Урок русского языка в свете требований ФГОС. Повторение сведений о предлогах и союзах в 7 классе.


Открытый урок в 7 классе по теме:
« Служебные части речи. Повторение сведений о предлогах и союзах»
Тип урока: урок систематизации знаний.
- Начать сегодняшний урок я бы хотела небольшой притчей ( под музыку) ( Слайд):
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? – спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а , может быть, вон того? – засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека с большой буквы…
- Так кого же ,по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?
- Какого человека можно считать человеком с большой буквы?
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстами, которые учат нас быть людьми с большой буквы.
Песня « Здравствуй , мир» ( только припев) Идут слайды детей, семьи, природы.
- Используя средства субъективизации, сформулируйте тему нашего урока. Это сделать вам поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет.
- В стихотворении вы услышали, что речь пойдёт о частях речи, но о каких?
- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок?
- Правильно, служебные. Запишите в тетрадь число, классная работа, тему нашего урока. ( слайд: «Служебные части речи»)- Мы с вами прослушали отрывок из песни « Здравствуй, мир», давайте выстроим ассоциативную цепочку.
- Что такое мир?
- Какие нам понадобились единицы синтаксиса? ( предложения)
- Без чего невозможно обойтись в предложении? ( без предлогов и союзов)
- Продолжите тему нашего урока. ( слайд : « Повторение сведений о предлогах и союзах»)- Сформулируйте цели нашего урока по опорным словам: ( слайд)
Повторить
Отрабатывать навык
Закрепить
Развивать
Обобщить
Систематизировать
- Сегодня у нас урок систематизации знаний. А что же такое система? ( индивидуальное сообщение учащегося)
- Что значит систематизировать? ( приводить в порядок, в систему)
- Итак, цели нашего урока: ( слайд)
Учиться сравнивать языковые явления;
Работать с таблицей;
Развивать устную и письменную речь;
Учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах;
Отрабатывать навыки доказательного ответа.
- На слайде вы видите текст Сухомлинского без служебных частей речи: ( слайд)
Если ты детства не научился смотреть глаза матери видеть них тревогу покой, мир смятение, ты всю жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается материнском отцовском сердце радостью болью, счастьем страданием, человеческий долг детей – платить родителям их безграничную любовь преданность тем же: заботами, любовью, преданностью.- Кто такой невежда? Мы уже проводили словарную работу с этим словом, вспомните.
- чтобы превратить это творение в текст, что необходимо использовать?
- Запишите текст в тетради. Проверяем со слайда: ( слайд)
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть них тревогу или покой, мир или смятение, ты всю жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском или отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием, и человеческий долг детей – платить родителям за их безграничную любовь и преданность тем же: заботами, любовью, преданностью.
- Прочитайте выразительно получившийся текст.
- К чему призывает автор данного текста?
- Какие служебные части речи вы использовали для составления текста?
- Почему?
- Переходим к « Информационному вспахиванию»:
- Что общего между предлогами и союзами, и чем они отличаются?
- Назовите группы союзов.
- Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
- Какие предлоги называются производными?
- Как отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи?
- Назовите союз, который можно назвать хамелеоном? Почему? Кто такой хамелеон?
- Запишите в таблицу служебные части речи.
- Продолжаем работать дальше. Работаем со вторым текстом в парах. ( слайд)
- Прочитайте текст. Определите, из какого произведения взят этот отрывок. ( Платонов « Юшка»)
Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.
- У вас в парах есть этот текст. Прямо в листочке, в тексте, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, найдите служебные части речи, определите их виды, подчеркните как члены предложения. Подпишите ваши работы, в конце урока вы их сдадите.
- Какие предлоги вам встретились? ( производные, непроизводные)
- Какие союзы вам встретились? (сочинительные, подчинительные)
- Заполните дальше нашу таблицу, которую в конце урока вы будете сдавать.
- О чём этот текст? К чему призывает Платонов?
- Разберём второе предложение текста синтаксически. ( объясняя орфограммы)
- Немного отдохнём, поотгадываем ребусы:
1. Две ноты, союз
Всё вместе – игра,
В которую люби играть детвора. ( домино)
2. Какой предлог является нотой? ( до)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают вкусный плод
Южноамериканского растения ( ананас)
4. К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? ( задача)
- Переходим к творческой групповой работе. Перед вами на слайде текст Рябцева. ( слайд)
Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик в пять лет уже гонял скот на водопой. В течение этого времени отец брал сына на охоту. Дочка тоже не сидела без дела. К двенадцати годам девочка полностью вела домашнее хозяйство. Вследствие этого девочек всему учила мать, а мальчиков – отец.
- Выберите в своей группе задание, которое вы будете выполнять, опираясь на текст Рябцева. ( слайд)
1. Составить памятку « Как отличить производные предлоги от других частей речи.»2. Составить алгоритм « Как отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи»
3. Составить устное высказывание « Отличие производных предлогов от других частей речи. Как отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи»
- Представление результатов работы групп.
- Ещё раз читаем этот текст. ( слайд)
- Какие мысли, чувства у вас пробуждает этот отрывок?
- Игра « Федот, да не тот» ( тест на слайде)
1. На месте точек пишется И:
А: идти в течени. дня
Б: вследстви. невнимания
В: в течени. реки
2. На месте точек пишется Е:
А: эти герои действуют в продолжени. романа
Б: трудно отыскать ошибку в следстви.
В: смотрел в течени. минуты
3. Пишется слитно:
А: (в) течение получаса
Б: (в) продолжение дня
В: (в) следствие засухи
4. Пишется раздельно:
А: брат так ( же) учился в школе
Б: сын учился так (же) хорошо, как и отец
В: смотри, что (бы) не осрамиться
-проверьте себя со слайда: ( слайд)
1 –В
2 – В
3 – В
4 - Б
- Возвращаемся к целям нашего урока. ( слайд)
- Удалось ли нам их выполнить?
- С какими текстами мы работали, закрепляя тему?
- Оцените результаты своей работы на уроке по критериям, заполните оценочный лист: (слайд)
А: задания мне были понятны, я легко с ними справлялся
В: не все задания мне были понятны, возникали сложности в их выполнении.
С: я не смог справиться с предложенными заданиями.
Слайд: Домашнее задание на выбор:
1. Составить словарный диктант по теме « Служебные части речи» + упражнение № 353
2. Написать эссе по теме « Как я помогаю родителям», используя служебные части речи, + упражнение № 346
- Используя наш приём « Шесть шляп», дайте оценку нашему уроку.
Слайд « Спасибо за урок»
- Закончить урок я бы хотела притчей:
Многие годы по морскому побережью , на котором отдыхало много людей, ходила маленькая старушка. Её одежда была грязной и оборванной. Она что – то бормотала про себя, подбирая с песка какие –то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Родители не разрешали своим детям приближаться к ней. А когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ножки…
_ Ребята, будьте добры, дарите тепло и ласку, и не только близким вам людям, но и всем окружающим.
- Спасибо за урок.
Методический конструктор урока
Дата проведения: Предмет: русский язык
Класс: 7Б
ФИО учителя: Москвитина Татьяна Семёновна
Тема урока: « Служебные части речи. Повторение сведений о предлогах и союзах»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цели урока: для учителя:
- обобщить знания о служебных частях речи, переведя изученный материал в систему знаний: закрепить умение определять виды предлогов и союзов;
- развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
- воспитывать чувство любви к родителям, милосердие, используя содержание предлагаемых текстов;
для учащихся:
- учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать с таблицей, развивать устную и письменную речь;
- учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Работа над базовой национальной ценностью « Семья».
Коммуникативные УУД
Умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками.
Познавательные УУД Построение речевого высказывания в устной форме.
Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
Смысловое чтение текстов, умение логически рассуждать, применять свои знания в жизни.
Регулятивные УУД Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Осуществление итогового и пошагового контроля.
Организация самоконтроля и самооценки деятельности обучающегося.
Ход учебного занятия
Этапы урока Виды деятельности Формируемые УУД
Мотивационно – установочный этап 1. Целеполагание2. Составление ассоциативной цепочки Самостоятельное формулирование темы и целей урока.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Организационно – деятельностный этап 1. Осложнённое списывание ( Самопроверка)
2. Работа с текстом ( Работа в парах)
3. Творческая работа ( Работа в группах) Работа над базовой национальной ценностью « Семья», « Человечество»
Построение речевого высказывания в устной форме.
Умение осуществлять синтез как составление целого из частей ( Заполнение таблицы)
Смысловое чтение текстов, умение логически рассуждать, применять свои знания в жизни.
Умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками.
Контрольно – регулировочный этап Игра « Федот, да не тот» Контроль своей деятельности.
Рефлексивно – оценочный этап 1. Рефлексия.
2.Самооценка. Организация самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Лист самооценки
Фамилия. Имя………………………………………………………………………………………………………..
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
1. Составил текст Сухомлинского, используя служебные части речи……………………………………
2. Знал ответы на вопросы « Информационного вспахивания»…………………………………………………………………...
3. Заполнял таблицу…………………………………………………………………………………………………………………
4. Эффективно работал в паре………………………………………………………………………………………………..
5. Смог отгадать ребусы…………………………………………………………………………………………………………..
6. Эффективно работал в группе……………………………………………………………………………………………..
7. Выполнил тест……………………………………………………………………………………………………………………….
Лист самооценки
Фамилия. Имя………………………………………………………………………………………………………..
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
1. Составил текст Сухомлинского, используя служебные части речи……………………………………
2. Знал ответы на вопросы « Информационного вспахивания»…………………………………………………………………...
3. Заполнял таблицу…………………………………………………………………………………………………………………
4. Эффективно работал в паре………………………………………………………………………………………………..
5. Смог отгадать ребусы…………………………………………………………………………………………………………..
6. Эффективно работал в группе……………………………………………………………………………………………..
7. Выполнил тест……………………………………………………………………………………………………………………….
Заполни таблицу:
Служебные части речи
Заполни таблицу:
Служебные части речи
Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.
Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.

Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.

Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.

Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.