Методическая разработка : Сказочные жемчужинки
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа №16 "Мотылек"
Образовательный проект
«Cказочные жемчужинки»
lefttop Автор проекта:
Платонова С.А.
воспитатель
ДОУ№ 16 «Мотылек»
г. Шахтерск, 2015г.
Руководитель проекта: Платонова Светлана Александровна,
воспитатель ДОУ № 16 «Мотылек».
Консультант: Кокодзей Алла Владимировна,
заведующий ДОУ № 16 «Мотылек».
Участники проекта: педагог-психолог Патенко Н.Ю.
воспитатели, дети
ДОУ № 16 «Мотылек» и их родители.
Образовательный проект:
«Сказочные жемчужинки»
Аннотация проекта
Как показывает практика, современный ребенок получает значительный объем нежелательной информации с телевидения, улицы, а также с детской литературы, а родители, по этому вопросу и проблеме воспитания творческой личности, к сожалению, сегодня уделяют мало внимания семейному воспитанию, имеют недостаточные знания по теории и практике дошкольного воспитания. Для решения требуются нестандартные формы педагогического воздействия, как на детей, так и на родителей. Таким средством является сказкотерапия.
Для того, чтобы малышу было интересно познавать окружающий мир со всеми его тайнами и загадками, в этом проекте используются сказки. После того, как дети услышат сказку, им нравится инсценировать ее, отгадывать загадки, решать проблемные ситуации, изготовлять вместе подарки.
Игры, используемые в проекте, учат детей почувствовать настроение, сущность, характер сказочного героя, человека или объекта природы. Совместное изготовление иллюстраций, игрушек, атрибутов вызывают у детей радость, счастье, желание играть с ними.
В сказке подробно излагается определенная схема действий, которая последовательно выполняется. Это очень важно для ребенка, для того, чтобы усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка в раннем и дошкольном возрасте должна быть наглядной. Предложенный в проекте материал интегрированных, комплексных занятий, игр, упражнений, этюдов позволит поиграть в сказку. Конспекты комплексных занятий построены на материалах отдельных сказок, относительно требований программы «От рождения до школы». Каждое занятие имеет свою цель, а также предложены задания, игры и упражнения, помогающие в реализации основных содержательных линий развития ребенка.
Важнейшая задача проекта - обогатить душу ребенка добром, ведь сказкотерапия - это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на самостоятельность, активность, творчество, регулирование ребенком собственного эмоционального состояния.
Описание проекта
«Сказка учит, как на свете жить»
(Народная мудрость.)
Есть вещи в жизни, которые сокровенно очаровывают душу, поскольку мы легко можем вспомнить незабываемые мгновения с детства, когда ласковый голос родного человека приковывал наше внимание очаровательным сказочным рассказом. Но почему так неизменно сквозь века человек передает и таинственное, требует мира сказки ?! В чем эта непостижимая сила, так мудро, непринужденно и главное востребовано удивляет и манит воображение не только ребенка, но и взрослого?
Проект направлен на реализацию цели: формирование всесторонне развитой личности. Сказка ... Ее возможности большие. Язык первых сказок, слышит ребенок дошкольного возраста, ритмичная, слова часто зарифмованы, а героям предоставляются необычные определения. Человечество из поколения в поколение, передавая содержание сказок, давало ответы на основные жизненно важные вопросы, ведь историю развития взаимоотношений между людьми заложено в сюжетах многих сказок.
Сказкотерапия - это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленные на самостоятельность, активность, творчество, регулирования ребенком собственного эмоционального состояния.
Сказкотерапия способствует развитию у детей: активности, самостоятельности, эмоциональности, творчества, связной речи. Сказкотерапия - это метод, в котором сказочная форма применяется для интеграции личности, развития ее творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказка - это образное изображение жизненных реалий. Действия, происходящие в сказках, могут случиться и в реальной жизни, но не в буквальном смысле. С помощью сказочных сюжетов дошкольники впервые овладевают основными жизненными принципами, могут сравнить хорошие и плохие поступки. Дети могут самостоятельно решать, кто положительный герой, а кто - отрицательный. И хотя дети не сразу смогут это понять, однако, именно в дошкольные годы они получат первые представления с помощью сказок.
Сказкотерапия - это влияние практической психологии на внутренний мир и ребенка, и взрослого. Сказкотерапия больше ориентирована на детей дошкольного возраста потому, что они еще не способны оценить происходящее в реальной жизни, и проанализировать их для принятия самостоятельных решений. Дошкольники нуждаются в помощи взрослых. Но и взрослые не всегда вовремя могут понять некоторые проблемы в жизни детей, ведь не всегда имеют ответ на то, что именно побудило ребенка так поступить.
Во время игры, перевоплощаясь в сказочного героя, малыш может спокойно рассказать о своих чувствах, мыслях. Именно во время сеансов сказкотерапии дети усваивают необходимые модели поведения, учатся реагировать на жизненные ситуации, повышают уровень знаний о себе и окружающих, потому что сказки понятны им по сравнению с объяснениями педагогов и родителей.
Сказки способствуют познавательному развитию детей, воспитывают нравственные чувства, влияют на представление личности ребенка, направляя развитие желаний и поступков ребенка. Сказки опираются на то лучшее, что уже есть у каждого ребенка. Каждый ребенок именно из сказок узнает, что добро почти всегда побеждает зло, а отрицательные герои будут наказаны за свои поступки.
Педагоги дошкольных учреждений и родители в основном рассказывают или читают детям сказки. Но, если взрослые будут помнить о том, что можно обсудить сказку, объяснив непонятное, то это поможет ребенку усвоить уроки, которые впоследствии придется решать самостоятельно.
Сказкотерапия - это не один отдельный сеанс, а кропотливая работа с определенной целью. Они дают каждому человеку, а особенно ребенку дошкольного возраста, что необходимо: свободу мнений, желаний, действий, чувств. Сказки помогают детям и взрослым преодолеть страхи, неуверенность, помогают фантазировать, принимать нестандартные решения и понимать, что всего можно достичь, если есть желание.
Почему же каждого малыша так интересует сказка? И заботливые родители, и творческие педагоги постоянно ищут ответы на этот вопрос. Каждый взрослый задумывается над тем, как вырастить и воспитать ребенка счастливым, здоровым.
Поэтому цель проекта: донести до сознания ребенка информацию о базовых жизненных ценностях в доступном, ненавязчивом, интересном для нее виде. Научить ребенка находить и восстанавливать собственную жизненную Силу. Сказки, предложенные в проекте, обязательно укрепляют веру ребенка в собственные силы, несут положительную жизненную программу. В проекте использован принцип многогранности, что рассматривает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл с множеством граней. Видение этого дает возможность расширять кругозор ребенка, помогает ей взаимодействовать в социальной реальности.
Цель проекта:
формирование речевой компетентности, обогащение словарного запаса детей раннего возраста;
развитие творческих способностей детей, родителей;
самореализация детей в речевой деятельности.
Продолжительность проекта 2 месяца.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель:
стимулировать желание детей участвовать в инсценировке русских народных сказках.
Задачи этапа:
выявить уровень знаний, умений и навыков, имеющиеся у воспитанников в начале образовательного проекта;
совместно с детьми, родителями изготовить атрибуты к инсценировке сказок.
привлечение родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения к творческой реализации проекта, создание соответствующей развивающей среды в группе.
Мероприятия осуществления:
первичное диагностирование по разработанным критериям уровня развития речи детей раннего возраста.
анализ воспитателя вместе с психологом уровня развития детей, их возможности.
просмотр спектаклей с участием артистов кукольного театра в детском саду.
обследование игрушек изготовленных из пластмассы, резины, дерева, ткани, меха.
подвижные игры на прогулке.
беседа «Кто, кто в рукавичке живет?»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель:
обогащать игровую среду играми, игрушками, схемами-моделями к сказкам;
формировать навыки культуры общения, умение вести диалог;
активизировать у детей интерес к инсценировке к сказке «Колобок»;
развивать совместную деятельность детей и взрослых.
Мероприятия реализации:
рассматривание иллюстраций к сказкам «Рукавичка», «Теремок», «Колобок»;
мини-беседы «Сказочные звери»;
знакомство детей со схемами-моделями животных;
дидактические игры: «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Продолжай дальше… »;
ежедневная индивидуальная работа.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
Цель:
предоставить возможность каждому ребенку практически применить полученные знания, навыки и умения;
развивать у малышей способность выражать свои чувства как вербально, так и невербально, интонационно передавать содержание речи героев сказки;
предоставлять возможность детям самостоятельно подбирать соответствующую атрибутику для создания конкретного образа;
формировать у малышей умение выходить из разных ситуаций;
учить анализировать действия героев сказки;
формировать коммуникативные навыки детей путем использования различных задач;
совершенствовать умение детей работать в парах, группами.
Мероприятия реализации:
семейный вернисаж «Волшебный мир сказок».
интегрированное занятие, развивающе - познавательное (художественная литература + аппликация) «Перчатка созывает друзей».
интегрированное занятие, развивающе- познавательное (речевое общение + сенсорика) «В гости к сказке».
музыкальное занятие «Зимняя песенка».
сюжетная физкультура «Звери зимой».
дидактические игры и упражнения на формирование выразительных движений: «Передай настроение», «Назови эмоции», «Разная ходьба зверей».
дидактические игры на подбор атрибутики и декораций: «Найди хозяина», «Лес».
этюды с элементами психогимнастики «Дикие звери».
игра-имитация «Я - зайчик».
речевое упражнение «Расскажи считалку».
пальчиковое упражнение «Добрый день»
пальчиковая игра «В темном лесу зайчик жил»
ОБОБЩАЮЩИИЙ ЭТАП
Цель:
обобщить и систематизировать знания, навыки и умения приобретенные в течение предыдущих этапов; настроить детей на реализацию творческого замысла.
Мероприятия реализации:
работа с книгой, над текстом, ролями.
изготовление декораций - макет Колобка, вылепленные колобки из соленого теста с которыми дети работали последовательно:
раскрасили кисточкой, позже нанесли детали лица (глаза, носик и ротик) пальчиком.
помощь родителей в изготовлении элементов костюмов, наголовник.
упражнения, разыгрывание диалогов, репетиции.
ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Цель:
развивать творческую активность, реализовать творческий совместный замысел.
Мероприятия реализации:
игра-драматизация сказки «Колобок» для детей, родителей, работников ДОУ.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Цель:
оценить результаты работы, способствовать получения детьми удовольствия от достигнутых результатов.
Мероприятия реализации:
вспомнить и обсудить «С чего все началось».
повторное диагностирования по разработанным критериям уровня развития речи детей раннего возраста.
повторный анализ воспитателя вместе с психологом уровня развития детей и их возможности в рамках данного проекта.
Литература
1. Образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы " Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Л.Л. Шалимова «Сказкотерапия как средство развития дошкольников» -
М .: Изд. группа «Основа», 2012.
3. Т. Левченко «Тематические недели в ДОУ» - Х.: Вид. группа «Основа»,
2009.
4. «Детский сад. Библиотека »- №3 / 2013.
5. «Библиотечка воспитателя» - №13-14 / 2003, №9-10 / 2005, №17 / 2011.
6. И. Молодушкина «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста» - Х.: Вид. группа «Основа», 2011.
7. И. Молодушкина «Загадочный мир эмоций. Развитие эмоциональной сферы дошкольников »- Х.: Вид. группа «Основа», 2011.
8. Л.И. Толкачева «Сказки огородные, цветочные, грибные, кондитерские» - Донецк 2013.
9. И.М. Дичкивская, Т.И. Пониманська «М. Монтисори: теория и технология »- Киев, 2006.
10. Л.Шульга, «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» - Запорожье, 2000.
11. С.И. Якименко «Игровая деятельность в I младшей группе» - Тернополь, Учебная книга, 2003