РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ


Г. Н. Сковоронская инструктор по труду ГКОУ РО детского дома №3 г. Таганрога

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Художественная обработка различных материалов, мозаика, аппликация,
вышивка, вязание и другие виды художественной деятельности
способствуют гармоничному развитию личности, воспитанию трудолюбия,
коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают
духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям,
художественному и техническому творчеству.
Взяв в руки иглу, ткань, сделав первые узоры, ребенок испытывает радость, обнаружив, что он может сделать то, что раньше казалось невозможным. Он становится увереннее в своих силах, он - участник процесса создания полезных и красивых вещей. Декоративно-прикладное искусство позволяет формировать эстетический вкус, вести психологическую подготовку к труду, к выбору профессии. Яркий пример: Ксения Л., ученица 11 класса. Увлечение Ксюши
различными видами рукоделия (вышивка гладью, крестом, плетение из бисера)
повлияли на её выбор профессии.
На занятиях декоративно-прикладным искусством дети пользуются основами
многих наук - литературы, истории, математики, изобразительного искусства – и
в процессе создания декоративных изделий на практике применяют эти знания. Большое значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании имеет знакомство с декоративно-прикладным искусством
· народных мастеров. Народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи по-новому, понять красоту окружающего мира.
Среди занятий, которым учащиеся охотно отдают своё свободное время, -
вышивка, аппликация из ткани и соломки, вязание, изготовление игрушек,
плетение бисером, базирующиеся на народных традициях. В процессе изготовления предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству, успешно решаются дидактические задачи по развитию самостоятельности (самостоятельность от выбора изделия, до его цветового решения, выбора материала, оформления) и творческой инициативы школьников, т. к. в процессе изготовления изделий перед мастером постоянно возникают технологические трудности, требующие самостоятельного принятия нужных решений. В процессе занятий формируются такие понятия, как «экономия», «качество». Работая сообща, развивают навыки сотрудничества, проявляют отзывчивость, чуткость друг к другу
Коллективный труд на общую пользу оказывает на детей большое воспитательное воздействие, влияет на развитие гуманных отношений между ними. В разнообразном совместном труде они лучше узнают друг друга, учатся правильно оценивать проявления товарищества и дружбы. Дети выполняют работы не только для себя, но и для того, чтобы порадовать окружающих. Подарив свою работу товарищу или взрослому, они получают удовлетворение. Возникает внутренняя потребность вновь испытать удовольствие от труда.










15