Методическая разработка урока -конференции Атомная энергетика и её экологические последствия
Введение
В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения возрастает роль педагога.
На современном этапе развития общества, важнейшая задача учителя, преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь самостоятельно находить и использовать необходимые знания
Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы студентам было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.
Развитие у студентов интереса к физике, развитие творческих способностей каждого должно быть целью работы учителя
Преподавание физики характеризуется значительным разнообразием подходов, при помощи которых решаются важнейшие задачи: развитие мышления студентов, способностей и интереса к физике и технике, формирование у них мотивов учения, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, формирование у студентов целостной научной картины мира. Решение этих задач существенно облегчается, если преподаватель знакомит студентов с современными проблемами физики, показывая, что физика – «живая» и развивающаяся наука, в которой постоянно открывается много нового и интересного.
В развитии интереса к дисциплине нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если студенты не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов студентов особое место принадлежит разнообразию методики проведения урока.
Под разнообразием форм учебных занятий понимается применение различных организационных приемов, которые активизируют студентов путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. Основным активизирующим моментом при этом является положительный эмоциональный настрой на занятие у студентов при переходе на новый вид деятельности
Для того, чтобы «пробудить» ученика, преодолеть в нем безразличие к процессу обучения, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни студента.
Для осуществления поставленных задач учитель использует занимательное изложение учебного материала, фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомит студентов с достижениями современной науки и техники.
Наибольший интерес у студентов вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. К ним относятся нетрадиционные уроки: работа с кейсом, урок-экспертиза, урок-соревнование, урок- ролевая игра, урок-суд, урок-дискуссия, урок-зачет, урок-лекция, урок- семинар, урок – пресс-конференция, урок конференция.
Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой темы курса физики.
Студенты учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, получают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, подбирать таблицы, схемы, графики, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.
Ушедший ХХ век можно смело называть веком величайших открытий в физике. Именно в это время зародилась квантовая теория и теория относительности, которые буквально перевернули наши представления о мире. Были открыты нейтрон, позитрон и кварк. Теперь известно о таких явлениях как сверхпроводимость и сверхтекучесть. Появились новые направления: физика высоких энергий, высоких давлений, высоких и низких температур и множество других. Получили практическое применение производство, передача и использование электроэнергии, знания о строении атома и атомного ядра в жизнедеятельности человека. Сегодняшний день науки фактически определяет завтрашний день человечества.
Материал темы «Атомная энергетика» изучается в конце главы «Строение атома и атомного ядра», «Использование энергии атомных ядер» по учебнику «Физика-11» , Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.
План урока по теме:
«Развитие атомной энергетики в мире и её последствия»
Цели урока:
Обучающая: Уч-ся должны уметь:
Систематизировать материал по теме « Атом и атомное ядро» ;Раскрыть роль физики в развитии техники, использовать материалы научно-популярной и документальной литературы в раскрытии физических явлений и понятий;
Воспитательная способствовать развитию познавательного интереса,
воспитанию гражданского долга и ответственности за будущее человечества,
продолжить формирование научного мировоззрения,.Развивающая
создать условия для совершенствования навыков самостоятельности суждений, для развития речи и мышления.
Оборудование
Запись 1 концерта П.И. Чайковского и песни Островского « Пусть всегда будет солнце», лозунги , учебные принадлежности, таблицы, плакаты, мультимедио, ПК
Тип урока: повторительно- обобщающий
Вид урока: урок-конференция
-327858273620
Оформление кабинета
Плакаты и лозунги развешены на стенах.
Атом не должен служить войне
Пусть атом будет рабочим, а не солдатом.
Охрана природы - дело не только нужное, но и выгодное.
Охранять природу - значить охранять Родину.
Здоровый нищий счастливее здорового короля.
Радиация : Что мы о ней знаем. ?!Таблицы
Использование атомной энергии
Атом на службе мира
Ядерный реактор
Подготовка к конференции:
Студенты заранее готовятся по следующим вопросам темы:
Использование атомной энергетики в военных целях
Получение электрической энергии.
Использование атомной энергии в народном хозяйстве:
Промышленность;
Сельское хозяйство;
Транспорт;
Медицина;
4. Проблемы радиоактивных отходов.
5. О катастрофе на РАО.
6. Шкала МАГАТЭ
7. Авария на Чернобыле
8. Трагедия устами очевидцев.
Воспоминания писателя Ю. Щербака
Воспоминания жены участника ликвидации аварии
( С. Алексиевич «Чернобыльская молитва»Вначале урока звучит фрагмент 1 концерта Чайковского - Змин.
На доске записана тема урока, план работы, начерчена таблица, которую студенты должны будут заполнить в течении урока.
Стоит или нет развивать атомную энергетику?
Против За
План урока - конференции:
Организационный этап. (1 - 2 мин.)
Актуализации знаний и постановки целей и задач занятия. (2 – 3 мин.)
Вступительное слово преподавателя. (10 - 15 мин.)
Краткие сообщения студентов. (40 - 45 мин.)
Презентация: «Атомная энергетика и ее экологические проблемы».
(10 – 13 мин., см. Приложение)
Домашнее задание. (1 – 2 мин.)
Итог занятия. (10 мин.)
Рефлексия. (10 мин.)
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте все, присутствующие в этом зале! Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Данное занятие позволяет формировать определенную гражданскую позицию учащихся, когда они могут аргументировано отстаивать свою точку зрения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Этап актуализации знаний.
Тема нашего занятия - «Развитие атомной в мире и её последствия». На нем мы постараемся обобщить и закрепить знания по теме, расширить ваше представление об атоме и атомной энергетике, вспомним выдающихся ученых и их открытиях в этой области; о связи различных предметов с физикой.
Изучение нового материала проводится в форме проблемной конференции. По опережающим заданиям студенты в группах подобрали материал и подготовили презентации по предложенным вопросам
На столах студентов приготовлены листы с вопросами для составления краткого конспекта материала урока. По ходу выступлений представителей групп каждый студент записывает в этих листах ответы на поставленные вопросы.Вопросы для составления конспекта.
В связи с каким событиями возникли сомнения в необходимости развития атомной энергетики? В связи с чем возникла необходимость поиска новых источников энергии? Какую дату считают датой рождения атомной энергетики нашей страны? Какая АЭС является крупнейшим производителем энергии в России? Какие виды АЭС можно считать экологически чистыми? Каковы три принципиальные проблемы атомной энергетики? Какая международная организация занимается решением проблем атомной энергетики? Когда она создана?
Как можно обезвреживать радиоактивные отходы? Вступительное слово преподавателя
Энергетика – эта отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны. Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных
Постигая законы природы, и используя, научно-технический прогресс, в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку все под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время как, никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использование природных ресурсов. Вопросы экологии, разумного, бережного отношения человека к природе – среде своего обитания.
Долгое время ядерная энергия была скрыта от человека. Но человек любопытен! Ему всегда нужно знать то, что пока неизвестно. Всегда нужно больше, чем у него есть. И он неустанно ищет новое, ищет всюду!
Если использовать ядерную энергию разумно и осторожно, то с ее помощью можно решить энергетические проблемы Земли: заменить традиционное топливо принципиально новым – компактным, бездымным и, что особенно важно, практически неисчерпаемым.
К сожалению, силы, заключенные в ядре, сначала были обращены во зло, а лишь затем – во благо. Это научило людей сдержанно относиться к возможностям ядерной энергии. После трагедии Хиросимы и Нагасаки миллионы людей осознали чудовищную силу атомного излучения, и наступил своего рода шок. А когда весь мир потрясла катастрофа на Чернобыльской АЭС, равнодушных уже не было, атомная энергетика приобрела яростных противников. Все это и сейчас мешает видеть в атомной энергии, которая освоена и служит нам много лет, благотворную силу.
Краткие сообщения студентов.
См. приложение.
Презентация: «Развитие атомной энергетики и её последствия» (см. Приложение).
Итог урока.
Выводы: стоит или нет развивать атомную энергетику?
Проблемная беседа по поставленному вопросу с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом.
Против За
Вред, приносимый окружающей среде в результате работы атомных реакторов
Воздействие радиации на человека в результате проводимых медицинских исследований
Появление трансгенных продуктов, выведенных при помощи радиации.
Создание ядерного оружия, приведшее к большому количеству человеческих жертв.
Влияние радиации на наследственность.
Отставание в развитии средств защиты от радиации.
Проблема утилизации радиоактивных отходов.
Огромное влияние человеческого фактора на безопасность большого количества людей. 1. Более экологически безопасный вид энергии, чем тепловые ЭС.
2. Возможность проводить исследования, недоступные при использовании других методов.
3. Увеличение урожайности, что особо актуально во многих районах земного шара.
4. Выведение новых видов.
5. Появление новых разработок в области, занимающейся средствами защиты.
6. Появление новых разработок для хранения и утилизации отходов.
Вывод:
Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев, положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.
7.Домашнее задание:
Учебник «Физика -11» Г.Я. Мякишев, Б.Б.БуховцевПридумайте загадки, кроссворды или ребусы по данной теме
8.Рефлексия.
Преподаватель:
Понравилась ли вам конференция?
Что знали вы по данной теме?
Что узнали нового по данной теме?
Какое настроение?
Пожелания учеников для проведения последующих уроков.
В конце урока звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
Заключение.
Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе Ныне, каждый должен отчетливо понимать опасность, которая исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с нею.
В данной разработке представлены возможности использования ИКТ на уроках физики, межпредметных связей с историей, географией, краеведением, ОБЖ.
Задачи, содержание, примерный план конференции и время ее проведения определяется при составлении тематического плана. При распределении докладов учитывается индивидуальные особенности студентов: их склонности, интересы, способности. Рекомендуется студентам научно-популярная литература, надо обратить внимание на основные вопросы, в целях избегания повторений в докладах, студенты должны говорить четко, выразительно, не спешить, предоставляя возможность другим студентам разобраться в сути вопроса.
Важнейшей задачей преподавателя на уроке-конференции является привлечение учащихся к активному слушанию докладов и их сознательному восприятию. С этой целью следует предложить студентам по ходу урока заполнять таблицу, искать ответы на предложенные вопросы, критически оценивать выступления одногруппников. Все это заставит студентов внимательно слушать докладчиков, активно мыслить на протяжении всего урока.
В конце урока-конференции следует подвести итоги, отметить работу студентов, выслушать их мнение. Если ход конференции продуман, тщательно подготовлен, то студенты на вопросы: «Что нового, полезного Вы узнали из конференции? Что особенно не понравилось? Ваше мнение о конференции?» ответят: «Все ребята добросовестно подготовились. Хотелось, что бы такие мероприятия в нашем техникуме проводились чаще для нашего развития. Хорошо усваивается тема».
Литература
Сиборг Г., Корлисс У. Человек и атом (пер. с англ. М.: Мир), 2005.
Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды: Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 2008.
Журналы «Физика в школе» 1996. №2., 1993 №5,6
Петросьянц Ф.М. Атом не должен служить войне Книга для дополнительного чтения., М Просвещение, 2002
Материалы из Интернета.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку урока – конференции:
«Развитие атомной в мире и её последствия»
Преподавателя УТСО
Рыжиковой Галины Степановны
Данная методическая разработка полностью соответствует современным методическим требованиям.
Работа отвечает высокому теоретическому и профессиональному уровню преподавания дисциплины, соответствует требованиям методики обучения.
Методическая разработка помогает привить студентам любовь к физике, выявить интересы и наклонности отдельных студентов, дать всем учащимся обязательный минимум практических и теоретических умений и навыков, способствует развитию их умственных способностей.
В работе преподаватель использует активные методы обучения (компьютер, презентации), которые способствуют свободному проявлению интеллектуальных способностей студентов и поддержанию их оптимального психологического настроя, а также могут быть использованы в процессе преподавания. Для более интенсивного ведения занятия используются мультимедийные и раздаточные средства обучения. Прослеживается межпредметная связь, отражающая системность информации и эмоциональное воздействие. Отражение в сознании студентов этих связей делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными.
Значимой является и подготовка к проводимому мероприятию: работа студентов над поиском и отбором материала к занятию, а также оформление кабинета.
Совмещая познавательную и воспитательную функции данного занятия, данная методическая разработка достигает поставленных целей: способствует расширению кругозора студентов, их эрудированности, развитию творческих и познавательных интересов.
В разработке имеется теоретическое обоснование выбранной темы, прослеживается актуализация знаний по теме. Преподаватель владеет знаниями по дисциплине, при проведении занятия применяет нестандартные формы обучения.
Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе.
Рецензент:__________
Приложение
Использование атомной энергетики в военных целях
Получение электрической энергии.
Использование атомной энергии в народном хозяйстве:
Промышленность;
Сельское хозяйство;
Транспорт;
Медицина;
4. Проблемы радиоактивных отходов.
5. О катастрофе на РАО.
6. Шкала МАГАТЭ
7. Авария на Чернобыле
8. Трагедия устами очевидцев.
Воспоминания писателя Ю. Щербака
Воспоминания жены участника ликвидации аварии
( С. Алексиевич «Чернобыльская молитва»После Хиросимы Чернобыль стал первой крупной мировой ядерной катастрофой. И если непосредственное отрицательное влияние на человека больших доз радиации, то каковы же отдаленные последствия? В первую очередь, это мутации в хромосомах, которые являются наиболее чувствительной к радиации частью клетки. Мутации, в свою очередь, приводят к различным стохастическим нарушениям живого организма. К последним в основном относятся рак и наследственные нарушения. Раковые опухоли могут появиться у облученных людей не сразу после аварии, а через долгие годы развиваясь иногда очень медленно, с длинным скрытым бессимптомным периодом.
Первым видом ракового заболевания, распространение которого началось через пять лет после Чернобыльской аварии, был рак щитовидной железы. Причина – большое количество в воздухе, в еде, в молоке коров радиоактивного йода, который попадал в организм человека и накапливался именно в щитовидной железе. Количество случаев этого вида рака на пострадавших территориях с начала девяностых годов возросло в сотни раз; известно уже около четырехсот случаев у облученных детей Белоруссии, двести пятьдесят – в Росси и около двухсот на Украине. Следующим видом рака, латентный период которого закончился через десять лет после аварии, стал лейкоз, возникновение которого связано с нарушением функций самого чувствительного к радиации органа – костного мозга.
Через 15-20-30-40 лет после Чернобыльской аварии, по аналогии с Хиросимой, медики ждут роста и других видов раковых заболеваний: рака молочных желез и легкого, желудка и кишечника. Не менее страшные последствия имеет облучение половых органов. С одной стороны, даже не очень большие дозы – 0,1Зв вызывает временную стерильность яичников у женщин.
Основная часть пострадавших получила дозы облучения меньше 0,1Зв, и тем не менее их дети имеют повышенный риск заболеваний из-за хромосомных мутаций в половых клетках. В Белоруссии за последние десять лет более чем на половину выросло количество пороков развития детей (в Гомельской области – на 81%).
Многие важные результаты получены в исследования, которые вошли в доклады Научного комитета ООН по действию атомной радиации. Например, определяя непосредственное влияние тех или иных доз радиации, ученые получили, что облучение мужчин дозой порядка 1,0 Зв вызывает появление до тридцати наследственных аномалий на каждые десять тысяч их потомков. Для женщин это число меньше – около двенадцати – из-за большой устойчивости их половых клеток к действию радиации. Конкретно для жителей Припяти (средняя доза 0,13Зв) это означает 7-46 дополнительных наследственных аномалий на десять тысяч их детей, для строителей саркофага (средняя доза 0,35 Зв)-17-121 случай, для сотрудников Чернобыльской АЭС (средняя доза 0,47 Зв)-24-166 случаев наследственных аномалий из-за радиации.
Были также определены размеры генетического риска, которые используют общую дозу облучения всех пострадавших в Чернобыльской аварии – 600 тысяч человек/Зв. По этим расчетам, ожидаемый генетический риск а первом поколении составит 1200-8300 случаев для всех пострадавших стран (в том числе 480-3300 случаев для государств, входивших в состав бывшего Советского Союза).
Результаты прогнозов, естественно, приближенны и весьма условны. Однако надо помнить, что эти расчеты учитывали только отдельные серьезные наследственные нарушения, которые составляют лишь 2,5% от всей выявленной в настоящее время наследственной патологии человека. Но эти цифры означают, что в первом поколении – двадцать лет спустя после Чернобыльской аварии – каждые три дня в Белоруссии, России и на Украине рождается больной ребенок, потому, что его отец или мать были облучены. Если дети облученных родителей, больные или здоровые, будут жить на загрязненных территориях и в течении своей жизни получат дополнительный к естественному уровень облучения, то у их детей будет еще больший риск наследственных заболеваний.
Авария реактора Чернобыльской АЭС ярко высветила значимость проблемы не только в практическом, но и в методологическом отношении.
Чем сегодня опасен Чернобыль? (слайд 33).
Из 2044 км2 зоны отчуждения большая часть – 1856км2 – загрязнена радиоактивным цезием, стронцием, плутонием. Полный распад плутония наступит через 23000 лет. Территория вокруг ЧАЭС загрязнена и трансурановыми элементами, период полураспада которых около 300 лет.
Построенный над четвертым энергоблоком «на скорую руку» саркофаг требует постоянного наблюдения и дополнительных мер защиты. (весной 1995 года, например, он «запылил» - стал трескаться, появилась угроза его разрушения. Очень опасны чернобыльские могильники. У многих из них нет защитных барьеров; траншеи просто засыпаны метровым слоем грунта. К тому же нет точных сведений, где, что и каких количествах захоронено, каковы физические и химические свойства спрятанных там радиоактивных материалов, а это затрудняет их надежную изоляцию. Весной в этих местах активно идут грунтовые воды, и это создает дополнительную опасность утечки радиации и просачивания ее в ручьи и реки.