Деятельностный подход — необходимое условие повышения качества образования


Деятельностный подход – необходимое условие повышения качества образования.
РМО учителей иностранного языка,
Семинар «Деятельностный подход –
необходимое условие повышения
качества образования»,
Гущеня В.А., учитель немецкого языка
МКОУ «Верхнегнутовская СОШ»,
апрель 2015
Слайд №1
 Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексии. А это значит, необходимо выстроить процесс учения в процесс деятельности ученика, который предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа.     « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»    Б. Шоу
Слайд №2
Деятельностный подход в обучении строится на следующих принципах: (Чему учить?)
Предметом усвоения является овладение обучающимися «универсальными учебными действиями» с целью сознательного и активного приобретения социального опыта.
Деятельностный   подход   на  уроке осуществляется через: (Как учить?)
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи, моделирования и анализа жизненных ситуаций, овладения приемами исследовательской деятельности.
Учащиеся: (Зачем учить?)
- осваивают работу с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;
- учатся критически осмысливать  информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- учатся решать коммуникативные задачи, интегрироваться в группу и строить взаимодействие и сотрудничество;
Слайд №3
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».  
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд №4
Изменяется и структура деятельности учителя и учащихся. Учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а также вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения, прогнозирует свои результаты Содействует прогнозированию результатов
Активен Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Проектная деятельность обучающихся включает в себя все операции современной учебной деятельности. Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Я бы добавила сюда еще и Польза. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Речь идет о той пользе, которую может принести учащийся своим проектом другим. Учитывая специфику иностранного языка, польза может состоять в помощи изучения немецкого языка (разного рода задания, информативный материал и т.д.).
Практическая часть – демонстрация нескольких ученических проектов: «Зачем мне нужен немецкий дома?», «Природа моего села в опасности», «Как дружить и как любить?».