Краеведение Исследование Северного Казахстана
Программа факультативного курса
«Краеведение»
(Исследование Северного Казахстана)
Автор: Ермолаева Ольга Валериевна – учитель географии
Составлена февраль 2016 г.
Утверждена решением педагогического совета: 5 апреля 2016 г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет краеведческое направление представленное физико –географическим аспектом, изучение проблемы своего края требует знаний о географическом положении территории, условиях формирования рельефа, климата , почв, гидрографической сети, произрастания определённых растений и разнообразии животного мира с типичными характерными признаками к окружающей природе. Она позволяет достаточно глубоко изучать, физико-географические особенности своего края, подчеркнуть роль населения в охране окружающей среды.
Усвоение, осмысление и оценка основного содержания курса связаны с усвоением, осмыслением и оценкой содержания географических знаний и умений и решением проблем на региональном и повседневном уровне.
В школьном курсе физической географии вопросам краеведения уделяется незначительное место, а интерес к ним у учащихся имеется, кроме того, велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить природу и беречь её.
Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность(игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Методы обучения разнообразны: игры, решение проблем, создание проектов, заседание «круглого стола», семинары, заочные путешествия, творческие отчёты и др. Разнообразие методов связано с необходимостью обсуждения нового объёма информации, а также с повышением через них активности учащихся.
Данная программа рассчитана для учащихся 14-15 лет на один год обучения -34 часа.
В зависимости от желаний и интересов детей в план могут вноситься изменения и дополнения.
Цель программы: формировать основы краеведческой культуры у школьников.
Задачи курса:
Дидактическая:
1)научить определять особенности географического положения, рельефа и полезных ископаемых своего края;
2) научить выяснять влияние географического положения на характерные черты климата, внутренних вод, растительного и животного мира;
3)Научить выявлять взаимодействие «природа-природа», «человек-природа»
Воспитательная:
1)формировать любовь к своему краю;
2)воспитывать чувство прекрасного через изучение природы;
3)формировать бережное отношение к природе;
Развивающая:
1)развивать творческие способности учащихся.
Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе занятий.
Учащиеся должны знать:
1. Особенности географического положения и природы Северного Казахстана.
2. Крупные реки и озёра Северного Казахстана
3. Наиболее популярные представители растительного и животного мира.
4. Заповедные территории и охраняемые географические объекты
5. Особенности расселения населения и характерные черты его хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять географическое положение своего края.
2. Пользоваться приборами для изучения климата и гидрографии своей местности.
3.Работать с физической картой и другими картами Северного Казахстана.
4. Оценить позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу.
5. Выполнять алгоритмические предписания по характеристике объектов и способов деятельности.
6. Правильно определять по внешнему виду наиболее типичных представителей растительного и животного мира своего края.
7. Предсказывать последствия позитивных и негативных влияний человека на природу своей местности.
Программа
1. Вводное занятие.
Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач занятий. Правила безопасности труда и поведения на занятиях.
2. Географическое положение и особенности рельефа Казахстана.
Дата образования Казахстана. Географическое положение. Границы с другими государствами и областями. Площадь Казахстана. Особенности рельефа. Максимальные и минимальные высоты. Строение земной коры. Геологические процессы на территории . Древнее оледенение и действие ледников. Изменение рельефа в настоящее время. Горные породы в земной коре на территории Казахстана.
Практическая работа: Описание географического положения. Определение географических координат. Характеристика рельефа. Сбор образцов горных пород и составление коллекции. Описание ближайших обнажений Северного Казахстана.
3. Погода и климат.
Климат СК. Температурный режим. Среднегодовое количество осадков. Времена года. Приборы для измерения температуры, давления. Облака и облачность ветер, наблюдение за ветром, скорость ветра. Типы погод. Обработка наблюдений за погодой. Определение средних температур. График хода температур. Живые «барометры погоды».
Практическая работа: Расчёт средних температур суток, месяца, года. Составление графика хода среднесуточной, среднемесячной температур. Построение графика атмосферного давления. Построение и анализ диаграмм количества осадков. Построение розы ветров. Составление краткой характеристики климата по плану.
4. Внутренние воды Северного Казахстана.
Реки СК. Водный режим рек. Типы питания. Иртыш - самая крупная река Северного Казахстана. Озёра и их происхождение. Наиболее крупные озёра Северного Казахстана. Подземные воды. Целебные подземные воды. Скважины и ключи
Практическая работа: Составление диаграммы сравнительной длины рек. Составление описания реки, озера. Описание одного из ближайших источников.
5. Почвы .Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенный разрез, описание слоёв. Типы почв. Использование почв и их истощение. Переувлажнение и заболачивание почв.
Практическая работа: Описание почвенного разреза по плану. Составление коллекции почв.
6. Растительный и животный мир .Растительные сообщества: лес, степная растительность. Болотные сообщества, сообщества водных растений. Лесообразующие породы. Типы лугов. Редкие и охраняемые растения. Животный мир и охотничье- промысловые ресурсы. Охрана и восстановление растительного и животного мира.
Практическая работа: Подготовить доклады по редким растениям и животным Северного Экономического района Казахстана.
7. Взаимосвязи компонентов природы.
Определение природного комплекса. Природные и антропогенные компоненты природного комплекса. Влияние рельефа, климата, микро положения, почв. Взаимное влияние компонентов природного комплекса друг на друга. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты природы.
Практическая работа: Составление плана местности природных компонентов своего района с помощью глазомерной съёмки. Описание природных компонентов своей местности по плану.
8. Население Северного Казахстана.
Древние племена, проживающие на территории СК. Крупные города. Другие населённые пункты района, доля городского и сельского населения. Этнический состав населения.
Практическая работа: сбор материала и оформление стенда (альбома), о знаменитых людях, родина которых СК.
9. Город Астана; Прошлое, настоящее и будущее.
Основание г. Астана и первые поселения.. Духовно-культурные ценности Астаны. Памятники. Основные улицы.
Практическая работа: написание сочинения «Астана в прошлом». Изучение материала о прошлом Астаны и составление рассказа.
10. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год в целом и каждого учащегося в отдельности. Проведение срезов знаний в игровой форме.
Учебно – методическое обеспечение программы.
1.Учебное пособие.
2. Наглядные пособия для занятий (картины природы, животного и растительного мира)
3. Книги, журналы по Северному Казахстану.
4. Дидактический материал (карточки, тесты)
5. Технологические карты по определённым действиям учащихся при использовании дидактической технологии.
6. Алгоритм действий учащихся по характеристике географического объекта.
Способы контроля результативности образовательной деятельности учащихся.
1. Срезы знаний по изученным темам в виде конкурсов, квн.
2. Тестирование в конце каждой темы.
3. Составление эссе, написание сочинений, стихов, другие виды творческой деятельности.
Учебно – тематический план (всего 34 ч, в неделю 1 ч)
№ Тема Ко-во часов Сроки
1 Вводное занятие 1 2 Географическое положение Казахстана 1 3 Рельеф Казахстана 1 4 Практическая работа 1 5 Г.П. Северного Казахстана 1 6 Рельеф Северного Казахстана 1 7 Практическая работа «Заполнение к/к» 1 8 Климат Северного Казахстана 1 8-9 Обработка наблюдений за погодой 2 10 Практическая работа «Расчет средней температур суток» 1 11-12 Внутренние воды Северного Казахстана 2 13 Иртыш – самая полноводная река 1 14 Практическая работа «составление описания реки» 1 15 Почвы Казахстана 1 16 Почва Северного Казахстана 1 17 Практическая работа «Описание почвенного разреза по плану» 1 18-19 Растительный мир Северного Казахстана 1 20-21 Животный мир северного Казахстана 1 22 Практическая работа «Редкие растения и животные Северного Казахстана» 1 23 Природные и антропогенные компоненты природного комплекса 1 24 Практическая работа «Составление плана местности природных компонентов своей местности по плану» 1 25 Население Северного Казахстана 1 26-27 Крупные города 2 28 Практическая работа «Сбор материала о знаменитых людях, родина которых СК» 1 29 Город Астана; Прошлое, настоящее и будущее 1 30 Практическая работа «Астана в прошлом» 1 31-32 Защита презентаций по Северному Казахстану 2 33 Итоговый зачет 1 34 Заключительное занятие 1