Выступление на семинаре ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В КУЙБЫШЕВСКОМ РАЙОНЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике.
Выполнила: О. Ф. Резник
Учитель математики
1 квалификационной категории
Кама 2016
ИКТ как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике.
Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все. Кроме того, учащиеся 11 классов после окончания школы поступают в ВУЗы, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов.
Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике.
Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения мотивации учения школьников. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, УУД.
Одним из направлений моей работы является самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Считаю важным при подготовке к ЕГЭ:
развитие вычислительных навыков. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю детям некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень и др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ начинаю в 10 классе, ГИА в 7 классе.
На уроках пояснение каждой новой темы уходит 10-15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ЕГЭ (прил 1). Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный. Углубленное изучение тем происходит на элективном курсе “Избранные вопросы математики” по программе дополнительного образования, 2 часа в неделю, который посещает весь класс.
Современные ученые обнаружили, что у нынешнего поколения идет очень большое снижение умственных способностей. Мозг человека очень ленивое создание и всегда пытается упростить свою работу или перекинуть ее куда-то. Если есть такая вещь, как калькулятор, который может посчитать все быстро и правильно, зачем себя утруждать?
Дети рады, что не нужно было утруждать себя подсчетами, родители рады, что все быстро сделано и правильно. А мозг работает все хуже и медленнее. Зачем ему работать, если есть столько заменителей - телефоны, калькуляторы и т.д!
В то же время, ученые доказывают, что устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При решении примеров активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, т.е. развиваются способности, необходимые для учебы. Поэтому в начале каждого урока 5 минут уделяю устному счету. (прил 2)
Я рекомендую учащимся приобретать сборники по подготовке к ЕГЭ (ГИА) и заниматься по ним дома самостоятельно, а затем на элективных курсах разбираем те задания с которыми дети не смогли справиться.
В конце каждой четверти выпускные классы выполняют диагностическую работу. В мае последняя диагностическая работа проверяет уровень усвоения материала по данной теме. В кабинете имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации. (прил 3)
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. Последний год работала в основном с сайтом «Решу ЕГЭ (ГИА)»
С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. На сайта «Решу ЕГЭ (ГИА)» можно сформировать индивидуальные задания для каждого ученика, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример.
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моих выпускных классов стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Так же мы участвовали в олимпиаде «Кенгуру для выпускников».
В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ каждый месяц мы проводили диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования. Для каждого ученика я отслеживаю уровень его обученности в виде графика, на котором указываются сертификационные баллы, которые он набрал после выполнения каждого теста, и школьная оценка. Эта кривая более объективно и наглядно показывает динамику достижений того или иного ученика. Как показывает опыт работы, промежуточные результаты диагностики мало отличаются от результатов единого государственного экзамена. Поэтому, основываясь на полученную информацию, можно прогнозировать результаты ЕГЭ каждого ученика и класса.
В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
В результате выше сказанного наблюдается положительная динамика сдачи экзаменов. (прил 4)
Приложение 1
Приложение 2
Устная работа.
1. Прочитайте корень и назовите, чему равен его показатель и подкоренное выражение:
а) ;в) ;д) ;
б) ;г) ;е) .
2. Имеет ли смысл выражение:
а) ;в) ;д) ;
б) ;г) ;е) ?
Приложение 3
Мониторинг успешности готовности к ГИА (I четверть 2013-14 уч .г.)
Ф. и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 бал
Абдулов С- - - - - - - - - - - + + 2
Антонов В- - - - - - - - - + - - + 2
Байкова Ф + + + + + + + + + + + + + + + 20
Бикбулатов С- - - - - - + - - - - - + + - + 4
Даурбеков А- - - + - - - - - 1
Книпацан М + + + - - - + + + - - - - - - + - - - + 8
Палинова И- - - - - - - - - + - - + 2
Показанов К+ + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + 21
Сайфутдинов Р+ + + + + + + + + - - + - - + 11
2 четверть
Ф. и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 бал
Абдулов С+ - + + + + + + + + + + + 12
Антонов В+ - + + + + + + + + + + - + - 12
Байкова Ф + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 23
Бикбулатов С+ - + - + - + + + + - + - + 7
Даурбеков Ао т с у т с т в о в а л Книпацан М о т с у т с т в о в а л а Палинова И+ - - + + - - - + + + + + - - 8
Показанов К+ + + + - + + - + + + + + + + + + - + + + + + - 19
Сайфутдинов Р+ + + + - - + + - + - + - - + - + 9
Приложение 4
Качество успеваемости ГИА
Качество успеваемости ЕГЭ (базовый уровень)
Качество успеваемости ЕГЭ (профильный уровень)