Изучение особенностей развития двигательных качеств детей школьного возраста.Сборник материалов X МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Динамика современной науки 2014г Республика България, София Бял ГРАД-БГ ООД 2014г.


Изучение особенностей развития двигательных качеств детей
школьного возраста
УДК.79
Все больше и больше за последние годы вопросы физического воспитания привлекают специалистов в области физической культуры. Хорошо организованный процесс формирования физических качеств имеет огромное значение для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности организма и расширения функциональных возможностей.
Среди актуальных проблем физического воспитания в школе, значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств: быстроты, ловкости, скоростно- силовых качеств, выносливости, силы и других качеств.
Настоящая работа посвящена одной из проблем современной общеобразовательной школы – особенности развития двигательных качеств как основных показателей физического состояния школьников, устойчивые и неустойчивые периоды их развития. Решение этой проблемы позволит выявить отстающие признаки физического развития и физической подготовленности, что позволит средствами и различными формами физического воспитания компенсировать отстающие в развитии показатели.
Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей школьного возраста. Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи: изучить научные данные и исследования по данной теме, определить и подготовить исследуемую группу, подобрать тесты для исследования быстроты, ловкости и скоростно - силовых качеств.
При проведение эксперимента, использовались следующие методы: анализ научно - методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование двигательных качеств и математической статистики и анализ.
Работая над темой исследования, была изучена, и обобщена научная литература по развитию двигательных качеств у детей школьного возраста. Изучались вопросы возрастных периодов благоприятных для развития быстроты, ловкости и скоростно – силовых качеств.
Педагогический эксперимент был проведен в Ростовской области в г. Волгодонске МОУ СОШ № 21 в октябре 2013г. Группы набирались в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек) по каждому возрасту начиная с 1класса по 11 класс. Всего было обследовано 220 человек. Тестирование проводилось во время уроков по физической культуре в школьном спортивном зале. Специального отбора исследуемых испытуемых не проводилось. Были приглашены все желающие девочки и мальчики, не имеющим отклонения в состоянии здоровья по данным медицинского осмотра в школе. Анализ полученных результатов в целом по группе проводился по средним арифметическим, рассчитанным по результатам контрольных исследований: показатели физического развития (рост, вес) и показатели физической подготовленности [приложение 1].
Определение уровня физической подготовленности выполнялось с помощью тестов, отражающих уровень развития быстроты, ловкости и скоростно- силовых качеств. Скоростно- силовые: прыжок в длину с места. Быстрота и ловкость: определялись по времени прохождения специальной дистанции длиной 45м следующим тестом: отрезок, длинной 45 метров, делился на 3 равные части по 15 метров каждый. Испытуемые, первые 15 метров проходят приставными шагами правым боком, затем следующие 15 метров они оббегают слева и справа набивные мячи, которые находятся на расстоянии 1 метра друг от друга и оставшиеся 15 метров они заканчивают приставными шагами левым боком. Регистрация времени начинается со старта по команде «Марш» и заканчивается после пересечения любой частью тела финишной прямой. Время регистрировалось ручным хронометром.
Старт.

Финиш.
Прыжок в длину с места измерялся рулеткой.
Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований [Гужаловский А. А., 1979; Кузнецова З. И., 1967; Филин В. Г., 1972; Вавилов Ю. Н., 1991].
Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека [1].
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). [2]. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны.
По данным Филина В. П. наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет [3, с. 54-56].
По данным А. А. Гужаловского критические периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста различны и характеризуются как: наиболее высокими, умеренно высокими темпами развития физических качеств и период пониженных темпов развития - “субкритический”. Высокий темп развития скоростно- силовых качеств у девочек приходиться на возраст с 9 до 12 лет, а у мальчиков умеренно высокий темп развития этих же качеств приходиться на 14 – 15 лет.
Развитие детей в возрасте 9-13 лет большинством авторов определяется как наиболее сложное и противоречивое. Период младшего школьного возраста (8-11 лет) характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, поскольку происходит интенсивный процесс замены хрящевой ткани на костную при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением суставного и связочного аппаратов. Формируется осанка. Активно развиваются и совершенствуются функциональные показатели: система транспорта крови, дыхательная и сердечнососудистая системы. Совершенствуются процессы нервной деятельности, развиваются проводящие пути головного мозга, нейромоторные компоненты обеспечения движений [4].
Сопоставляя сдвиги в показателях физического развития в период активного роста с показателями физической работоспособности, исследователи установили, что величины этих сдвигов адекватны. Сдвиги в размерах тела выражены наиболее явно и превосходят по величине динамику роста показателей физической подготовленности, т. е. увеличение тотальных размеров тела не всегда сопровождается адекватным приростом индекса физической работоспособности [5].
При собственном исследовании динамики изменений физического развития, где данные: показатели роста и веса детей младшего школьного возраста (7-8 лет) принимались за 100%, выяснили, что каждый год идет прирост показателей роста и веса в среднем 3-5%. В среднем и старшем школьном возрасте (12-16 лет) физическое развитие отличается нестабильностью. На этот период в жизни школьника приходится ряд серьезных, глубочайших изменений в организме, связанных с процессом полового созревания. Эти изменения накладывают отпечаток на физический облик подростка, его поведение. Тело подростка быстро растет в длину. Вес тела и мышцы также увеличиваются, особенно к концу периода полового созревания (у мальчиков к 16-18 годам, у девочек к 14-17 годам). Мышцы у подростков растут довольно быстро, однако их рост не вполне соответствует развитию двигательных центров коры головного мозга. Поэтому движения их неуклюжи, угловаты. Процесс полового созревания, оказывает значительное влияние не только на физическое развитие, но и на физическую подготовленность. В этот период происходит спад в развитии двигательных качеств.
Собственные исследования позволил выделить следующие наиболее устойчивые и неустойчивые периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста. Наиболее устойчивые периоды: у девочек и девушек в исследовании скоростно-силовых качеств - 8-9- лет; 9-10 лет и 15-16 лет; в тесте на быстроту и ловкость - 8-9 лет; 14-15 лет и 16 -17лет. У мальчиков и юношей в исследовании скоростно-силовых качеств - 8-9 лет; 10-11 лет и 14-15 лет; в тесте на быстроту и ловкость - 8-9 лет; 10 - 11 лет и 15-16 лет. Наиболее неустойчивые периоды у девочек и девушек в тесте на быстроту 15-16 лет. У мальчиков и юношей в исследовании скоростно-силовых качеств - 9-10 лет и 16-17 лет; в тесте на быстроту и ловкость 9-10 лет и 14-15лет [приложение 3].
В проведенном исследовании мы выявили особенности развития двигательных качеств. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, во многом совпадают с мнениями ученых, но есть и различия, которые нуждаются в дополнительных исследованиях. В ходе эксперимента были выявлены периоды физического развития. Полученные знания закономерностей развития различных двигательных качеств позволят более эффективно планировать учебный материал, методически правильно осуществлять процесс развития двигательных качеств на уроке физической культуры с помощью средств и различных форм физического воспитания, компенсировать отстающие в развитии показатели в периоды, когда в большей степени развиваются скоростно–силовые качества, быстроты и ловкости.

Литература:
Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов // Физиология человека. – 1982. - №7. – С.194.
Развитие двигательных качеств школьников / под ред. З. И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1967.
Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: ФиС, 1972. – 176с.
Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.

Приложения
Приложение №1
Средние арифметические показатели физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста.
Мальчики, юноши

Возраст
Рост Вес Пр. с мест. Тест на t7-8 122,17 22,57 107,67 23,45
8-9 127,09 25,09 130,0 21,56
9-10 130,38 29,63 125,63 21,75
10-11 140,6 34,33 149,73 19,76
11-12 147,75 38,5 165,63 19,125
12-13 149,5 38,6 166,25 18,92
13-14 157,56 46,4 167,22 17,9
14-15 162,6 56,3 215,0 17,12
15-16 171,6 60,2 224,5 17,1
16-17 175,72 65,44 211,11 15,56

Девочки, девушки
Возраст
Рост Вес Пр. с мест Тест на t7-8 126,0 24,56 92,34 25,27
8-9 126,7 26,27 108,34 22,06
9-10 133,67 30,25 115,07 22,0
10-11 140,0 32,0 130,0 21,05
11-12 145,0 37,83 142,08 21,08
12-13 153,0 43,0 144,38 21,06
13-14 157,73 48,64 148,18 20,65
14-15 160,0 54,2 144,5 17,25
15-16 161,0 58,4 158,5 20,25
16-17 162,27 59,0 166,82 17,68
Приложение №2
Динамика изменений физического развития мальчиков, юношей.
Показат.
физ.
развития 7-8лет 8-9лет 9-10 лет 10-11 лет 11–12 лет 12-13 лет
х% х% х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред.
Рост 122,1 100 126,0 104,0 130,4 106,7 102,5 140,6 115,1 107,9 147,7 120,9 105,0 149,5 122,4 101,2
Вес 22,3 100 25,0 112,1 29,6 132,7 118,4 34,3 153,8 115,9 38,5 172,6 112,3 38,6 173,1 100,3
13-14 лет 14-15 лет 15-16 лет 16-17 лет х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. 157,5 128,9 105,3 162,6 133,1 103,2 171,6 140,5 105,5 175,7 143,8 102,3 46,4 208,1 120,2 56,3 252,5 140,8 60,2 259,9 106,9 65,4 293,2 108,6 Динамика изменений физического развития девочек и девушек.
Показат. физ. развития 7-8лет 8-9лет 9-10 лет 10-11 лет 11–12 лет 12-13 лет
х% х% х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред.
Рост 126,0 100 126,7 100,6 133,6 106,0 105,4 140,0 111,1 104,8 145,0 115,1 103,6 153,0 121,4 105,5
Вес 24,5 100 26,7 108,9 30,3 123,2 113,1 32,0 130,6 105,9 37,0 151,2 115,6 43,0 175,5 116,2
13-14 лет 14-15 лет 15-16 лет 16-17 лет х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. 157,7 125,2 103,1 160,0 126,9 101,5 161,0 127,8 100,6 162,2 128,7 100,7 48,6 198,4 113,2 54,2 221,2 111,5 58,4 238,4 107,7 59,0 240,8 101,0 Приложение №3
Динамика изменений физической подготовленности мальчиков, юношей.
Показат.
двигат. качеств 7-8лет 8-9лет 9-10 лет 10-11 лет 11–12 лет 12-13 лет
х% х% к исх. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред.
Пр.вдлину с места 107,7 100 130,0 120,7 125,6 116,6 96,6 149,7 138,9 119,1 165,6 153,7 110,6 166,2 154,3 100
Тест на быстроту и ловкость 23,4 100 21,5 91,9 21,7 92,7 100,9 19,7 84,1 90,8 19,1 81,6 96,9 18,9 80,8 99,0
13-14 лет 14-15 лет 15-16 лет 16-17 лет х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. 167,2 155,2 100,6 215,0 199,6 128,5 224,5 208,4 104,4 211,1 196,0 98,4 17,9 84,2 94,7 18,1 77,4 101,1 17,1 73,1 94,5 15,5 66,2 90,6 Динамика изменений физической подготовленности девочек и девушек.
Показат.
двигат. качеств 7-8лет 8-9лет 9-10 лет 10-11 лет 11–12 лет 12-13 лет
х% х% х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред.
Прыжок в длину с места 92,3 100 108,3 117,3 115,0 124,5 106,1 130,0 140,8 113,0 142,0 153,8 109,2 144,3 156,3 101,6
Тест на быстроту и ловкость 25,3 100 22,0 86,9 22,0 86,9 100 21,5 84,9 97,7 21,0 83,0 97,6 21,0 83,0 100
13-14 лет 14-15 лет 15-16 лет 16-17 лет х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. х% к исх. % к пред. 148,2 160,5 102,7 144,5 156,5 97,5 158,5 171,7 109,6 166,8 180,7 105,2 20,0 79,0 95,2 17,3 68,3 86,5 20,2 79,8 116,7 17,6 69,5 87,1 х – среднее арифметическое значение показателей физических и двигательных качеств
Приложение 4
Данные собственных исследований периодов развития скоростно - силовых качеств, быстроты и ловкости детей школьного возраста. Динамика развития двигательных качеств в процентном отношении к показателям предыдущего возраста.

Пол Возрастные периоды, годы Тест на быстроту и ловкость в % к предыдущему возрасту Скоростно-силовые качества в % к предыдущему возрасту Пол Возрастные периоды, годы Тест на быстроту и ловкость в % к предыдущему возрасту Скоростно-силовые качества в % к предыдущему возрасту
М 7-8 Д 7-8 М 8-9 8,1 20,7 Д 8-9 13,00 17,3
М 9-10 - 9,0 -3,4 Д 9-10 0 11,2
М 10-11 10,1 19,2 Д 10-11 2,3 6,9
М 11-12 6,1 10,6 Д 11-12 0,1 3,8
М 12-13 2,1 4,0 Д 12-13 0 7,6
М 13-14 4,3 0,6 Д 13-14 4,8 1,1
М 14-15 -6,4 28,6 Д 14-15 8,7 5,2
М 15-16 6,6 4,4 Д 15-16 - 30,2 12,1
М 16-17 3,9 - 6,0 Д 16-17 29,6 4,4