Система профориентации школьников как фактор осознанного профессионального выбора на примере классов с дополнительным изучением предмета «Технология»
Система профориентации школьников как фактор осознанного профессионального выбора на примере классов с дополнительным изучением предмета «Технология» в МБОУ «СОШ№6»
Слайд 1.
Те изменения, которые происходят в нашем образовании на протяжении нескольких лет, изменили преподавание предметов в школе и отношение к ним. В последнее время на предмет Технология в школе смотрят как на второстепенный. А ведь знания, которые получает ребенок по данному предмету, обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни. Предмет технология, не только приучает к самостоятельности, но так же развивает творческие способности ребенка, учит ребенка общаться, помогает ему в выборе будущей профессии. Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Более десяти лет назад в рамках предпрофильной подготовки была начата работа по созданию классов с дополнительным изучением различных предметов. Такие классы создавались, учитывая запросы родителей, а так же по результатам диагностики учащихся начальной школы. Сначала это были гимназические классы, классы ХЭЦ, классы с дополнительным изучением математики и иностранного языка. И вот, уже три года на базе нашей школы создаются классы с дополнительным изучением предмета «Технология», на сегодня таких классов четыре: два восьмых, один седьмой и один шестой.
Слайд 3.
Рабочие программы, которые реализуются в этих классах, составлены на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, Кожина О.А. Они ориентированы на учащихся 5-9 классов (обслуживающий и технический труд), рассчитана на 68 учебных часов в год из расчета 2 часа в неделю, которые выделены из школьного компонента.
Целью создания таких классов является – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно технологическому направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.
Учебные курсы предусматривают последовательное расширение знаний, умений и навыков, полученных детьми на уроках технологии. Особенностью программ является творческий подход. В основе обучения учащихся используется современная образовательная технология – метод проектов. Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия, а так же реализацию творческого потенциала через участие в научно – практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах ДПИ, выставках.
Создавая классы с дополнительным изучение предмета «Технология», мы частично решаем основную проблему, недостатка рабочих профессий высокой квалификации. Современные выпускники общеобразовательных школ зачастую слабо ориентированы на обучение специальностям и профессиям, востребованным на городском рынке труда, и только некоторые из них намереваются работать на производстве в качестве инженеров, технологов или рабочих.
Слайд 4-7.
Наша школа имеет хорошую материально-техническую базу, которая своевременно пополняется современным оборудованием, что способствует расширению образовательных услуг по предпрофильной подготовке и профильному обучению школьников.
Слайд 8 – 12.
Для достижения поставленных целей в классах с доп. подготовкой проводятся следующие мероприятия:
•Родительские собрания со слайд – программой с целью ознакомления родителей с деятельностью в классах с дополнительным изучением технологии:
•Профориентационные экскурсии в музей и Няганский профессиональный колледж.
•Участие в выставках творческих работ и мастер – классов.
Слайд 13.
Два года ведётся работа по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Результаты приведены в таблице:
Технология 2011-2012 2012-2013
Школьная НПК – 1место Городская НПК - 2место Школьная НПК –2место
Глущенко Е., Яковенко А. 6г Яковенко А.7г
Слайд 14-15.
Итоги предметных олимпиад в 2012-2013 учебном году
ФИО призера Класс Место Ф.И.О.
руководителя призера
Школьные Симонов Александр Викторович 5д 2 место Туракаев Рамиль Ахатович
Широносов Александр Сергеевич 7г 3 место Пинегин Алексей Георгиевич
Шихов Александр Андреевич 7г 2 место Пинегин Алексей Георгиевич
Попова Диана Александровна 6д 2 место Рашкова Ольга Юрьевна
Алексеева Эмма Феликсовна 6д 1 место Рашкова Ольга Юрьевна
Яковенко Анастасия Владимировна 7г 2 место Рашкова Ольга Юрьевна
Городские Крошин Павел Алексеевич 7г 1 Пинегин А.Г.
Шихов Александр Владимирович 7г 2 Пинегин А.Г.
Яковенко Анастасия Владимировна 7г 3 Рашкова О.Ю.
Дистанционные
Анастасия Яковенко
Эмма Алексеева
Диана Попова
Ангелина Григораш 7г
6д
6д
6д 3
3
3
1 Рашкова О.Ю.
5д класс 6д класс 7г класс 7 д класс
1 триместр 4,04 4,43 4,15 4,09
2 триместр 4,4 4,23 4,45 4,22
3 триместр 4,56 4,5 4,88 4,72
Слайд 16.
Динамика среднего балла по технологии в классах с дополнительным изучением предмета в 2012-2013 уч.году:
Проблемы и пути их решения:
Нет связи с производством. Хотелось, что бы была организована производственная практика для учащихся 9 классов на предприятиях города;
Изыскать возможность получения свидетельств государственного образца с присвоением квалификации по обучающимся профессиям.
Оказание помощи в трудоустройстве подростков.
ОДА труду
Технология, как предмет
Существует много лет.
Этот опыт, эти знанья,
Есть основа выживанья.
Ведь не учат нас предметы
Борщ варить, тушить котлеты,
Теоремы, орфограммы
Обязательны в программе.
Но, а в жизни надо знать,
Как кроить, как шить, стирать.
Вот уж к жизни руководство
Это наше домоводство.
Учат нас как шить, кроить
И с кастрюлями дружить.
Каждой девочке охота
В жизнь хозяйкою вступить,
Чтоб горела вся работа,
Чтоб умелой в жизни быть.