Разработка урока «Азбука нравственного воспитания»
Тема: Азбука нравственного воспитания
Цели: 1. Раскрыть понятие «вежливость»
2. Закрепить формы приветствия через знакомые речевые ситуации.
3. Учить детей доброму отношению друг к другу.
4. Воспитывать культуру поведения в обществе.
5. Воспитывать культуру речи детей.
6. воспитывать доброжелательность, отзывчивость по отношению друг к другу.
Оборудование: классная доска, «дерево вежливости», листики, игрушка медвежонок. На доске написаны слова-приветствия.
Орг. Момент
Ход классного часа
Учитель; Доброе утро, дети ! Сегодня хороший солнечный день. У меня прекрасное настроение. Я хочу поделиться им с вами. Я так спешила сегодня навстречу к вам. Я протянула руки к Солнцу и попросила у него тепла, чтобы передать его вам. Скорей вставайте в наш круг радости и возьмитесь за руки крепко- крепко, закройте глаза и почувствуйте, как согреются ваши руки, потому, что я передам вам по цепочке тепло солнца и частичку своего настроения. Теперь и вам станет так же хорошо, светло и весело, как и мне.
Передало солнышко всем свое тепло,
Все у вас сегодня будет хорошо!
Сегодня мы поговорим с вами о вежливости. Наш классный час посвящен азбуке вежливости.
Побеседуем:
Учитель: - Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
Ученик 1: Вежливые слова помогают найти друзей: можно подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить?»
Ученик 2: Вежливые слова помогают мирить, если обидел друга и хочешь помириться, можно сказать: «Прости, пожалуйста»
Ученик 3: Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда приходят гости, всегда здороваются с ними и говорят: «Проходите, пожалуйста»
Учитель: Ребята, а вы знаете вежливые слова на казахском языке?
(ответы детей)
Ситуация 1.
Сценка «Пуговица» В. Осеевой.
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.
-А что бабушка, - спросила она,- все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
-Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам!
- Вот как! – обижено сказала Таня, - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
- Права ли Таня?
Ситуация 2.
-А теперь давайте решим все вместе задачу.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие.
(1. Должен был не кричать, а спросить спокойно «Скажите, пожалуйста, который час?»
2.Не «часов», а «который час?»
3. После ответа взрослого надо сказать «спасибо»
Ситуация 3
- Еще одна задача: «Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька».
« А ты как его зовешь?» – спросила мама,
« Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Галя
После каждого рассказа детям предлагают ответить на вопросы: « Как бы ты поступил?» Цель вопросов – выяснить, знает ли ребенок о существовании правил поведения, направленных на оказание помощи другим людям, считает ли для себя обязательным подчинение этим нормам.
Игра «Вежливо – невежливо»
Учитель: - Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши, если говорю о невежливом поступке, сидите тихо, не хлопаете.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извинится.
Свистеть, кричать, шуметь в классе.
Уступить место старшим.
Не здороваться с гостями.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться, уходя.
Чтение стихотворений
Ученик 1: Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения
Есть еще таблица – таблица уважения!
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо и пожалуйста» – волшебные слова!
Ученик 2: Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо и пожалуйста» – волшебные слова!
Ученик 3: Я люблю, когда при встрече
· Мы знакомым и родным:
«С добрым утром», «Добрый вечер»,
«Доброй ночи»- говорим.
Не от тяги к суесловью
Пожелание здоровья, пожелания добра.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Ученик 4: Что такое здравствуй? Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – значит будь здоров.
Правило запомни. Знаешь –повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Ученик 5: Всегда вежливыми быть.
Всем спасибо говорить.
Добрый день и до свидания
Говорить с большим старанием.
Обещаем, вам друзья,
Петя, Таня, Оля, Я!
Инсценировка
Однажды в лес переехала семья ежей. Мама Ежика отвела его в лесную школу. Маленькие звери играли в веселую игру и не обращали внимания на Ежика, который тихо сказал: «Здравствуйте, меня зовут Ежик».
Лисичка посмотрела на Ежика и сказала: «Фу, какой ты колючий!»
Медвежонок посмотрел на Ежика и сказал: «Какой ты маленький!».
Зайчик подскочил к Ежику и спросил: «А ты прыгать умеешь!»
Только вежливая Белочка подошла к Ежику улыбнулась ему и сказала
Учитель: - Как вы думаете, что сказала Белочка Ежику?
(рассуждение детей)
Белочка сказала: «Здравствуй Ежик! Как хорошо, что ты пришел в нашу школу! Давай с тобой дружить!»
Обрадовался Ежик и ответил Белочке
Учитель: - Как вы думаете, что сказал Ежик Белочке?
(рассуждение детей)
Он ей сказал «Спасибо, Белочка! Я очень рад встрече с тобой! Хорошо, что у меня есть друг!»
Учитель: -Как вы думаете, вежливые ли звери ходили в лесную школу? (нет)
- Почему их нельзя назвать вежливыми? (
- А как бы вы встретили Ежика? (
Игра «Доскажи вежливое слово»
( На доске приклеены лепестки ромашки, на каждом листочке по предложению, детям нужно сорвать по лепесточку и дополнить незаконченное предложение.)
Учитель: Надо вспомнить вежливые слова, закончить эти фразы:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).
Чтобы легче ехать и идти, пожелают (доброго пути).
Говорят не зря при встрече (добрый день и добрый вечер).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Дерево вежливости
А какие ещё вы знаете вежливые слова? Я вам сейчас предлагаю написать эти слова на листиках и прикрепить их на дерево вежливости.
Показ слайдов
Итог классного часа
Букет пожеланий
ГУ «Свободненская средняя школа»
Классный час
2 – вариант
1. 48 = 4 дес. 8 ед. 25 см = 2 дм. 5 см.
94 = 19 см =
89= 55 см =
2. Сравните числа
56 19 54 см 30 см
57 50 20 см 1 дм
34 25 1м 1см
3.Реши задачу.
В автобусе ехали 6 взрослых и 4 детей. На остановке вышли 3 пассажира. Сколько пассажиров осталось в автобусе?
4. 9+ 4 = 13- 4 =
5+ 8 = 15- 6 =
7+ 6 = 18- 9 =
8+ 8 = 17- 7=
5. Измерь длину отрезка. Найди разность длин отрезков
__________________ см
_________ см