Алгоритм запуска проведения учебного исследования по математике


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Алгоритм запуска проведения учебного исследования по математике Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный гос у- дарственный стандарт начального общего образования . В 2015 - 16 учебном году осно в ная школа начнет освоение ФГОС ООО , в котором одно из центральных мест, несомненно, з а- нимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях во з- растает интерес к алгоритму запуска исследовательской работы в классе. Алгоритм запуска проведения учебного исследования в классе в самом общем виде может быть представлен следующим образом: 1. Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно выполнять иссл е- дование , возможно, он сможет по лучить за него дополнительную отметку либо пров е дение учебного исследования по зволит ему повысить свою самооценку, выступая на конф е ренциях и конкурсах различного уро в ня . 2. Определение критериев оценивания учебного исследования: обсуждаются и определ я- ются со вместно с учащ имися. Определенные критерии могут быть обя зательными и не подл е- жащими обсуждению, например нали чие всех обязательных рубрик, аккуратность выполн е- ния ра боты, выполнение ГОСТа и т.п. 3. Генерация идеи исследования, которая включает:  о пределение раздела матем атики, внутри которого будет проходить исследов а ние ;  а ктуализация проблемы для выяв ления проблему и направ ление будущего исследов а- ния;  о пределение сферы исследования  в ыбор темы исследования для обознач ения гран и ц исследования;  в ыработка гипотезы . Одн ой из первых проблем , возника ющей перед педагогом , планирующим предложить своим ученикам выполнение учебного исследования , становится целеполагание. Действител ь но, для чего начинать сложнейшую и затратную (по времени и усилиям педагога, родителей и детей) на пер вых порах р а боту? По мнению Новиковой Т. Г., Прудченкова А. С., Пинской М. А ., педагоги могут испол ь зовать проведение учебного исследования для раз личных целей, в з а висимости от конкретной ситуа ции и конкретного класса, включая: - поощрение самообучения; - расшир ение возможностей обучения; - расширение возможностей изучения процесса обучения; - демонстрацию развития по отношению к выявленным результатам; - создание общего подхода для инструкций и оценки полученных результ а тов; - обеспечение подхода, при котором учащиеся м огут самостоятельно оценивать свое об у чение; - возможность одинаковой поддержки развития учащихся. По моему мнению, применение исследовательского подхода необходимо ещё и для созд а- ния мотивационной ситуации слабых учеников. Учителями - практиками замечено, что сл а бо успевающие ученики обладают большей фантазией и находчивостью, проявляющихся в сло ж- ных ситуациях, по сравнению с «отличниками». В самом деле, отличники, выучив урок, «в ы- дают» готовые знания не задумываясь, так сказ ал учитель, написано в учебнике и т .д. С другой стороны, ученик , не доучивший уроки, вынужден по ходу опроса учителем материала прид у- мывать себе «новые знания», формулировать по нескольким услышанным подсказкам псевд о- науку. Так происходит на уроках, если этот процесс учитель не берёт под ко нтроль и не обр а- щает из недостатков слабоуспевающего ученика в его достоинства. При использовании на уроках микроиссл е дования с целью объяснения нового материала, расширения и углубления ЗУНов по предмету, слабоуспевающие ученики способны выдви гать не только фантастич е- ские идеи, но и глубоко продуманные факты по предмету. Проблема новизны и актуальности исследования накладывает на компетентность педаг о- га, сопровождающего исследователя, повышенные требования, т.к. для окончательного р е- шения по вы бору темы очень важно знать степень её изученности. Так, например, особенн о- сти симметрии, золотого сечения, проявлений числа π в различных областях являются сам ы- ми популярными темами исследований школьников. Интересные, обладающие новизной и с- следовательски е работы с использованием этих тем можно выполнить на материалах краев е- дения. Исследование всегда требует разрешения какого - либо противоречия, выдвижение к а кой - либо гипотезы, поэтому формулировка некоторых тем исследования мной приведена с по д- сказкой о пре дполагаемой гипотезе. Не последнее место в технологии внедрения учебного исследования занимает процедура его запуска в классе , которая осуществляется в несколь ко эт а пов. Первый этап. На постановочном уроке учащиеся знакомят ся с темой раздела матем а тики, пр едложенной учителем, назначением, продолжительностью работы с исследованием, ген е- рируют свою тему учебного исследования (и с пользую одну из выше описанных методик) и планируют свою работу над ним. Практика показыва ет, что это наиболее трудный и отве т- ственны й этап, так как именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность школ ь- ника. Особенной задачей учителя на этом этапе является мотивация учеников на в ы полнение работы , которая , в зависимости от возраста учеников или индивидуальных склонностей , м о- же т быть различной . Учителю необходимо объяснить ученикам, что учебное исследование может им п о мочь: 1. более глубоко проработать тему; 2. проявить свое творчество; 3. привлечь свое хоб би к изучению учебного предмета; 4. сформировать адекватную самооценку (проверь , на ч то ты способен) . Кроме перечисленных преимуществ , понятных ученикам, учитель осознаёт, что учебное исследование позволяет осуществлять: 1. эстетическое воспитание ; 2. воспитание толерантности к увлечению и творчеству своего одноклас с ника ; 3. заинтересованность в пр одукте своего труда (отметка и оценка) ; 4. повышение уровня мотивации . Второй этап заключается в непосредственной работе н ад исследованием в соотве т ствии с планом, определенным каждым учеником, и с учетом времени, отведенного на раб о ту На третьем, заключитель ном этапе учащиеся осуществляют рефлексию собственной д е- ятельности, работая над само оценкой исследования и его защиты . Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образ о- вания 2. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. М а хмутов. – М.: Просвещение, 1998. – 291с. 3. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе.// Библи о- тека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. – № 16. – С. 10 – 15. 4. Новикова Т. Г., Прудчен ков А. С., Пинская М. А. Построение различных моделей портфолио// Мет о дист №3, 2005, с. 39 - 42.