Алгоритм запуска проведения учебного исследования по математике
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Алгоритм запуска проведения учебного исследования
по математике
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный гос
у-
дарственный стандарт начального общего образования
. В
2015
-
16 учебном году
осно
в
ная
школа
начнет освоение ФГОС ООО
, в котором одно из центральных мест, несомненно, з
а-
нимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях во
з-
растает интерес к
алгоритму запуска исследовательской работы
в классе.
Алгоритм запуска
проведения учебного исследования
в классе
в самом общем виде может
быть представлен следующим образом:
1.
Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно,
зачем нужно выполнять
иссл
е-
дование
,
возможно,
он сможет по
лучить за него
дополнительную отметку либо
пров
е
дение
учебного исследования
по
зволит ему
повысить свою самооценку, выступая на конф
е
ренциях
и конкурсах различного уро
в
ня
.
2.
Определение критериев оценивания учебного исследования: обсуждаются и определ
я-
ются со
вместно с учащ
имися. Определенные критерии могут быть обя
зательными и не подл
е-
жащими обсуждению, например нали
чие всех обязательных рубрик, аккуратность выполн
е-
ния ра
боты, выполнение ГОСТа и т.п.
3.
Генерация идеи исследования, которая включает:
о
пределение раздела матем
атики, внутри которого будет проходить исследов
а
ние
;
а
ктуализация проблемы
для
выяв
ления
проблему и направ
ление будущего исследов
а-
ния;
о
пределение сферы исследования
в
ыбор темы исследования
для
обознач
ения
гран
и
ц исследования;
в
ыработка гипотезы
.
Одн
ой
из
первых
проблем
,
возника
ющей
перед педагогом
,
планирующим предложить своим
ученикам выполнение
учебного исследования
, становится
целеполагание. Действител
ь
но, для
чего начинать сложнейшую и затратную (по времени и усилиям педагога, родителей и детей)
на пер
вых порах р
а
боту?
По мнению
Новиковой Т.
Г., Прудченкова А.
С., Пинской М.
А
.,
педагоги могут испол
ь
зовать
проведение учебного исследования
для раз
личных целей, в з
а
висимости от конкретной ситуа
ции
и конкретного класса, включая:
-
поощрение самообучения;
-
расшир
ение возможностей обучения;
-
расширение возможностей изучения процесса
обучения;
-
демонстрацию развития по отношению к выявленным результатам;
-
создание общего подхода для инструкций и
оценки полученных результ
а
тов;
-
обеспечение подхода, при котором учащиеся м
огут самостоятельно оценивать
свое об
у
чение;
-
возможность одинаковой поддержки развития
учащихся.
По моему мнению,
применение исследовательского подхода
необходимо ещё и для созд
а-
ния мотивационной ситуации слабых учеников.
Учителями
-
практиками замечено, что
сл
а
бо
успевающие ученики обладают большей фантазией и находчивостью, проявляющихся в сло
ж-
ных ситуациях, по сравнению с «отличниками». В самом деле, отличники, выучив урок, «в
ы-
дают» готовые знания не задумываясь, так сказ
ал учитель, написано в учебнике
и т
.д. С другой
стороны, ученик
,
не доучивший уроки, вынужден по ходу опроса учителем материала прид
у-
мывать себе «новые знания», формулировать по нескольким услышанным подсказкам псевд
о-
науку. Так происходит на уроках, если этот процесс учитель не берёт под ко
нтроль и не обр
а-
щает из недостатков слабоуспевающего ученика в его достоинства. При использовании на
уроках
микроиссл
е
дования с целью объяснения нового материала, расширения и углубления
ЗУНов по предмету, слабоуспевающие ученики способны выдви
гать не только фантастич
е-
ские идеи, но и глубоко продуманные факты по предмету.
Проблема новизны и актуальности исследования накладывает на компетентность педаг
о-
га, сопровождающего исследователя, повышенные требования, т.к. для окончательного р
е-
шения по вы
бору темы очень важно знать степень её изученности. Так, например, особенн
о-
сти симметрии, золотого сечения, проявлений числа π в различных областях являются сам
ы-
ми популярными темами исследований школьников. Интересные, обладающие новизной и
с-
следовательски
е работы с использованием этих тем можно выполнить на материалах краев
е-
дения.
Исследование всегда требует разрешения какого
-
либо противоречия, выдвижение к
а
кой
-
либо гипотезы, поэтому формулировка некоторых тем исследования мной приведена с по
д-
сказкой о пре
дполагаемой гипотезе.
Не последнее место в технологии внедрения
учебного исследования
занимает
процедура
его запуска в классе
, которая
осуществляется в несколь
ко эт
а
пов.
Первый этап.
На
постановочном уроке учащиеся знакомят
ся с темой
раздела матем
а
тики,
пр
едложенной учителем, назначением, продолжительностью работы с
исследованием, ген
е-
рируют свою тему учебного исследования (и
с
пользую одну из выше описанных методик)
и
планируют свою работу над ним. Практика показыва
ет, что это наиболее трудный и отве
т-
ственны
й этап, так как
именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность
школ
ь-
ника. Особенной задачей учителя на этом этапе является мотивация учеников на в
ы
полнение
работы
, которая
,
в зависимости от возраста учеников или индивидуальных склонностей
,
м
о-
же
т быть различной
.
Учителю необходимо объяснить ученикам, что
учебное исследование
может им п
о
мочь:
1.
более глубоко проработать тему;
2.
проявить свое творчество;
3.
привлечь свое хоб
би к изучению учебного предмета;
4.
сформировать адекватную самооценку (проверь
,
на ч
то ты способен)
.
Кроме перечисленных преимуществ
,
понятных ученикам, учитель осознаёт, что
учебное
исследование
позволяет осуществлять:
1.
эстетическое воспитание
;
2.
воспитание толерантности к увлечению и творчеству своего одноклас
с
ника
;
3.
заинтересованность в пр
одукте своего труда (отметка и оценка)
;
4.
повышение уровня мотивации
.
Второй этап
заключается в непосредственной работе н
ад
исследованием
в соотве
т
ствии с
планом, определенным каждым
учеником, и с учетом времени, отведенного на раб
о
ту
На
третьем,
заключитель
ном этапе
учащиеся осуществляют рефлексию собственной д
е-
ятельности, работая над само
оценкой
исследования и его защиты
.
Литература
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного
общего образ
о-
вания
2.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные
вопросы теории / М.И. М
а
хмутов.
–
М.: Просвещение, 1998.
–
291с.
3.
Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе.// Библи
о-
тека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября».
–
2003.
–
№ 16.
–
С. 10
–
15.
4.
Новикова Т. Г., Прудчен
ков А. С., Пинская М. А.
Построение различных моделей
портфолио// Мет
о
дист №3, 2005, с. 39
-
42.