РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ХИМИЯ 18.02.06 Химическая технология органических веществ
-737235-129540
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ОСП №
________________________
«____»____________ 20_____ г.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДП.02 ХИМИЯ
ОО.00.Общеобразовательного цикла
для специальности
18.02.06 Химическая технология органических веществ
по программе базовой подготовки
2016 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ, приказ Министерства образования и науки от 07.05.2014 г. № 436 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 25.06.2014 г. № 32853)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчик:
Барабаш Андрей Леонидович, преподаватель ГБПОУ МО «Щелковский колледж».
Рецензент
________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией_____________________________
______________________________________
от «____»_______20____г.
протокол № ____________
Председатель ПЦК
_____________ И.О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-23
условия реализации учебной дисциплины
24
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
25
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО естественнонаучного профиля 18.02.06 Химическая технология органических веществ, входящей в укрупненную группу специальностей 18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Химия является общепрофессиональной дисциплиной ОДП.02 общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химиии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений; определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов; описывать механизм химических реакций получения органических соединений; составлять качественные химические реакции, характерные для определения различных углеводородных соединений; применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами; проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях; проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
влияние строения молекул на химические свойства органических веществ; влияние функциональных групп на свойства органических веществ; методы получения высокомолекулярных соединений; особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода; природные источники, способы получения и области применения органических соединений; теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений; типы связей в молекулах органических веществ.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Результаты освоения учебной дисциплиныОсвоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Коды формируемых компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 156
в том числе: лабораторные работы 10
практические занятия 30
контрольная работа 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 78
в том числе: - составление структурных полных и сокращенных структурных формул органических веществ и соединений;
- составление изомеров органических соединений разных классов органических веществ;
- составление названий органических соединений по международной современной систематической номенклатуре (системе IUPAC) и тривиальной номенклатуре;
- составление схем синтеза органических соединений;
- решение расчетных задач на вывод формулы органических веществ, определение массы, объема органических соединений, нахождение массовой доли (в процентах) выхода продукта от теоретического;
- подготовка к практическим занятиям, лабораторным работам, промежуточному и итоговому контролю, тестирование;
- выполнение индивидуальных домашних заданий; Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение
Содержание учебного материала: 2 1. История развития органической химии.
История развития органической химии и причины её выделения в самостоятельную науку. Органическая химия – химия соединений углерода. Роль российских ученых в развитии органической химии, промышленности органического синтеза. Виды природного сырья основного органического синтеза. 1 1
2. Значение органической химии.
Значение органической химии для различных отраслей промышленности и народного хозяйства, перспективы развития в области нанотехнологий. 1 1
Раздел
Элементарный анализ органических соединений 3 Тема
Состав органических соединений, их методы исследования Содержание учебного материала: 3 1. Состав органических соединений.
Качественное и колличественное определение элементарного состава органического соединения. 1 1
2. Методы исследования органических соединений.
Определение простейшей (атомной) и истинной(молекулярной) формул веществ. Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества на основании его плотности и массовых долей элементов (в процентах). 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
-выполнение индивидуального домашнего задания – нахождение атомной и молекулярной формул по данным элементарного анализа вещества. 1 Раздел
Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. 4 Тема
Теория химического строения А.М.Бутлерова, основные положения её, значение для развития органической химии Содержание учебного материала: 4 1. Теория строения органических соединений
Причины возникновения теории химического строения органических соединений и её основные положения. Изомерия. Понятие о σ- и π-связи. 1 1
2. Типы органических реакций.
Типы органических реакций. Понятие о нуклеофильных и электрофильных частицах. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
-составление структурных формул изомеров полных и сокращенных. 2 Раздел Углеводороды 63 Тема
Алканы Содержание учебного материала: 11 1. Алканы, их гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
Классификация углеводородов. Алканы или парафины, строение, валентное состояние атома углерода в алканах sp3-гибридизация. Гомологический ряд алканов, их общая формула, углеводородные радикалы, структурная изомерия алканов. 1 1
2. Строение алканов на примере молекулы метана.
Номенклатура алканов: рациональная и систематическая (IUPAC). 1 1
3. Свойства алканов. Механизм реакции замещения.
Физические и химические свойства алканов. Механизм реакции замещения, её цепной характер. 1 1
4. Способы получения. Применение алканов на основе их важнейших свойств.
Способы получения алканов. Отдельные представители алканов: метан, этан, пропан, высшие алканы, их применение в промышленности. Накопление метана как условие возникновения “парникового эффекта” в связи с поглощением им инфракрасного излучения. 1 1
Практические занятия 4 1. Закрепление знаний темы “Алканы”. 2. Углубление знаний темы “Алканы”. 3. Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элементов ( в %) 4. Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элементов ( в %) Самостоятельная работа обучающихся
-выполнение домашнего задания; составление структурных формул и названий изомеров алканов по номенклатуре IUPAC; составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства алканов. 3 Тема
Циклоалканы Содержание учебного материала: 4 1. Циклоалканы (циклопарафины), их строение, номенклатура, изомерия.
Циклоалканы, или циклопарафины, их общая формула, изомерия, номенклатура. 1 1
2. Свойства, получение и применение циклоалканов.
Свойства гомологов. Реакции замещения и присоединения (сходство с химическими свойствами алканов). Природные источники и способы получения циклоалканов. Отдельные представители: циклопентан, циклогексан, их практическое значение. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных домашних заданий, расчеты по уравнениям реакций, составление структурных формул изомеров циклоалканов. 2 Тема
Алкены Содержание учебного материала: 13 1. Алкены, их строение, гомологический ряд.
Алкены или олефины, их общая формула, гомологический ряд. 1 1
2. Названия, изомерия алканов.
Изомерия, номенклатура алканов. 1 1
3. Свойства алкенов.
Физические и химические свойства алкенов. Механизм реакции присоединения. Правило В.В. Марковникова. Реакции полимеризации. Понятия мономер, полимер, степень полимеризации. Качественные реакции на двойную связь. 1 1
4. Способы получения, применение алканов.
Способы получения алкенов. Отдельные представители алкенов, их применение в промышленности и народном хозяйстве. 1 1
Практические занятия 4 1. Закрепление знаний по алкенам. 2. Взаимный перехода алканов и алкенов. 3. Решение расчетных задач. 4. Решение расчетных задач. Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к практическому занятию по алкенам; составление структурных формул изомеров и их названий; уравнений реакций, характеризующих химические свойства алкенов, выполнение индивидуальных заданий; решение расчетных задач. 5 Тема
Алкадиены Содержание учебного материала: 5 1. Алкадиены или диеновые углеводороды
Алкадиены (диеновые углеводороды), их классификация, общая формула, изомерия, номенклатура. Физические и химические свойства в сравнении с алкенами. Поэтапное присоединение: 1,4-, 1,2- и полное присоединение. 1 1
2. Реакция полимеризации и практическое значение алкадиенов.
Реакция полимеризации бутадиена -1,3 и изопрена. Способы получения алкадиенов. Практическое значение алкадиенов в производстве синтетических каучуков. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- составление уравнений реакций электрофильного и поэтапного присоединения; решение индивидуальных домашних заданий. 3 Тема
Алкины Содержание учебного материала: 6 1. Ацетилен как представитель алкинов
Алкины или ацетиленовые углеводороды, их общая формула, строение, гомологический ряд, номенклатура, физические и химические свойствагомологов алкинов. Способы получения алкинов. 1 1
2. Отдельные представители алкинов.
Практическое значение. Загрязнение окружающей среды продуктами неполного сгорания углеводородов. Образование фотохимического смога. 1 1
Практические занятия 2 1. Номенклатура и изомерия алкинов. 2. Составление схем синтеза между алканами, алкенами, алкинами. Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение домашнего задания из учебника – составление названий по системе IUPAC и структурных формул алкинов, решение расчетных задач по уравнениям химических и термохимических реакций. 2 Тема
Ароматические углеводороды Содержание учебного материала: 17 1. Понятие об аренах, их виды.
Классификация ароматических углеводородов. Арены, или одноядерные ароматические углеводороды. 1 1
2. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
Бензол. Строение бензола. Характеристика ароматических связей. Физические и химические свойства бензола. Ориентация при электрофильном замещении в бензольном ядре. Заместители первого и второго рода. 1 1
3. Гомологи бензола. Толуол. Стирол. Ориентация заместителей в бензольном ядре
Гомологи бензола. Изомерия аренов, номенклатура. Строение молекулы толуола. Химические свойства гомологов на примере толуола. Понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле толуола. Способы получения бензола и его гомологов. 1 1
4. Отдельные представители аренов.
Бензол, толуол, ксилол, стирол, их практическое значение. 1 1
5. Многоядерные ароматические соединения.
Многоядерные ароматические соединения, их классификация. 1 1
6. Нафталин.
Нафталин и антрацен. Токсичность ароматических углеводородов и её влияние на экологическое состояние окружающей среды. 1 1
Практические занятия 4 1. Закрепление и углубление знаний по аренам. 2. Решение расчетных задач. 3. Генетическая взаимосвязь между углеводородами разных гомологических рядов 4. Генетическая взаимосвязь между углеводородами разных гомологических рядов Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта (конспектирование учебников);
- выполнение домашних заданий, составление схем синтеза углеводородов 7 Тема
Природные источники углеводородов Содержание учебного материала: 4 1. Природные источники углеводородов: природные и попутные газы, нефть.
Природные и попутные газы, их состав, способы переработки. Использование продуктов переработки в промышленности природного и попутного газов. Нефть. 1 1
2. Природные источники углеводородов: каменный уголь.
Каменный уголь, его химическая переработка. Продукты коксования, их промышленное применение. Перспективы развития коксохимического производства с учетом требований, предъявляемых к охране окружающей среды. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорных конспектов (конспектирование учебников);
- поиск информации по теме;
- составление уравнений реакций термического разложения углеводородов. 2 Тема
Свойства и применение углеводородов Содержание учебного материала: 3 1. Гинетическая взаимосвязь между углеводородами, их свойствами
Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. 1 1
2. Свойства и применение углеводородов.
Свойства и применение углеводородов. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий;
- составление уравнений реакций с указанием условий их проведения;
- определение типов реакций по характеру химических превращений;
- распознавание углеводородов по качественным реакциям;
- решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы вещества и расчеты по уравнениям химических реакций. 1 Раздел
Монофункциональные соединения 105 Тема
Галогеналканы Содержание учебного материала: 5 1. Галогенпроизводные углеводородов
Состав соединений с однородными функциями, их классификация. Галогенпроизводные углеводороды, их классификация. Предельные моногалогенпроизводные, общая формула, структурная изомерия, номенклатура. 1 2
2. Строение, химические свойства, способы получения галогенпроизводных углеводородов.
Строение, химические свойства, способы получения. Применение отдельных представителей: хлоро-, фторохлоро- производных метана, этана (фреоны), винилхлорида, хлорбензола, гексахлорана. Разрушающее действие фреонами озонового слоя стратосферы. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
- составление структурных формул изомеров галоген-алканов и их названий;
- выполнение индивидуальных занятий. 3 Тема
Гидроксильные соединения
Содержание учебного материала: 17 1. Спирты, их классификация, строение, номенклатура.
Гидроксильные соединения, их функциональная группа, классификация. 1 1
2. Алканалы, их свойства, получение, применение.
Предельные одноатомные спирты (алканалы), гомологический ряд, номенклатура, изомерия, свойства, получение, применение. 1 1
3. Многоатомные спирты. Этиленгликоль.
Многоатомные спирты: двухатомные и трехатомные. Общая формула этиленгликоля, строение молекулы, номенклатура. Физические и химические свойства многоатомных спиртов. 1 1
4. Глицерин.
Общая формула этиленгликоля и глицерина, строение молекулы, номенклатура. Физические и химические свойства многоатомных спиртов. Сходство и различие их свойств с одноатомными спиртами. Способы получения и применение. 1 1
5. Ароматические спирты и фенолы
Ароматические спирты и фенолы. Фенолы, их классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. 1 1
6. Сравнение свойств фенола, бензола и спиртов.
Сравнение свойств фенола, бензола и спиртов. Способы получения фенола; его практическое применение.
Мероприятия по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол 1 1
Лабораторные работы 2 1. Изучение свойств спиртов и фенола Практические занятия 2 1. Закрепление знаний по спиртам и фенолам 2. Углубление знаний по спиртам и фенолам Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта (конспектирование учебника);
- выполнение индивидуальных заданий;
- подготовка к лабораторной работе, практическому занятию;
- решение расчетных задач. 7 Тема
Карбонильные соединения Содержание учебного материала: 11 1. Альдегиды.
Карбонильные соединения, их функциональная группа, классификация. Альдегиды, их общие формулы, гомологический ряд, номенклатура, структурная изомерия. Особенности строения функциональной альдегидной группы. Физические и химические свойства альдегидов. Способы получения, применение. Важнейшие представители альдегидов. Токсичное воздействие альдегидов на живые организмы. 1 1
2. Кетоны.
Карбонильные соединения, их функциональная группа, классификация. Кетоны, их общие формулы, гомологический ряд, номенклатура, структурная изомерия. Особенности строения функциональной кетонной группы. Физические и химические свойства кетонов. Способы получения, применение. Важнейшие представители кетонов. Токсичное воздействие кетонов на живые организмы. 1 1
Лабораторные работы 2 1. Изучение свойств альдегидов и кетонов Практические занятия 2 1. Закрепление знаний по классам альдегидов и кетонов 2. Углубление знаний по классам альдегидов и кетонов Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий, поиск информации;
- составление уравнений реакций, подтверждающих генетическую связь альдегидов с углеводородами, галогенопроизводными и спиртами;
- решение расчетных задач 3 Тема
Карбоновые кислоты Содержание учебного материала: 26 1. Предельные одноосновные карбоновые кислоты
Карбоновые кислоты, их функциональная группа, классификация. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, общая формула, гомологический ряд, номенклатура, изомерия. Особенности строения карбоксильной группы. Взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного радикала. 1 1
2 Свойства карбоновых кислот.
Физические и химические свойства карбоновых кислот, способы их получения. Важнейшие представители, их практическое значение. 1 3. Непредельные карбоновые кислоты
Непредельные одноосновные кислоты. 1 1
4. Свойства непредельных карбоновых кислот.
Химические и физические свойства непредельных карбоновых кислот 1 1
5. Способы получения непредельных карбоновых кислот.
Способы получения непредельных карбоновых кислот 1 1
6. Важнейшие представители непредельных карбоновых кислот.
Важнейшие представители непредельных карбоновых кислот. Их значения и применение. 1 1
7. Двухосновные карбоновые кислоты.
Двухосновные карбоновые кислоты, их общая формула, гомологический ряд, номенклатура. 1 1
8. Физические и химические свойства двухосновных карбоновых кислот.
Особенность свойств соответствующих одноосновных кислот. 1 1
9. Способы получения двухосновных карбоновых кислот.
Способы получения двухосновных карбоновых кислот. 1 1
10. Практическое значение двухосновных карбоновых кислот.
Практическое значение двухосновных карбоновых кислот. 1 1
11. Ароматические кислоты.
Ароматические кислоты, общая характеристика их свойств. 1 1
12. Производные кислот: ангидриды.
Общая характеристика свойств ангидридов. 1 1
13. Производные кислот: галогенангидриды.
Общая характеристика свойств галогенангидридов. 1 1
14. Производные кислот: амиды.
Общая характеристика свойств амидов. 1 1
Лабораторные работы 2 1. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств Практические занятия 2 1. Закрепление и углубление знаний карбоновых кислот, их изомеров, номенклатуры. 2. Химические свойства карбоновых кислот и способы получения. Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к лабораторным работам и практическому занятию;
- выполнение индивидуального домашнего занятия;
- составление уравнений реакций, подтверждающих генетическую связь карбоновых кислот с органическими соединениями;
- решение расчетных задач. 8 Тема
Сложные эфиры. Жиры Содержание учебного материала: 11 1. Сложные эфиры
Сложные эфиры карбоновых кислот и одноатомных спиртов. 1 1
2. Общая формула сложных эфиров.
Особенности строения молекул. 1 1
3. Получение и свойства сложных эфиров.
Получение, свойства сложных эфиров. 1 1
4. Применение сложных эфиров.
Применение сложных эфиров. 1 1
5. Жиры.
Состав, строение жиров, их классификация. Свойства жиров. 1 1
6. Мыла.
Особенности состава, применение. 1 1
7. СМС.
Особенности состава, применение. 1 1
8. Применение жиров.
Биологическое значение и техническое применение жиров. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение домашнего задания;
- составление структурных формул сложных эфиров и жиров по названию;
- генетическая связь между сложными эфирами и другими классами органических соединений 3 Тема
Свойства и применение кислородосодержащих монофункциональных соединений Содержание учебного материала: 7 1. Обобщение сведений о кислородосодержащих соединениях.
Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими монофункциональными соединениями. 1 1
2. Генетическая связь.
Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими монофункциональными соединениями. 1 1
3. Обобщение сведений о монофункциональных органических соединениях.
Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими монофункциональными соединениями. 1 1
4. Генетическая связь.
Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими монофункциональными соединениями. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение домашнего задания;
- установление взаимосвязи между классами органических соединений на основании формул веществ и схем превращений;
- решение расчетных задач. 3 Тема
Органические соединения серы Содержание учебного материала: 8 1. Типы органических соединений серы
Типы органических соединений серы: тиолы, тиоэфиры, сульфокислоты. 1 1
2. Тиоспирты и тиоэфиры.
Состав, строение, свойства, получение тиоспиртов и тиоэфиров. Иприт. 1 1
3. Сульфоновые кислоты.
Сульфоновые кислоты, их свойства, получение. 1 1
4. Практическое значение производных сульфокислот.
Практическое значение производных сульфокислот, синтетические моющие средства. 1 1
Практические занятия 2 1. Составление структурных формул серосодержащих веществ, схем синтезов. 2. Решение расчетных задач. Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта учебника;
- составление уравнений реакций, подтверждающих химические свойства и получение органических соединений серы;
- решение расчетных задач. 2 Тема
Нитросоединения Содержание учебного материала: 6 1. Нитросоединения.
Азотосодержащие монофункциональные соединения. Их классификация, общая формула, изомерия, номенклатура. Влияние нитрогруппы на ароматическое ядро. 1 1
2. Свойства нитросоединений.
Свойства нитросоединений, способы получения. 1 1
3. Реакции нитрования.
Условия проведения реакции нитрования, её практическое значение. 1 1
4. Отдельные представители нитросоединений.
Отдельные представители нитросоединений, их применение в промышленности на основе важнейших свойств. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта учебника, выполнение домашнего задания;
- составление уравнений реакций нитрования, восстановления. 2 Тема
Амины как органические основания Содержание учебного материала: 8 1. Амины.
Амины, их классификация, изомерия, номенклатура. Амины жирного ряда, их сходство с аммиаком, электронное строение, физические и химические свойства. 1 1
2. Амины – органические основания.
Сравнительный анализ основных свойств метиламина и диметиламина. Получение предельных аминов. Ароматические амины. 1 1
3. Анилин как представитель ароматических аминов.
Анилин, строение его молекулы, свойства. Активирующее влияние аминогруппы на реакционную способность бензольного кольца в реакциях замещения. Получение анилина реакций Н.Н. Зинина. Значение анилина в органическом синтезе. 1 1
4. Амины в окружающей среде.
Присутствие аминов в окружающей среде. Токсичное воздействие аминов на организм человека. 1 1
Практические занятия 2 1. Закрепление знаний по аминам. 2. Решение расчетных задач. Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение домашнего задания;
- составление структурных формул изомеров аминов и их названий по систематической номенклатуре;
- составление схем синтезов различных соединений, исходя из указанных веществ. 2 Тема
Диазо- и азосоединения Содержание учебного материала: 5 1. Диазосоединения.
Ароматические диазосоединения, их общая формула, строение молекулы. 1 1
2. Азосоединения.
Ароматические азосоединения, их общая формула, строение молекулы. 1 1
3. Физические и химические свойства.
Физические и химические свойства: реакции, идущие с выделением азота и без выделения азота (реакция азосочетания). 1 1
4. Практическое применение соединений азота.
Практическое применение соединений азота и их производных. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение индивидуальных заданий;
- осуществление схем синтеза диазосоединений и фенолов 1 Тема
Элементоорганические соединения Содержание учебного материала: 3 1. Элементоорганические соединения
Элементоорганические соединения, их состав молекулы, классификация, характеристика связи металл-углерод. 1 1
2. Магнийорганические и кремнийорганические соединения.
Магнийорганические соединения (реактивы Гриньяра), их получение, свойства, применение. Кремнийорганические соединения. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- поиск информации по теме;
- составление названий по структурным формулам элементоорганических соединений 1 Раздел Гетерофункциональные соединения 30 Тема
Оксикислоты Содержание учебного материала: 3 1. Оксикислоты
Оксикислоты, их функциональные группы. Общая формула одноосновных оксикислот. Изомерия. Виды номенклатуры. Физические и химические свойства оксикислот на примере молочной кислоты (кислотные и спиртовые). Способы получения молочной кислоты. 1 1
2. Отдельные представители оксикислот.
Отдельные представители: молочная, яблочная, лимонная, салициловая; их практическое применение в пищевой промышленности и медицине. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение домашнего задания;
- составление структурных формул изомеров оксикислот и их названий;
- составление схем синтеза получения оксикислот, исходя из исходного вещества. 1 Тема
Углеводы Содержание учебного материала: 16 1. Понятие об углеводах, их классификация.
Углеводы, их классификация, функциональные группы. 1 1
2. Углеводы в природе.
Углеводы в природе, фотосинтез углеводов, их биологическая роль. 1 1
3. Моносахариды.
Моносахариды (глюкоза и фруктоза). 1 1
4. Дисахариды.
Дисахариды (сахара, мальтоза). 1 1
5. Полисахариды
Полисахариды (крахмал, целлюлоза). Строение молекул моно-, ди-, полисахаридов. 1 1
6. Свойства полисахаридов.
Химические и физические свойства, способы получения, применение. 1 1
7. Качественные реакции.
Качественные реакции на глюкозу, сахарозу, крахмал. 1 1
8. Искусственное волокно.
Перспективы производства искусственных волокон. 1 1
Лабораторные работы 2 1. Изучение свойств углеводов Практические занятия 2 1. Закрепление и углубление знаний об углеводах, их строении и химических свойствах. 2. Решение расчетных задач. Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта учебника;
- выполнение индивидуальных домашних заданий;
- составление уравнений реакций, характеризующих свойства углеводов;
- составление схем синтеза углеводородов;
- решение расчетных задач. 4 Тема
Аминокислоты, белки. Нуклеиновые кислоты Содержание учебного материала: 11 1. Аминокислоты
Аминокислоты, их состав, классификация, изомерия, номенклатура. Свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность кислот. Реакции карбоксильной и аминогрупп аминокислот. Специфические реакции (образование пептидов). 1 1
2. Получение и применение аминокислот.
Получение и применение аминокислот. 1 1
3. Белки и нуклеиновые кислоты.
Белки – биополимеры аминокислот. Структура белков, свойства. Биологические функции белков. Ферменты. 1 1
4. Нуклеиновые кислоты – биополимеры.
Нуклеиновые кислоты – биополимеры. 1 1
5. Отличия в строении ДНК и РНК.
Отличия в строении ДНК и РНК. 1 1
6. Значение нуклеиновых кислот.
Значение нуклеиновых кислот для жизнедеятельности организмов, для передачи и хранения наследственной информации. 1 1
Лабораторные работы 2 1. Изучение свойств белков. Цветные реакции на белки Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к лабораторной работе;
- составление схем синтеза аминокислот из исходного вещества. 3 Раздел
Гетероциклические соединения 11 Тема
Пятичленные и шестичленные гетероциклы Содержание учебного материала: 11 1. Пятичленные и шестичленные гетероциклы. Понятие об алкалоидах
Гетероциклические соединения, их гетероатомы, классификация. Пяти- и шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом в цикле. 1 1
2. Пиррол, фуран, тиофен.
Пиррол, фуран, тиофен, их строение, взаимные превращения Ю.К. Юрьева, ароматические и непредельные свойства. 1 1
3. Пиридин.
Пиридин, его строение, ароматические и основные свойства, способы получения. Применение пиридина и его производных. Хинолин. 1 1
4. Понятие об алкалоидах.
Понятие об алкалоидах, их наркотическом действии. Проблемы борьбы с наркоманией, токсикоманией, табакокурением. 1 1
Практические занятия 4 1. Закрепление знаний о свойствах гетероциклов. 2. Закрепление знаний о способах получения, изомерии гетероциклов. 3. Решение расчетных задач 4. Решение расчетных задач Самостоятельная работа обучающихся
- составление опорного конспекта учебника по теме: “Алкалоиды. Витамины”;
- подготовка к практическому занятию;
- составление структурных формул изомеров пяти- и шестичленных гетероциклов и уравнений реакций, подтверждающих взаимные превращения;
- решение задач. 3 Раздел
Синтетические высокомолекулярные соединения. 16 Тема
Высокомолекулярные соединения Содержание учебного материала: 8 1. Полимеризационные и поликонденсационные соединения
Полимеры, их классификация, способы получения. Полиолефины. Каучук натуральный и синтетический. Получение, свойства, применение. 1 1
2. Органические волокна.
Органические волокна, их классификация. Глифтали. 1 1
3. Смолы и другие полимеры.
Фенолформальдегидные смолы. Кремнийорганические полимеры. 1 1
4. Практическое использование полимеров.
Практическое использование полимеров в коксохимическом производстве. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся
- составление уравнений реакций получения полимеризационных и поликонденсационных соединений;
- исследование свойств пластмасс и волокон. 2 Тема
Обобщение знаний по органической химии Содержание учебного материала: 8 1. Обобщение знаний по органической химии.
Обобщение знаний по важнейшим классам органических соединений. 1 1
2. Закрепление знаний по органической химии
Закрепление знаний по важнейшим классам органических соединений. 1 1
3. Решение расчетных задач.
Решение расчетных задач. 1 1
4. Генетическая взаимосвязь органических веществ.
Генетическая взаимосвязь органических веществ. 1 1
Контрольная работа 2 1. Обобщение знаний по классам органических соединений Самостоятельная работа обучающихся
- выполнение индивидуального задания;
- решение расчетных задач;
- составление уравнений реакций, подтверждающих генетические связи между важнейшими классами органических соединений;
- подготовка к контрольной работе. 2 Всего: 234
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химических дисциплин; лаборатории неорганической и органической химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- вытяжной шкаф;
- методическая документация, плакаты и таблицы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- наличие рабочих мест;
- вытяжные шкафы;
- химическая лабораторная посуда;
- химические реактивы;
- химические приборы;
- нагревательные приборы;
- таблицы, методическая документация.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен уметь:
- Составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;
- Определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов;
- Описывать механизм химических реакций получения органических соединений;
- Составлять качественные химические реакции, характерные для определения различных углеводородных соединений;
- Применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами;
- Проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;
- Проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты.
Должен знать:
- Влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;
- Влияние функциональных групп на свойства органических веществ; методы получения высокомолекулярных соединений;
- Особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода;
- Природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
- Теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;
- Типы связей в молекулах органических веществ. Лабораторные работы;
Практические задания;
Расчетные задачи;
Индивидуальные домашние задания;
Устный опрос и тестирование;
Внеаудиторная самостоятельная деятельность, составление опорных конспектов;
Письменное оформление лабораторных работ;
Использование поиска информации для решения поставленной проблемы;
Проверка инструктажа, правил по технике безопасности;
Контрольная работа.