КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ В 5 классе
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей
истории, географии и обществознания
Протокол № ____ от ____________
Руководитель МО
__________ /И.В.Лядова /
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Методического совета
МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Протокол № ____ от _____________
Председатель МС
________________/ И.В.Галлямова /
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ
В 5 А-Д классах
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник: Москвина Л. П., Петухова Г. Н., Никитина Ю. М. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 5 класса. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012. - 128 с.
УЧИТЕЛЬ: Шишкина Ю.П.
Пояснительная записка
Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой в общеобразовательном процессе. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования в области истории, этнографии, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений.
Курс «История и культура народов Марий Эл» в 5 классах включает в себя: преподавание данного предмета один раз в неделю, а всего за учебный год составляет 35 часа.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, веротерпимости, толерантности, лояльности, доверия и уважения к взглядам людей независимо от их культурной принадлежности.
Основные цели курса:
Обучающие:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом Республики Марий Эл;
Развивающие:
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого Республики Марий Эл, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
Воспитывающие:
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом Республики Марий Эл, восприятие идей гуманизма, уважения прав личности, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Воспитывать любовь к родному краю, чувство ответственности за судьбу Родины.
Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, культура и искусство народов Марий Эл.
В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура народов Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.
Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы.
Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы: работа в парах, групповой метод работы, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Основными формами контроля знаний обучающихся станут: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.
Календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Предмет: ИКН Класс: 5А-Д
Количество часов:35
5 класс
№
пп
Темы
Количество уроков
Месяц
1
Республика Марий Эл в составе России
3
сентябрь
2
Этнокультурное содружество Республики Марий Эл
2
сентябрь
3
Религии и конфессии Республики Марий Эл:
история православной веры в Марийском крае
Святые великомученики
история мусульманства в Марийском крае
марийская традиционная религия
традиции, обычаи и религиозные праздники разных конфессий
5
октябрь-ноябрь
4
«Время жить в Республике Марий Эл»:
Градостроительство
Историко-культурный комплекс «Царевококшайский Кремль»
Спорт и туризм в Марий Эл
3
ноябрь
5
Из истории архитектуры:
Каменная архитектура
Деревянное зодчество
Памятники архитектуры
3
декабрь
6
Устное народное творчество и народные игры
2
декабрь-январь
7
Музыкальная культура
2
январь
8
Народное искусство
2
февраль
9
Из истории изобразительного искусства:
Первые профессиональные живописцы в Марийском крае
Творчество А.В.Григорьева
3
февраль-март
10
Из истории театра
3
март
11
Книга хранит знания и опыт людей
2
апрель
12
Моя семья, родство
2
апрель
13
Праздники
2
май
14
Заключительный урок
1
май
Итого:
35
·