Презентация к открытому уроку по информатике на тему: Назначение и основные возможности электронных таблиц.


Открытый урок по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Тема: Назначение и основные возможности электронных таблиц. Работа с формулами. Построение графиков и диаграмм. Преподаватель ГБПОУ РО«НКПТиУ»Иванова Елена Владимировна 2014 – 2015 учебный год * Цель урока:1. Образовательная – показать применение информационных технологий в практической деятельности, межпредметные связи дисциплин «информатика» и «физика»; провести исследования физических закономерностей; закрепить умения и навыки работы в программе Microsoft Excel; вырабатывать умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.2. Развивающая – формировать навыки самостоятельной и групповой работы; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать коммуникативно-технические умения, умения оценивать результат выполненных действий, применять знания на практике.3. Воспитательная – воспитание самостоятельности, ответственности, коммуникативности, информационной культуры; расширение кругозора. * Задачи урока: 1. Отработка навыков составления решения задачи в электронных таблицах, запуска на исполнения, просмотра результата. 2. Развитие навыков счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить с помощью электронных таблиц). 3. Формирование культуры работать с электронными таблицами - единого стиля записи программы, т.е. записи программы таким образом, чтобы она была понятна и удобна для чтения другим пользователям. 4. Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами. * Компетенции, формируемые на уроке: Информационная компетенция: умение самостоятельно интерпретировать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; умение представлять информацию в различных формах; Информационно-технологическая компетенция: готовность пользователя воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, пользоваться современными компьютерными технологиями.Проблемная компетенция: умение находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и принимать решение о выборе других путей и средств. * Материальное обеспечение: компьютеры с ОС MS Windows XP;приложение MS Windows электронные таблицы MS Excel;приложение MS Windows – текстовый процессор MS Word;раздаточный материал, подготовленный файл MS Word, содержащий текст и решение задач. * Этапы урока: 1. Демонстрация домашнего задания.(Студенты показывают свои презентации)1. Степанова Ангелина – «Компьютер – друг» – 6 минут.2. Гребенник Ангелина – «Помощь людям с ограниченными возможностями» – 6 минут.3. Сапрунова Алина – «Компьютер – враг, компьютерные игры» – 6 минут.4. Воропаева Маргарита – «Влияние компьютера на здоровье» – 6 минут.5. Турбин Александр – «Примеры из реальной жизни» – 6 минут * Студенты выполняют тестирование в течении 7 минут. Вопросы тестирования по теме: «Назначение и основные возможности текстовых редакторов». Проверка экспертами результатов тестирования. 2. Повторение изученного материала по физике и информатике Этапы урока: * III. Ответы на вопросы перед решением расчетных задач:1. Для чего предназначена программа?2. Как вы понимаете термин «деловая графика»?3. При помощи какой команды в меню можно построить диаграммы?4. Какой тип диаграммы лучше взять для построения графика?5. Что является минимальным элементом таблицы? Как он называется?6. Что такое диапазон таблицы?7. Как задать формулу для вычислений?8. Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек?9. Что такое адрес ячейки, и какая ячейка называется активной?10. Что такое абсолютные и относительные ссылки? Этапы урока: * Этапы урока: 4. Решение расчетных задач * Дано: СИ Решение: F = 480 Н 480 p = F/S = 15000 Па Ѕ = 320 см2 0,032 Найти: p - ? Ответ: 15000 Па Задача 1. (Расчет давления в твердых телах).Какое давление на землю производит девочка с собачкой, общим весом 480 Н, а площадь подошв ее обуви и лапок собачки 320 см2?Вспомним физику, давление рассчитывается по формуле:P=F/SВсе единицы измерения должны быть приведены к международной системе единиц СИ. * Решение задачи в Excel * Дано: СИ Решение: h = 0,08 g = 9,8 Н/кг 9,8 p = hgρ = 784 Па ρ = 1000 кг/м3 1000 Найти: p - ? Ответ: 784 Па Задача 2. (Расчет давления в жидкостях).Высота столба воды в стакане 8 см. какое давление на дно стакана оказывает вода?Давление в жидкостях рассчитывается по формуле:P=h*g*ρ * Решение задачи в Excel * Дано: СИ Решение: m = 58 кг 58 S = 320 см2 0,032 p = F/S = 17762,5 Па g = 9,8 Н/кг 9,8 F = m*g = 568,4 Н Найти: p - ? Ответ: 17762,5 Па Задача 3. (Решение задач в два и более действий)Какое давление на пол производит девочка с собакой, общей массой 58 кг, а площадь подошв ее обуви и следов собаки 320 см2?Вычисления производятся по формулам:F=m*g и p=F/S * Решение задачи в Excel * Попробуйте, самостоятельно решить предложенные вам на слайдах задачи. У нас будет 3 группы исследователей. Мы будем исследовать колебания пружинного маятника.В ходе физического эксперимента были получены следующие данные: Этапы урока: 5. Самостоятельная практическая работа по группам. * Удлинение 0 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 Сила упругости Задание для группы 1 (программа Microsoft Excel).Цель: исследовать связь между силой упругости и удлинением пружины, начертить график этой зависимости.Ход эксперимента:Запустить программу Microsoft Excel.Ввести данную таблицу.Использовать для ввода второй строки формулу, с последующим ее копированием. При решении использовать абсолютные и относительные ссылки.По получившимся данным построить диаграмму типа точечная.При решении данной задачи используется закон Гука:Обозначим удлинение пружины х. Поскольку модуль силы упругости F пропорционален удлинению пружины, то можно записать:Fпр= K*x,где K – коэффициент пропорциональности - жесткость пружины.Исходные данные:K=7,5 Н/м * Задание для группы 2 (программа Microsoft Excel).Цель: Исследовать зависимость циклической частоты от массы тела и начертить график этой зависимости.При решении задачи использовалась формула:Циклическая частота колебаний зависит от коэффициента жесткости пружины и массы колеблющегося тела: Ход эксперимента:Запустить программу Microsoft Excel.Ввести данную таблицу.Использовать для ввода второй строки формулу, с последующим ее копированием. При решении использовать абсолютные и относительные ссылки.По получившимся данным построить диаграмму типа точечная.Исходные данные:К=7,5 Н/м Масса груза 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1 Циклическая частота * Масса груза 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1 Период Задание для группы 3 (программа Microsoft Excel).Цель: исследовать зависимость периода колебания от массы тела и начертить график этой зависимости.Период свободных колебаний пружинного маятника определяется по формуле: Ход эксперимента:Запустить программу Microsoft Excel.Ввести данную таблицу.Использовать для ввода второй строки формулу, с последующим ее копированием. При решении использовать абсолютные и относительные ссылки.По получившимся данным построить диаграмму типа точечная.Исходные данные:К=7,5 Н/м T=2π* * Задача № 1 * Задача № 2 * Задача № 3 * Решение задачи № 1 * Решение задачи № 2 * Решение задачи № 3 6. Рефлексия. Подведение итоговПреподаватель. Подводим итоги. Что было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? Перед началом занятия вам были выданы карточки. Как вы оцениваете урок ? * * 5. Домашнее задание. Домашнее задание. Составьте сами задачи для будущих студентов. Обязательно подпишите свои работы, авторство будет сохранено. Мы отработали навыки составления таблиц в электронных таблицах Excel, правила написания расчетных формул. А так же мы увидели, как перекликаются и связаны такие предметы как физика, математика и информатика.Сегодняшнее занятие я хочу закончить словами М. Фарадея: «Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать её ответы». И я думаю, что вам сегодня это удалось. Урок завершён. Спасибо за урок. Успехов вам. До встречи на следующем уроке. * *