты.
Задание- задача: После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.
Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Социальная мобильность- изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
Факторами, которые способствуют перемещению в «социальном пространстве», выступают: получение образования; место жительство, для женщины нередко брак с мужчиной, имеющим более высокий социальный статус и т.д. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.
Задание – работа у доски:
Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:
А) изменение профессии: рабочий стал инженером ();
Б) переезд из одного города в другой без изменения профессии ();
В) повышение квалификации в рамках одной профессии. Например: инженер – ведущий инженер ();
Г) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха) ();
Д) понижение в должности ().
Вопрос: Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом? Действуют ли и сегодня те же социальные лифты, о которых писал П. Сорокин? Какими социальными лифтами вы собираетесь воспользоваться, чтобы добиться жизненного успеха?
Результаты социологического опроса (представление результатов опережающего задания)
Особенно актуальным сегодня для вас может стать роль будущей профессии, как социального лифта. Выбрав гуманитарный профиль, вы уже определяете, что ваша будущая профессия будет находиться в области взаимоотношений человек-человек. Изучая тему социальной мобильности можно задуматься о том, является ли выбранная вами профессия востребованной в нашем городе, или вы будете предлагать свои профессиональные способности на рынке труда в другом городе, регионе.
Выводы:
1.Социальная мобильность необходима, т.к. служит неотъемлемой частью культуры в любом современном индустриально развитом обществе.
2.В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться.
3.Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить социальное положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
Однако мало подняться. Надо закрепиться в страте, т. е. принять ее образ жизни и вписаться в ее социокультурную среду, принять нормы, принципы.
«старые песню о социальном» – прослушайте песню.
Какие социальные группы, потеряв свой берег, так и не могут пристать к другому?
Как называется нахождение человека как бы между двумя стратами? Кто такой маргинал?
Маргинал (Роберт Парк)- человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует.
Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентаций. Кроме того, сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляющие отбор своих и отторжение чужих. Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой среде. Тогда он как бы застревает между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой социальной среды он чужой «мещанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим новым положением; для него новая среда чужая. Нередко он становится объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».
4.Социальная структура /стратификация/ российского общества.
Так какие мы, в каком обществе живем? Проведем исследование проблемы. Каждая группа получила опережающее задание:
Первая группа – провести срез российского общества и наглядно представить социальную стратификацию современного российского общества.
Вторая группа - работая с материалами СМИ, определить тенденции развития социальных отношений в нашем обществе.
Третья группа - работая с правовыми документами, Конституцией РФ, раскрыть конституционные основы социальной политики РФ.
Презентация работы групп.
Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, на основе ваших небольших исследований мы знаем “Общество, в котором мы живем”
Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Литература:
Учебник: Обществознание. Учеб.для учащихся 10 кл. /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др.- М.: Просвещение, 2011.
Социальная энциклопедия под ред Горкина А.П. М.
Кравченко А.И. Введение в социологию.- М., 1998.