Технологическая карта урока алгебры в 7 классе на тему Прямая и обратная пропорциональность
219-177-031 Технологическая карта урока Учитель Боровик Т.Н. Предмет - алгебра Класс - 7 Авторы УМК – ДорофеевГ.В., Суворова С.Б., Е.А.Бунимович. Тема урока: Прямая и обратная пропорциональность Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: изучить понятия прямой и обратной пропорциональности величин, учить отличать прямую и обратную пропорциональности от других зависимостей.
Задачи урока: Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений Основные понятия: формулы, зависимости, прямая и обратная пропорциональности Ресурсы урока: смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность ученика УУД
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, мобилизация внимания детей.
Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? Включаются в деловой ритм урока, «Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка
2. Актуализация и фиксирование индивид. затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения
Актуализация опорных знаний и способов деятельности. Организация анализа возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения 1. Организует устную работу по вопросам
1. Назовите формулу зависимости расстояния от скорости и времени. 2. Что позволяет найти эта формула? 3. Две машины выехали из Красного Кута в Саратов одновременно. У первой машины скорость больше, чем у второй. Приедут ли эти машины в Саратов одновременно? Почему? Какая раньше? На сколько или во сколько раз раньше? 4. Можем ли мы ответить на этот вопрос? 1. Отвечают на вопросы. Делают предположения.
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: осознанное построение речевого высказывания.
3. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, способы)
Актуализация опорных знаний и способов деятельности Построение проекта выхода из затруднения: составление совместного плана действий 1. Что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу? 2. Предлагаю работу в группах а) напоминание правил работы в группе(приложение 1) б) раздача заданий (приложение 2)
1. Отвечают на вопрос
2. Распределяют обязанности. Работают в группах с таблицами, делают вывод, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело
4. Реализация построенного проекта Закрепление нового знания в речи и символах Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи 4. После отчета 1-3 групп задаются вопросы: - чем выводы похожи? - какими формулами задаются зависимости? ( S = V· t; y = k· x; ) - что общего в этих формулах?
После этого дается определение прямо пропорциональных величин.
Вопрос: какие величины у вас прямо пропорциональны? (1 группа – при постоянной скорости расстояние прямо пропорционально времени 2 группа – при постоянном времени расстояние прямо пропорционально скорости 3 группа – сумма, которую платят за электроэнергию, прямо пропорциональна потреблению электроэнергии
Аналогичная работа проводится с результатами работы 4-6 групп. - какими формулами задаются зависимости? - что общего в этих формулах? - повторите вывод
Дается определение обратно пропорциональных величин. Задается вопрос: какие величины в ваших примерах обратно пропорциональны? ( 4 группа – при постоянном расстоянии время движения обратно пропорционально скорости движения 5 группа – при постоянном расстоянии скорость движения обратно пропорциональна времени движения 6 группа – количество купленных тетрадей обратно пропорционально цене одной тетради при постоянной сумме имеющихся денег )
Устно отвечают на вопросы
Делают выводы
Отвечают на вопросы. Регулятивные: целеполагание Коммукативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, решение типовых задач с проговариванием во внешней речи Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи 1. Учебник №162(а,б) – с объяснением на доске
Физкультминутка (приложение 3)
2. №163 Один ученик на доске, все в тетрадях
Выполняют упражнения.
Комментирование с места.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей,
6. Первичный контроль (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
Дает задание для самостоятельной работы 1. №:167 1вариант- а) 2 вариант – б) Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить и оказать помощь товарищам
№169(дополнительно) Самостоятельное решение
Проверка по эталону
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
7.Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Дает домашнее задание п.2.2 №159(а,б) №160 №172(а) – по желанию Записывают домашнее задание
8.Рефлексия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми Организует рефлексию и самооценку учениками своей деятельности на уроках. Выставляет оценки 1. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил Я закрепил Я научился Я узнал » 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках (приложение №4) Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Приложения
1. Правила работы в группе (памятка)
1. Работать тихо, не мешать работать другим группам. Не говорить всем сразу. Обращаться друг к другу по имени. 2. Всегда начинать работу с ознакомления с материалом, распределения заданий внутри группы; 3. Слушать внимательно товарищей, отмечать прежде всего положительное, стараться работать хорошо. 4. Результатом работы группы является общее мнение.
2. Таблицы для работы в группах.
1 группа. Заполните таблицу.
V = 4 км/ч
t, ч S, км
1
· 3 2
3
4
5
6
Как изменяется расстояние, если время увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
2 группа. Заполните таблицу.
V = 12 км/ч
t, ч S, км
1
· 5 2
3
4
5
6
Как изменяется расстояние, если время увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
3 группа. Заполните таблицу. S = 60 км
V, км/ч t, ч
1
· 3 2
3
4
5
6
Как изменяется время, если скорость увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
4 группа. Заполните таблицу.
k = 100 руб.
Цена одной тетради x, руб. Количество тетрадей y, шт
1
· 3 2
3
4
5
6
Как изменяется количество купленных тетрадей, если цена одной тетради увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
5 группа. Заполните таблицу. S = 100 км
t, ч V, км/ч
1
· 10 2
3
4
5
6
Как изменяется скорость, если время увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
6 группа. Заполните таблицу.
k = 2,5 руб.
Количество потребляемой электроэнергии x, кВт/ч Сумма
y, руб.
1
· 3 2
3
4
5
6
Как изменяется сумма, которую нужно заплатить за электроэнергию, если количество потребляемой электроэнергии увеличивается? Уменьшается? Сделайте вывод.
Приложение 3. Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться. Два – нагнуться – потянуться. Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4.
1. Все понял, могу помочь другим 2. Запомню надолго 3. Все понял 4. Могу выполнить, но нужна помощь 5. Ничего не понял