Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс С. Есенин Черёмуха
Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин « Черёмуха». (Изучение нового материала).
Цели:
- образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черёмуха»; совершенствовать умение выразительно читать лирическое стихотворение;
- развивающая: развивать навыки анализа, сравнения. сопоставления; определять настроение и чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения; развивать художественно-эстетические качества детей;
- воспитательная: воспитание у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения; воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник 3 класса Л. Климановой « Литературное чтение», распечатка стихотворения «Черёмуха», толковые словари, картинки цветов для работы в больших группах, распечатки отрывков из стихотворений Есенина для работы в четвёрках, цветные листы со строками из стихов Есенина о цветах, развешенные на стенах класса, портрет поэта, магнитные буквы, фотографии детей на магнитах для самооценивания.Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный момент, положительный психологический настрой детей - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке опять гости. Повернитесь, поздоровайтесь с ними, пожалуйста. А теперь крепко пожмите руки своим соседям слева, справа, спереди, сзади и пожелайте им интересного урока и прибавления новых знаний.
Здороваются с учителем и гостями.
Пожимают руки одноклассникам и желают им всего хорошего. Личностные: проявляют положительный настрой на работу.
2. Речевая разминка, открытие темы урока - Продолжаем, как всегда, четверостишием.
- Скажите, что же такое может нам рассказать поэт, если советуют его слушать?
- Верно. Сегодня мы будем действительно учиться владеть могучей русской речью у поэта, а вот у кого – вы сможете сказать сами, если правильно выполните задания, работая четвёрками. Найдите листы с распечатками отрывков из стихотворений. Прочитайте их и посчитайте, какая буква встречается в отрывке больше других. Один из вашей четвёрки выходит к доске, прикрепляет эту букву, а затем мы с вами постараемся выстроить слово из ваших букв.
Учитель переворачивает портрет Есенина. - Наша речь полна величья,
Гордой простоты.
В ней прекрасных слов богатство,
Сила красоты.
Потому поэта слушай,
Будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью
Хорошо владеть!
- Поэт может словами нарисовать любую необыкновенную картину.
- Поэт пользуется красивой, выразительной речью.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах сонных.
( С )Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдет, как с белых яблонь дым. ( Е )Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
( Н )Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
( Е )О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь. ( И )Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю в небо
Из голенища нож. ( Н )Дети выстраивают на доске из букв слово «Есенин». Регулятивные: обеспечивают организацию своей деятельности, выделяют и осознают то, что уже усвоено.Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; овладевают анализом и синтезом.
Коммуникативные: коллективно обсуждают вопросы, сотрудничают с одноклассниками и учителем.
3. Актуализация знаний
4. Подготовка к восприятию стихотворения - Молодцы! Мы будем учиться могучей русской речи у Сергея Есенина. И мне хочется показать вам уникальные кадры с живым поэтом.
- А теперь давайте вспомним, что нам уже известно о поэте и его творчестве?
- А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – это глубокую и необъятную душу.
- Сейчас мы попробуем с вами, закрыв глаза, мысленно нарисовать такую картину.
- Представьте, что наступила весна. Ярко, горячо светит весеннее солнышко, цветут сады. Мы находимся в таком цветущем саду. Небо над головой чистое, прозрачно-голубое. Воздух - свеж и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей….. Я пройду по классу с веточкой, источающей запах, а вы попробуйте отгадать, какое растение имеет такой аромат?Учитель проносит по классу ветку искусственной сирени, обрызганной духами «Аромат черёмухи».
- Правильно. Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением С. Есенина «Черёмуха».
- Но сначала скажите, а что бы вы хотели узнать и чему научиться?
- А для чего всё это нам нужно? Идёт показ документальных кадров с Есениным.
- Сергей Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки.
- Свои первые стихи Есенин создал в 9 лет.
- Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда.
- Его дяди были очень озорные ребята. Когда Есенину было 3, 5 года, они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
- А когда учили его плавать, брали с собой в лодку, отъезжали от берега, снимали с него бельё и, как щепку, бросали в воду.
- Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах.
- Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.
- Слушая его стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.
- Вот раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники».
- И костёр зари, и плеск волны и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
- А ещё Сергей Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности.
- У бездонных рек и голубых небес – чарующую синеву очей.
- У российских нив – золотые волосы.
- У крон родных берёз – мягкие кудри.
Дети закрывают глаза, свободно откидываясь на спинки стульев. Включается спокойная классическая мелодия.
Дети принюхиваются к запаху и предполагают, о каком растении идёт речь.
- Это черёмуха.
- Научиться выразительно читать стихотворение.
- Узнать, почему Есенин его написал.
- Находить в нём красивые слова.
- Это нам нужно для расширения нашего кругозора.
- Чтобы научиться красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать других.
Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные: усваивают информацию, представленную в разных формах.
Личностные: проявляют заинтересованность в получении информации.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя воображение.
Познавательные: умеют отбирать из своего опыта ту информацию, которая помогает при решении проблемы.
Личностные: обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения.
5. Мотивация, цель урока 6. Первичное восприятие стихотворения - Предлагаю вам приготовиться к прослушиванию стихотворения.
- Какой вы представили себе черёмуху?
- А что можете сказать про настроение поэта, когда он писал это стихотворение? Дети опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.
Звучит запись стихотворения в исполнении профессионального актёра.
- Красивой, белой, цветущей, душистой.
- У него радостное настроение. Ведь природа оживает, потому что наступает весна, и всё радует глаз.
Регулятивные: умеют работать по предложенному плану.
Познавательные: делают выводы на основе обобщённых знаний, осуществляют процесс анализа, синтеза, обобщения.
Коммуникативные: умеют выслушивать мнение других.
Личностные: проявляют интерес к чтению.
7. Словарная работа - А сейчас откройте учебники, прочитайте стихотворение самостоятельно, выделяя для себя трудные, непонятные слова.
- Какие слова вам показались непонятными?
- Что мы должны делать в таких случаях?
- Правильно. И сейчас вы поработаете с толковыми словарями в парах. Один из вас будет находить значение того слова, что на ваших цветных листах, а второй записывать это значение. Самостоятельное чтение стихотворения детьми, выделение трудных слов.
- Медвяная, пряная. Проталина, гремучая, вкрадчиво, под кручею.
- Медвяная – ароматная, с запахом мёда.
- Пряная – с острым ароматным запахом.
- Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
- Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
- Под кручею – под обрывом.
После того, как дети озвучили свои варианты толкования слов, на слайде открываются окошки с этими словами и вырисовывается картина цветущей черёмухи.
Познавательные: овладевают основами смыслового чтения, умением выделять существенную информацию из текста.Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.
8. Анализ стихотворения - Перечитайте стихотворение ещё раз и подумайте над вопросом: с какой целью поэт написал это стихотворение?
- Мы коснулись с вами красоты природы. Кому из вас захотелось попробовать нарисовать эту красоту?
- Тогда предлагаю выступить в роли художников и мелками на цветном картоне изобразить веточку цветущей черёмухи.
- Мы знаем, что поэты используют в своих произведениях разные средства художественной выразительности. Сегодня мы попробуем найти их в «Черёмухе», а для этого работать будем не в учебнике, а на распечатках стиха на листах, ведь мы помним, что к книгам нужно относиться бережно, ничего в них не чертить, но сначала давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы уже знаем?
- Что такое эпитеты?
- Сравнение – это когда что-то с чем-то сравнивают. А что ещё вы можете сказать о сравнениях?
- Что такое олицетворение? Найдите их в стихотворении.
- Что такое метафора? Кто сможет найти метафору в стихотворении?
По ходу работы открываются следующие слайды на экране.
Эпитеты: медвяная, душистая, пряная, золотистые, серебристая.
Сравнение: ветки золотистые, что кудри.
Олицетворение: ручей поёт, ветки, что кудри завила.
Метафора: сияет зелень в серебре, зелень горит.
- Скажите, образы скольких героев можно увидеть в стихотворении?
- Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте строки, где говорится о черёмухе буквой Ч, а строки о ручье – буквой Р.
Что вы заметили?
- Как вы думаете, зачем Есенин переплетает строфы о черёмухе и о ручье?
- С кем бы вы могли сравнить образ черёмухи?
- А образ ручья?
- Теперь, когда понятны трудные слова, когда мы постарались понять и настроение поэта и образы героев, попробуем прочитать стихотворение выразительно. В парах прочтите его друг другу. Но сначала скажите, как вы будете его читать: быстро или медленно, неторопливо? - Чтобы сообщить, что расцвела черёмуха.
- Чтобы передать свою радость.
- Чтобы показать нам всю красоту природы.
Дети поднимают руки, показывая своё желание стать художниками и под спокойную мелодию рисуют мелками. Из детских рисунков создаётся стенд «Черёмуховая роща».
- Эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора.
Дети дают определение эпитетов и подчёркивают их красным цветом в распечатке стихотворения.
Дальше дают определения остальным средствам художественной выразительности, разными цветами находят и подчёркивают их.
- Два героя: черёмуха и ручей.
- Ч – Р – Ч – Р.
- Строки переплетаются.
- Автор хотел показать, что черёмуха и ручей связаны между собой.
- Черёмуха – это красивая девушка, а ручей – юноша, который хочет ей понравиться.
- Неторопливо, с любованием.
Дети читают стих в парах друг другу, а затем кто-то читает вслух. Регулятивные: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию.
Познавательные: овладевают приёмами чтения стихотворения, пониманием прочитанного; делают выводы на основе обобщённых знаний.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении и выполнении задания.
Личностные: испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют интерес к чтению и ведению диалога с учителем; обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
9. Творческая работа в группах - Есенин очень любил цветы, поэтому его стихи пронизаны особым ароматом. Пре6длагаю вам сейчас поработать в больших группах дизайнерами-флористами и составить букет из любимых цветов поэта. Для этого играем в «Паровозики». Вы передвигаетесь от одного закреплённого на стене класса листа со строчками из произведений Есенина к другому, прочитываете их, запоминаете название цветов, а затем прикрепляете картинки этих цветов на лист.
- Какие замечательные у вас получились букеты. Они очень бы понравились поэту. Ведь сегодня мы ещё раз заглянули в мир его поэзии, попытались понять и почувствовать его. И нам осталось подвести итог.
Дети выстраиваются друг за другом, как паровозик и двигаются по классу от стены к стене, прочитывая строки Есенинских стихов о цветах.
«Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк».
«Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам».
«Белая свитка и алый кушак
Рву я по грядкам зардевшийся мак».
«Не жалейте же ушедших
Уходящих каждый час.
Там, на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас».
«Воду пьют из кружек и стаканов,
Из кувшинок также можно пить».
Разбившись на 3 группы по рядам, работают над оформлением букета из цветов на листе бумаги формата А -4. Листы вывешивают на доску. Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; осознают уровень и качество выполнения.
Коммуникативные: умеют работать в больших группах; участвуют в учебном диалоге.
10. Итог урока, рефлексия деятельности - Прошу вас докончить начатые фразы.
- А сейчас каждый попробует оценить свою работу на уроке и поставить себе следующие оценки. - Сегодня на уроке я узнал(а)…
- Мне показалось интересным…
- Меня удивило….
Я хочу похвалить… за…..
Дети выходят к доске и прикрепляют свои фотографии под одной из предложенных фраз:
Не могу поставить себе оценку.
Ставлю себе «4» за работу на уроке.
Ставлю себе «5» за работу на уроке. Регулятивные: самостоятельно оценивают свою работу и делают выбор; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
11. Домашнее задание - Дома вы выучите стихотворение « Черёмуха» наизусть.