Программа кружка Абитуриент. История
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы.
Направленность программы «Абитуриент История»
по содержанию – социально - педагогической
по функциональному предназначению – учебно – познавательной;
по форме организации учебно-воспитательного процесса – индивидуально - групповой.
по времени реализации – годичной.
Программа разработана с учетом программы Волгоградской области «Отечество», а так же на основе базовой программы «Историки» И.А.Верба, М., «Просвещение», 1982г., принята педагогическим советом, протокол №1 от 20 сентября 2002 г./ переработана в соответствии с «Моделью программы дополнительного образования детей», составленной доктором педагогических наук, профессором Н.М.Борытко и кандидатом педагогических наук, профессором А.Н.Кузибецким.
Актуальность обусловлена тем, что
- в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости. Особенно важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке социально значимых качеств.
- предметные олимпиады школьников. и в частности – олимпиады по истории, становятся все более популярными и востребованными. Это объясняется тем, что в последние годы утверждается новая функция предметных олимпиад – создание льготных условий для поступления в профильные региональные вузы тех учащихся, которые стали победителями регионального этапа состязаний
- в настоящее время одной из проблем нашего общества стало ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ осуществляется в рамках основного школьного курса. В общеобразовательных классах подготовить ученика к сдаче экзамена сложно. Большой объём работы ложится как на учителя, так и на ученика. Как показывает практика, При сдаче ЕГЭ школьники плохо справляются с заданиями на знание терминов, фактов, хронологии. Поэтому приходится пересматривать методику преподавания предмета, чтобы помочь выпускникам, сдающим ЕГЭ по истории, изучить и осмыслить исторический материал.
Новизна дополнительной образовательной программы в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Образовательная программа является модифицированной и предусматривает обогащение учащихся знаниями об истории России, родном крае, воспитание любви к истории и формирование гражданских понятий и навыков.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
- формах и методах обучения (занятия, экскурсии, олимпиады)
- метод контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов);
- средства обучения (тетради в клетку, распечатка тестов, цветные карандаши, альбом).
3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цели образовательной программы:
1. обучить умениям и навыкам комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
2. развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3. воспитывать чувство гордости за свою родину, уважение к истории, традициям, культуре;
Задачи:
1. Пробуждать интерес к предмету история
2. Расширять знания об истории России, ее героических страницах
3. Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску.
4. Формировать теоретические знания и практические умения в области истории России, умения индивидуальной и коллективной работы.
5. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
6. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и нравственных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Отличительные особенности данной программы, от уже существующих в этой области заключаются в том, что данная программа дополнена, расширена и углублена материалами по изучению родного края педагогом Макаровой Л.В.
программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции. доклады, викторины, самостоятельная работа)
2) практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
4. Возраст ребят, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-16 лет.
5. Срок реализации – 1 год.
6. Формы занятий:
- по количеству детей – групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – лекция, семинар;
- по дидактической цели – занятия по данной программе состоят из теоритической и практической частей, причем большее количество времени занимает теоретическая часть.
Режим занятий: один раз в неделю (1 час). Всего 34 часа.
7. Ожидаемые результаты освоения программы.
знать:
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
методы исторического анализа;
факты, явления, процессы, суждения, интерпретации, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;
реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих принципах и логике всемирно-исторического процесса;
проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
сочетать в решении познавательных задач методы исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её, исходя из исторической обусловленности;
формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
действовать в различных жизненных ситуациях исходя из понимания их исторической обусловленности».
Учебно – тематический план
образовательной программы дополнительного
образования детей
«Абитуриент история»
1 год обучения
(34 часа - 1 час в неделю)
№
Раздел
Теоретич
занятий
Практич
занятий
Всего
1
Народы и государства на территории нашей страны в древности
1
1
2
Русь в IX - начале XII в.
1
1
2
3
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
2
2
4
Российское государство во второй половине XV – XVII вв
3
1
4
5
Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII вв.
1
1
6
Россия в XVIII – середине XIX вв.
2
1
3
7
Россия во второй половине XIX - начале XX в.
3
1
4
8
Российская культура в XVIII – начале XX в.
1
1
9
Советская Россия – СССР в 1917 – 1991 гг.
4
1
5
10
Современная Россия.
1
1
11
История родного края
6
2
8
12
Введение в ИКТ
1
1
13
Итоговое тестирование
1
1
Итого 25 9 34
Содержание курса
1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Народы на территории России до середины 1-го тысячелетия до н.э.
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
2. Русь в IX - начале XII в.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир 1. Крещение Руси. Ярослав Мудрый.
«Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Практическое занятие: тестирование.
3. Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Политическая раздробленность Руси. Крупнейший центр удельной Руси. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольские завоевание. Экспансия с запада. Александр невский. Начало объединения русских земель. Иван Колита. Формы землевладения и хозяйства. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергей Радонежский.
4. Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединение русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства. Опричнина. Смута в начале XVII в. К Минин, Д. Пожарский. Россия при первых Римановых. Соборное уложение 1649г.. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол.
Практическое занятие: тестирование.
5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII вв.
Формирование древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Формирование культуры российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.
6. Россия в XVIII – середине XIX вв.
Преобразование первой четверти XVIIIв. Петр 1. Северная война. Абсолютизм. Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства. Екатерина II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И.Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В.Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Внутренняя политика в первой половине 129 века. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812г. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти 19 века. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.
7. Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Великие реформы 1860 – 1870 г. Александр II. отмена крепостного права. Русско-турецкая война 1877 – 1878 г. Россия в военно-политических блоках. Промышленный подъем. Формирование монополий. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905 – 1907г. государственная дума. П.А.Столыпин. Россия с Первой мировой войне. Революция в России в 1917г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
8. Российская культура в XVIII – начале XX в.
Наука и образование. Литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Светский, рациональный характер культуры.
9. Советская Россия – СССР в 1917 – 1991 гг.
Провозглашение советской власти в октябре 1917г. Политика большевиков. Распад Российской империи. Гражданская война. Образование СССР. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно – государственного аппарата. И.В.Сталин. Великая Отечественная война. этапы. крупнейшие сражения. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. Послевоенное восстание хозяйства. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С.Хрущев. «Застой» Л.И.Брежнев. Кризис советской системы.
Внешняя политика СССР в 1945 – 1980г. Холодная война.
Перестройка. Распад ССР. Образование СНГ.
Культура советского общества. Достижения советского образования, науки и техники.
10. Современная Россия.
Б.Н.Ельцин. Конституция. В.В.Путин. Д.А. Медведев. Мировое сообщество в начале XX в
11. История родного края
Наш край в древности. Кочевники раннего железного века. Эпоха средневековья. Присоединение народов Поволжья к Русскому государству. Донское казачество. Наш край в XVII в. Наш край в XVIII в. Наш край в XIX в. Революция 1917 года и установление советской власти в нашем крае. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Наш край в годы послевоенного строительства. Наш край в последние десятилетия XX века.
12. Введение в ИКТ
Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
13. Итоговое тестирование.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Опыт патриотического воспитания младших школьников М., 2004.
2. Хрестоматия по истории В-д.,1970.
3. Школьные олимпиады по истории 5 – 11 класс. Э.В. Уткин. М.,2007г.
4.Очерки по истории Волгоградского края., Волгоград, 1974.
5. Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1982.
6. Дни воинской славы России. Волгоград, 2000.
7. Здравствуй, страна Ольховия! Волгоград, 2003.
8. Методические пособия ГОУ ВСДЮТиЭ:
- Царицынский уезд во второй половине XIX - начале XX веков.
- Казачество. Первые русские поселения. Народные волнения.
- Наш край в XVIII веке.
- Петр I в нашем крае.
- Революционное движение в Царицыне. Установление советской власти в крае.
- Царицын в гражданскую войну.
- Дореформенные годы.
9. Опыт патриотического воспитания младших школьников М., 2004.
10. Хрестоматия по истории В-д.,1970.
11. Школьные олимпиады по истории 5 – 11 класс. Э.В. Уткин. М.,2007г.
12. «Родная земля Ольховская» авт Н.Н. Кондраткова, В.В. Афанасенко, В.П. Городжий, О.П. Шевлякова.
ООО «Издательство» г. Волгоград 2008 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. CD - история России
2. CD – Больша детская энциклопедия «История России»
3. CD – «Россия на рубеже третьего тысячелетия».
4. СD - «От кремля до Рейхстага»
5. СD - « Города и населенные пункты России» - большая энциклопедия России.
15