статья Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской и проектной деятельности.


Формирование универсальных учебных действий у младших
школьников средствами исследовательской и проектной деятельности.
Мы живём в молниеносно изменяющемся обществе и, к сожалению, у нас нет возможности подготовить ребёнка к определённому состоянию этого общества, поэтому единственной разумной целью образования становится «выращивание человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям» (В. Франкл). Иными словами, воспитание школьника – это в значительной мере выращивание у него способности и потребности к обучению, творчеству и саморазвитию.
В последние годы российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования. Учащиеся не просто усваивают определённый набор знаний, умений и навыков, а идёт формирование творческой активности, умения работать в группе, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативности, способности к самообучению и саморазвитию, что обеспечивает успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.
Долгое время российская школа наполняла головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, применять на практике полученные знания школа учеников не учила. Хотя в настоящее время особенно очевидно, что применение проблемного метода преподавания приводит к формированию навыка решения проблем, который школьник применяет не только в учёбе, но и в жизни. Ученик обучается легко находить область незнаемого, имеет навыки поиска ответа на возникающие у него вопросы в книгах и на собственном опыте, умеет самостоятельно находить решение возникающей проблемы.
Уже доказано, что одних только знаний школьнику недостаточно - бурно развивающаяся наука приводит их к стремительному устарению. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.
Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка и формирование универсальных учебных действий закладывается именно здесь. «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование личностных качеств начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, которой обеспечивается потребность ребёнка в «общении, любви и принадлежности». Учитель должен стать настоящим другом для своих учеников, пробуждать и поддерживать интерес ко всему новому, развивать инициативу и самостоятельность в работе. У детей начинает формировать неравнодушное отношение к своему делу, целеустремлённость, трудолюбие, «ценность признания и уважения» в их главной «работе» - учебной деятельности. Задача учителя на данном этапе – «заметить» сильные стороны и уникальные способности каждого ребёнка, помочь ему приобрести первый позитивный опыт самостоятельного учебного действия, адекватной самооценки и самопознания.
Приходя в школу, ребёнок первоклассник вливается в коллектив класса, который становится сферой его общения, самоутверждения и самореализации. Здесь он может выразить свою индивидуальность, обрести помощь, поддержку и дружеское понимание, сопоставить личностную самооценку с тем, как его оценивают другие. В соответствии с этапами развития у ученика начальной школы важно сформировать ценность внесения максимального личностного вклада в коллективную деятельность в ходе совместного решения учебной задачи.
В начальной школе начинает формирование системы знаний об окружающем мире. В отличие от дошкольной подготовки, где дети приобретают опыт наблюдения явлений и фиксирования их в языке, в начальной школе под руководством учителя они строят язык науки для объяснения причин их явлений.
Чтобы выпускник начальной школы был востребован обществом при любых условиях, его не просто надо научить, а наиболее важно научить его учиться, т. е. сформировать универсальные учебные действия. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Деятельностные:
1. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций (мышление, рассуждение, анализ, синтез, внимание, память)
2. Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии (умение общаться с разных сторон: с позиции «автора», «критика»)
3. Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.
Воспитательная
Формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности (нравственные качества, работа в группах, парах)
Содержательная
Усвоение программного материала
Разнообразие индивидуального опыта и образа мыслей учеников – залог их успешного обучения. Важнейшая задача педагога - не подавить, а развить индивидуальность, познавательный интерес учеников. Это становится возможным благодаря диалоговой форме проведения урока; принципу минимакса, при котором минимум должны усвоить все, а свой максимум выбирает каждый; а также разнообразием задач, которые дети сами могут выбирать и решать. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Задача учителя – лишь помочь ему. Диалоговая форма обсуждения проблемы и совместное решение задач позволяет многократно усилить индивидуальные творческие способности каждого его участника. В результате все участники диалога оказываются соавторами полученного вывода, что многократно усиливает интерес учащихся к предмету обсуждения и способствует его прочному усвоению.
Сегодняшняя педагогика проявляет значительный интерес к деятельностным технологиям обучения. А концепция развития универсальных учебных действий как раз и разработана на основе системно деятельностного подхода, который опирается на работы Л.С. Выготского, П. Я Гальперина и других ученых. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно.
Так что же такое технология деятельностного подхода? Это системное включение учащихся в учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. В этом творческом процессе ещё ярче проявляются и развиваются не только знания детей и психологические характеристики личности, но и деятельностные качества, во многом определяющие успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свои позиции и понимать позиции других.
Технология деятельностного подхода включает в себя следующие шаги:
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Использование технологии деятельностного подхода позволяет придать процессу обучения несравнимо большую глубину и создать условия для реализации современных целей образования.
В последние годы всё активнее в школах используется учебно-исследовательская деятельность учащихся. Раньше обучение исследовательским навыкам начиналось в средних и старших классах, а сейчас основы исследовательской деятельности закладываются уже в начальной школе. Известно – что дети, по своей природе исследователи, а исследовательская работа позволяет раскрыть индивидуальные особенности младшего школьника, является средством развития познавательного интереса, формирует потребности в обучении и саморазвитии. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры ученика:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации (интернетом);
3) умений и навыков связанных с культурой устной и письменной речи.
Я со своими учениками занимаюсь исследовательской деятельностью на протяжении 4-х лет, начинается эта работа с первого класса. В работе участвуют несколько человек, вначале выбираем тему, которая вызывает интерес ребёнка, составляем план работы, собираем материал, систематизируем, проводим практическую часть, оформляем работу, составляем доклад и презентацию и в апреле месяце у нас в школе проходит научно-исследовательская конференция, где дети защищают свои работы.
Темы работ: «Дорога надежды» (о проблеме бездомных собак), «Как музыка воздействует на человека», «Загар – друг или враг», «Кока-кола – за или против?», «Почему я ношу очки» и другие.
Ещё один из эффективных методов обучения, который последнее время широко используется в начальной школе и способствует формированию потребностей в обучении и саморазвитии – проектный метод. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интеграктивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Темы проектов: «Моё генеалогическое древо», «Детская площадка» «Школьная форма».
Таким образом, подводя итог, мне хочется ещё раз напомнить, что, для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности, и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать учиться и развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», - писал К.Н. Вентцель. А К.Д. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Литература:
1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», 2003.
2. И.В.Щербакова Портфель кафедры учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие / Н.В.Засоркина, С.В. Данкова. – Саранск, 2007.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ
5. М.А.Ступицкая Что такое учебный проект?. – М.: Первое сентября, 2010.
6. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008.