Статья «Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповеданий»
ВОСПИТАНИЕ ТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИЙ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Тренинговое занятие для детей и взрослых социального педагога МБОУ гимназия №92
Роговой Светланы Биктимировны
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ (слайд 2)
Библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие гласит: после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Но Богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя.И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.
Пояснение ведущего
Библейская история о Вавилонской башне не про возникновение религий. Хотя логическая цепочка верна. Разные языки - разные культуры, разные культуры - разные религии.В этой истории нашли отражение представления древних иудеев о вавилонской цивилизации. Культовые вавилонские сооружения, зиккураты, были действительно грандиозных размеров. И кочующие племена иудеев были конечно ими ошарашены. Наверняка многие их представители были в самом городе Вавилоне - одном из крупнейших городов того времени. И конечно в нём, как и во всяком мегаполисе, были представители различных национальностей и языков, что не могло не вызвать удивления и отторжения у полудиких гостей. Отсюда и появилась концепция о разноязыкости, как наказании Божьем. Ведь города во все времена пугали патриархальную деревню. Город пугал пришлых кочевников.
После потопа возникли не РЕЛИГИИ, а языки. А религии существовали и до этого библейского события... Первые религии возникли из-за невозможности объяснить явления природы.
Игра «Национальности» (слайд 3)
Участников разбить на группы. У каждой группы по листу бумаги и маркеру. Каждая группа описывает любую национальность РФ (Краснодарского края), название которой записывается на листе бумаги. (Можно выдать с готовыми надписями). Они не должны повторяться.
Задание командам: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой национальности (кроме русской) по одной ассоциации. Ассоциации могут содержать распространенные стереотипы: национальные блюда, герои, качества личности, черты характера, погода, природа и т.д. (слайды - подсказки 4,5) 5-7 минДалее зачитываются названия национальностей и список ассоциаций.
Анализ ведущего: В этом простом перечне черт, приписываемых той или иной группе явственно сквозит определенный эмоциональный тон, проступает отношение к оцениваемой группе. Но достоверны ли эти черты, почему выбраны именно эти, а не другие? В целом этот опрос, конечно, дает представление лишь о стереотипе, существующем у нас с вами. Подробнее о стереотипах позже.
В целом для учителей характерны суждения типа «Мне нравятся все народы, в каждом народе есть изюминка, особенности, которые привлекают»», «Каждый народ интересен своими истоками, своеобразием культуры», «Каждый народ от Бога», «Нет плохих народов, плохие люди есть везде».
Следует подчеркнуть, что у значительной части людей, принявшей участие в анкетировании, явно выражена коллективная установка на ограничение межэтнических контактов. Неприязненное отношение русских к приезжим питается, в частности, слухами, мифами, домыслами, предубеждениями, кавказофобией, особенно на бытовом уровне, охватившей значительную часть населения страны. Мотивируются такие взгляды и реальной практикой межэтнических взаимоотношений
Проанализировав ассоциации, хочу напомнить участникам, что у каждой национальности есть известнейшие культурные ценности, памятники архитектуры, произведения искусства, то есть указанные ассоциации однобоки
Следующий этап. Ведущий задает себе роль: он иностранец, приехавший в Россию, и называет свои ассоциации. Задача ведущего – описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. (слайд 6)
Русские, Россия:
Лентяи, алкоголики, бездельники, хулиганы
Холод, грязь, дураки, дороги,
Матрешка, медведи,
Водка, шапка-ушанка,
Космос, перестройка,
Безвкусица, суета, мрачные люди,
Русский «авось»…
Ведущий просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к ВЫВОДУ о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, национальностям. (слайд 7)
Вопросы для размышления (слайд 8)
Почему были названы такие ассоциации?
Что вы чувствовали, когда звучали ассоциации, связанные с Россией? Не было ли обидно?
Отчего же людям так трудно договориться?
Межнациональные отношения в школах России
МОСКВА
Ещё несколько лет назад мы с удивлением смотрели на погромы в эмигрантских кварталах европейских столиц, но теперь это стало делом обычным. Сейчас проявления ксенофобии и национализма уже никого не удивляют, и в любой криминальной сводке мы уже по привычке ищем национальность злодея.
Последнее место, в котором мы не искали проявлений национализма - это школа, однако социологи добрались и до нее. Несмотря на то, что лишь небольшая часть опрошенных признала межнациональную напряженность в школе серьезной проблемой, эксперты считают, что проблема гораздо мощнее и глубже.
Согласно опросу, проведенному экспертами Российского государственного социального университета в московских школах, подавляющее большинство респондентов отметили, что межнациональные отношения НЕ вызывают значительных конфликтов среди школьников.
Более 70% опрошенных учителей ответили, что отношения между детьми разных национальностей выстраиваются очень ровно, более 60% учителей отметили, что среди учащихся различных национальностей не возникают конфликты. Лишь 4,5% респондентов согласились с тем, что национальная принадлежность сильно сказывается на отношениях в школе и ученики группируются по национальному признаку.
КУБАНЬ
(слайд 9) Кубань – исторически многонациональный край, где проживают представители различных народов, сохраняющих свои культурные особенности (в крае проживают представители более 100 национальностей). Сегодня в наших школах учатся дети многих национальностей, чьи родители приезжают в Россию не только для того, чтобы заработать деньги, но и по разным бытовым, семейным причинам. Даже далекому от политики человеку ясно, как важны в этих условиях межнациональное согласие, добрососедские отношения.
Национальный состав МБОУ гимназии №92 (3 квартал 2012г.)
Национальность Классы Всего
1-4 5-9 10-11 Адыги 11 13 2 26
Армяне 15 32 6 53
Белорусы 1 1
Греки 4 1 1
Грузины 4 2 1 7
Езиды 1 1
Корейцы 1 1 2
Народы Дагестана 4 3 7
Русские 378 367 70 815
Украинцы 1 1 2
Другие 6 8 2 16
Итого 423 430 82 935
Есть ли У НАС почва для межнациональных конфликтов, как предупредить такие конфликты, что должен делать учитель, чтобы в классе царили дружба, мир, согласие?
(слайд 10) Во время классного часа на тему «Толерантность – что это?» я провела среди 8-10- классников анкетирование, которое назвала «Национализму нет места за партой». Анализ ответов показал, что в нашей гимназии остро не стоит эта проблема. Выяснилось, что независимо от того, осведомлены ли участники анкетирования об этнической принадлежности своих друзей, коллег родителей по работе или учебе, большинство из них не придают этому обстоятельству большого значения. Не проявляется этнический фактор и в повседневном общении, в непосредственных контактах учащихся.
Но говорить о проблеме, я считаю, надо, причем совместно с родителями.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Общей для учителей и родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традиция, верам. Весьма сложно сформировать толерантность у детей, если этими качествами не обладают родители.
Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
(слайд 11) Работа в группах
Коллектив делится на три группы:
Дети
Родители
Учителя
Задание: предложить пути решения ситуаций с заданной позиции
(слайд 12) Ситуации для обсуждения:
Детям: Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
Родителям: В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.
Учителям: В разговоре некоторых родителей вы слышите пренебрежительное отношение к людям другой национальности. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
(слайд 13) Вопросы для обсуждения
Ситуации лучше брать из жизни, не указывая имен.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей.
Каково же должно быть отношение к людям иных национальностей?
Могут ли среди маргиналов, беженцев, людей иных национальностей быть умные, образованные люди?
МАРГИНАЛ (лат. marginalis — край, граница, сторона) — человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой. Экономический словарь
(слайд 14) Кто виноват или Что делать?
(слайд 15) ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
В сфере человеческих взаимоотношений существуют НЕКИЕ УСТАНОВКИ. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону. Например: "Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов - толстяк, следовательно, он должен быть добродушным". Или скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, - "подтверждает правило". Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом.
И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы. (Наша игра «Национальности») Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее специфические черты (действительные и воображаемые). Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: "Японцам свойственны такие-то и такие-то черты" - и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки - суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, тех традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа и есть то, что на языке социальной психологии называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, - вполне нормально и естественно.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую УСТАНОВКУ по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.
Несостоятельность индивидуально-психологического объяснения предубеждений была доказана опытом американского социолога Ю. Хартли. Он опросил большую группу средних американцев - людей не особенно высокого культурного уровня насчет того, что они думают о моральных и прочих качествах различных народов. Среди перечисленных им народностей были названы три, которые вообще никогда не существовали. Ни у кого не было никогда никаких личных неприятных столкновении с данирейцами. Не было и бабушкиных сказок или учебников истории, которые бы рассказывали, что три века назад была война с данирейцами, во время которой те очень зверствовали, и что вообще данирейцы люди плохие. Ничего этого не было. И тем не менее мнение об этих выдуманных группах оказалось резко отрицательным. О них ничего не известно, но то, что они люди нехорошие, сомнений не вызывает.
Личный опыт индивида отнюдь не причина предубежденности. Как правило, этому опыту предшествует и во многом предопределяет его - стереотип. Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. Эту мысль хорошо иллюстрирует наблюдение знаменитого русского лингвиста Бодуэна де-Куртене – М. Горький цитирует его слова в "Жизни Клима Самгина": "Когда русский украдет, говорят: "Украл вор", а когда украдет еврей, говорят: "Украл еврей". Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
(слайд 16) МОЖНО ЛИ ЭТО ПРЕОДОЛЕТЬ? Что делать? Формы работы.
Этнические предубеждения оказывают самое губительное влияние и на их жертвы, и на их носителей.
Прежде всего этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Американские социологи тщательно исследовали влияние различных воспитательных средств и убедились в их весьма ограниченной эффективности. Массовая пропаганда, радиопередачи доброй воли в защиту дискриминируемых меньшинств и т. д. сравнительно мало действенны, потому что их в основном слушает то меньшинство, о котором проявляется забота. Что же касается людей предубежденных, то они либо вовсе не слушают таких программ, либо считают, что это происки их врагов. Лучшие результаты давали индивидуальные беседы, разъяснительная работа в небольших группах с привлечением жизненных материалов, непосредственно знакомых людям, но не осмысленных или ложно символизированных ими. Но и это достаточно прочных и глубоких результатов не дает, не говоря уже о том, что индивидуальная работа - дело чрезвычайно длительное и трудное.
По словам эксперта по демографии Игоря Белобородова, потенциальную конфликтоопасную ситуацию создают не представители конкретных национальностей. Ее создает само наличие в одном месте носителей различных культурных кодов. Сам факт различия между национальностями автоматически выстраивает ряд барьеров. При абсолютной равности всех народов и культур нет лучших, нет худших - они просто разные. Они равны перед законом, друг перед другом, но они очень отличаются. И это неминуемая причина коммуникативных, психологических, иногда, барьеров. Есть вещи, которым стоит у мигрантов поучиться. Допустим, тому, как одеваются девушки, приезжающие с Востока. У них есть определенные понятия о приличии, о целомудрии, о женской чести. Есть и у парней положительные стороны: очень многие из них - спортсмены, они гораздо реже прибегают к курению, к злоупотреблению спиртным. Это сильные стороны, им стоит учиться.
(Слайд 17) Что же делать?
Специалисты по поликультурному образованию советуют учителю поочередно знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам других народов, помогает учащимся осознать, что представители разных народов вполне могут жить в мире и согласии.
Важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье – отражение разнообразия путей развития человеческого общества. Знакомство с культурой рядом живущего народа должно расширять кругозор личности, дает человеку возможность глубже понять и собственную культуру.
(слайд 18) ВЫВОДЫ
Этнокультурное многоцветие есть и будет.
Все народы равны перед законом.
Нет лучших народов, нет худших, они просто разные.
Разделение людей по национальному признаку способствует:
1. усилению их этнической идентичности,
2. дистанцирует их от представителей других этнических групп населения.
Задача школы: научить детей разных национальностей понимать, что хотя мы и разные, нам жить вместе.
Разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) дополняют друг друга и составляют многообразный и прекрасный мир
Вместо заключенияПодводя итоги нашего занятия, хочу прочитать вам притчу
(слайд 19) Всемирная ярмарка религий
Притча неизвестного происхождения
Однажды два друга посетили Всемирную ярмарку религий. Это была не торговая ярмарка. Но конкуренция была жестокой, а пропаганда — яростной.
В листовках, которые раздавали у еврейского стенда, говорилось, что Бог сострадателен ко всем, но евреи — его избранный народ. Только евреи. Другой народ не мог быть избранным.
У мусульманского стенда они узнали, что Аллах милосерден ко всем, а Моххамед был его единственным пророком. Спасение придёт к тому, кто будет слушать пророка Господнего.
Христиане объяснили нам, что Бог есть Любовь и что не может быть спасения без церкви. Становись прихожанином, иначе попадёшь в ад.
По пути домой один друг спросил другого, что он думает о Боге. Он ответил:
— Бог жесток и фанатичен.
Вернувшись домой, человек обратился к Богу:
— Как ты можешь мириться со всем этим? Разве ты не видишь, что люди тебя веками оскорбляли?
Бог ответил:
— Не я организовывал ярмарку. По правде говоря, мне было бы стыдно появиться там.
Источник: де Мелло Энтони. Зачем поёт птица? (28)
(слайд 20) Давайте жить дружно
Всем нам хочется надеяться, что люди, живущие и приезжающие в Россию и на Кубань, будут более доброжелательны, не будут пренебрегать культурой народов, рядом с которыми они живут, не будут представлять себя лишь «хозяевами рынков» и «хозяевами жизни», которым многое дозволено. И если мы говорим о толерантности, то должно быть взаимное уважение. По мнению многих, неприязнь вызывают люди «нетерпимые к другим», отличающиеся от «нас иными нормами поведения», однако это, скорее всего, зависит не от национальности, а от воспитанности человека, личной его культуры.
(слайд 21) - отзывы