Конспект урока по истории на тему Борьба саков за независимость. (6 класс)
Дата 23-01-2017г
Тема: Борьба саков за независимость.
Цель: Знакомство с событиями из истории саков, об исторических личностях и их подвигах во времена воин саков за свою независимость.
Тип урока: комбинированный
Время: 45 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.
1.Актуализация знаний.
- Кто называл саков «азиатскими скифами»- греки?
- Кто наз-л саков-саками (персы)?
- В древнегреческий источниках -(даи)
-Какие места выбирали саки для строительства жилища?
- Опишите хозяйство и быт саков.
- Чем занимались жители древнего Чирик-Рабада?
-Расскажите о древнем способе выплавки железа.
2.Составить кластер .Тема : «Основные формы пастби3. Выполнить тест.
1.Древнее городище, где были обнаружены следы оросительных каналов:
А) БориказганБ) Чирик-РабатВ) ШабактыГ) Кызылсу2. Одна из главных черт религиозного поклонения саков:
А) Вера в помощь духов предков
Б) Идолопоклонничество
В) Молитвы в священных местах
Г) Тотемизм
3. Как называл древних жителей Казахстана древнегреческий историк Геродот:
А) Саки
Б) МассагетыВ) Азиатские скифы
Г) Даи4. Что означало слово «саки» в древнеиранских письменах:
А) Саки-тиграхаудаБ) МассагетыВ) Саки- парадарайаГ) Туры на резвых конях
5) Одежду белого цвета в сакском обществе носили:
А) Цари
Б) Воины
В) Скотоводы
Г) Жрецы
III. Объяснение нового материала.
1. Саки внесли огромный вклад в формирование культуры кочевой цивилизации, стали родоначальниками кочевого способа ведения скотоводства. Саки участвовали во всех важных исторических событиях своего времени, т.к были воинственными и храбрыми людьми. Огромную роль у саков играло народное собрание, где участвовали мужчины. Осн часть народа составляли кочевники, кот охраняли оседлые, земледельческие и городские племена, и собирали с них налоги. Древние историки сообщали еще в 8-7в. до н.э что Сакские племена поддерживали дружественные взаимоотношения с соседними гос-ми, имевшими высокую культуру развития. В частности можно упомянуть такие страны, как Ассирия и Мидия. С соседней Персией б/заключен даже военный союз, но именно Персия стала наиболее опасным врагом саков.
Полководец царь Кир, который возглавлял персидские племена, завоевал многие страны и в 530г. вторгся на земли саков. Во главе саков стояла в то время царица Томирис (570-520). Одним из первых шагов Кира было переправление войска для того чтобы приблизиться с тайной стороны к сакам. Со стороны саков первый шаг предпринял сын Томирис, Спаргапис, который погиб от рук Кира. Томирис двинулась с войском на Кира, захватив его, она приказала отрубить ему голову.
В 519г. персы вновь вторгаются в Сакские пределы, уже под руководством царя Дария.
2.ПРОЧЕСТЬ стр 99.Описать подвиг Ширака в уничтожении войска персов.
3.Поход Александра Македонского.
В 490г. до н.э – Марафонская битва персы с греками. Саком пришлось прикрывать персов т.к. часть саков оставалась под их властью.
336г до н.э царем Македонии стал Александр Македонский, который установил власть над Грецией, разбил Персов. Вторгся в Среднюю Азию. Сак Спитамен вел 3года войну против македонской армии. Исцинировав отступление Спитамен развернул войска и разгромил греков.
Т.о. Саки так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.
IV. Рефлексия:
Что вы знаете о сакской царице Томирис?
каким образом был завоевал царь персов Кир?
В чем суть подвига Ширака?
каким образом саки отстояли свою независимость?
V. Итог урока. Д/з: пар18 пересказ.
КГУ «Ступинская основная школа»
Урок по истории Казахстана в 6классе.
Тема : «Борьба саков за независимость»
Учитель: Ергалиев Н.Д.
2016-2017 учебный год.