Урок по теме Двойные согласные
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Звучит музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского "Улыбка").
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?
- Почему?
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на доску. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)
- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Разделите на слова и запишите полученное предложение (один ученик работает у доски). Какое предложение получилось? Что такое аллея?
- Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на первом слайде).
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).
- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полеченные знания?
3. Усвоение новых знаний.
- Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.
1 задание:
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на втором-пятом слайдах).
Чтоб каждый телевизорРаботал без капризов,На крыше непременноДолжна стоять :: антенна.
Проста задача и легка.Пишусь всегда через два "ка",И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называюсь я :.. хоккей.
Во мне два "ка", не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Я - точный, честный и опрятный,Иным же словом - :.. аккуратный.
Где доска и парта есть,Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный :.. класс.
- Сколько лексических значений имеет слово класс? Какими источниками можем воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).
4. Физминутка.
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
5. Первичная проверка понимания.
2 задание: (работа в группах и парах).
(задание записано на листочках, лежит на партах).
Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, первое и второе предложение записать в тетрадь).
Ребята ловили для_____________ жучков и бабочек.
Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ______________ .Папа послал бабушке поздравительную ________________ .Ученики ждали учителя у дверей _____________ .Задание для детей, работающих в группах: (восстановить деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).
тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.
ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции, для.
- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?
- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, почему?
6. Первичное закрепление. Дифференцированная работа (самостоятельная работа и работа по карточкам).
- Некоторые ребята работают по карточкам. Задание: составить и записать предложения со словами ссора, аккуратный, гиппопотам.
- Для детей, работающих самостоятельно на шестом слайде появляются слова:
Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.
Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.
После окончания работы выполняется взаимопроверка. На седьмом слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный акробат
классика космос
хоккей календарь
аллея телефон
(При проверки составленных предложений, обратить внимание на слово гиппопотам).
- Подберите синоним к данному слову. Где можно найти лексическое значение данного слова?
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).
7. Кроссворд.
- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
8. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?
- Что нового узнали?
- Достигли поставленных целей?
- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?
- Оцените свою работу. (на доске вывешены три кружочка: синий, зелёный, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
9. Выставление оценок.
- Молодцы!
Спасибо за работу.