Конспект урока по русскому языку на тему «Предложение. Знаки препинания в конце предложения» (1 класс)
Конспект урока по русскому языку 1 класс
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Нижнегорская школа-лицей №1»
Тема урока: «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»
Тип урока: открытие новых знаний.
Перечень источников информации и оборудования, используемых при подготовке к уроку:
-учебник «Русский язык» 1 класс;
-карточки для «Минутки чистописания»;
- карточки с таблицей (названия насекомых леса);
- листочки со звездочками для релаксации;
- презентация к уроку;
-интерактивная доска; мультимедиапроектор; аудиозаписи;
-видеозапись физминуткиЦель педагогической деятельности на уроке: дать возможность учащимся самостоятельно вывести правил о предложении.
Задачи педагогической деятельности на уроке:
Познавательные: обучающийся научится различать предложения по цели высказывания, работать с деформированным текстом,
Развивающие: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность; словесно-логического мышления через операцию сравнения; коммуникативной компетенции через групповую форму работы.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе.Задачи, которые учитель ставит перед учащимися:
Метапредметные:
Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу; интереса к изучению нового материала; для осознания причины успехов в учебе.
Познавательные: ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; применять правила переноса слов на письме; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЛичностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Организационный момент.
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Ручки, книжки и тетрадки
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?.Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
Слайд 1.
Звуковой файл «Звуки леса».
"Шагай!" - поманилаЛесная дорожка.И вот зашагалПо дорожке лесной человечек… Ох!Ведь в лесуИнтересно, как в сказке:Кусты и деревья,Цветы и лягушки,И травка зелёная, а, может быть и снегМягче подушки!..
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
Чтение (тихое) стихотворения учителем
Актуализация знаний.
Воспроизведенные знания и способы действия.
Осознание необходимости получения новых знаний
Минутка чистописания
Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений).
Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).
Словарная работа. (на доске плакат)
Воробей мой, воробьишка!Серый-юркий, словно мышка.Глазки - бисер, лапки - врозь,Лапки - боком, лапки – вкось…Прыгай, прыгай, я не трону -Видишь, хлебца накрошил...
- Давайте произнесём слово воробей. Сколько гласных?
- Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- В русском языке, вы знаете, не все слова пишутся как мы произносим.
Как вы думаете как правильно написать слово воробей?( воробей)
Предлагаю вместе отправиться в лес. В этом лесу вас ждет что-то интересное. Учащиеся выполняют работу в тетрадях,
оценивают свою работу.
Формулирование темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Этап первичной проверки знаний
учащихся Слайд 2.
Смотрите, на экране доски в нашем лесу кто-то зашевелился. Кто это? (старичок Лесовичок)
Лесовичок предлагает сделать задание: Лесовик - неграмотный житель леса. Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов.
Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов
(Бегут ручейки по лесу). (слайд 3)
Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 4). Предложение. Знаки препинания в конце прдложения.
Давайте запишем это предложение
Мы прибыли в волшебный лес. На опушке нас встречает компания знаков препинания.
Учитель читает стихотворение о знаках препинания.
У последнейТочкиНа последней строчкеСобралась компанияЗнаков препинания.
ПрибежалЧудак-Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит.
-Ура! - Домой! - Караул! - Разбой!Притащился кривокосыйВопросительный знак:
- Кто?
- Откуда? - Кого?
- Как?
Создание проблемной ситуации на уроке.
В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).
В письменной речи одно предложение отделяется от другого точкой (.), восклицательным знаком (!) или вопросительным знаком (?).
Слайд 5
Проверь себя
Выписать только предложения.
Подул холодный ветер.
Верхушка ель на дятел
Апельсин
Сел на окно (слайд)
Давайте его запишем. Старичок Лесовичок
Выполняя задание, дети находят предложение и записывают его.
Учащиеся определяют
цель урока
Учащиеся записывают предложение.
Познавательные: понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие.
Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Регулятивные: выполнять учебное задание: разработка и составление алгоритма; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; формулирование учебной задачи.
Физминутка Слайд 6 (звуковой) Учащиеся выполняют упражнения под музыку
Закрепление. Слайд 7
-Ребята, собирал для вас стихотворение, но подул сильный ветер и унес знаки препинания в конце предложений.
-Давайте поможем Лесовичку и вставим знаки. (Дети встают и объясняют знаки)
Слайд
Ветер, листьями шурша,
Провожает лето.
Вовка – добрая душа
Громко крикнул ветру:
-Ты зачем ребят подвел… (?)
Как теперь играть в футбол… (?)
Ты бы сам листву подмел… (!)
Запись одного из предложений с комментированием. Комментированное письмо у доски.
Реализация проекта, структурирование полученных знаний.
3. Задания из корзинки Лесовичка.
Лес – это дом для животных и птиц. Здесь можно встретить много насекомых. Ребята, посмотрите, Лесовик придумал для вас задание: среди букв спрятались названия насекомых, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).
1. Игра « Магический квадрат»
Найдите этих насекомых. (слайд, карточки)
л пч е л а ш к
к х ъ к м и с а
ш м е л ь о рг
х ф ппх пя м
ш е ё ё о я ж у
б а б о ч к а х
о и о с а о ра
ф и а а к а а ь
Итак, у нас получились слова: муха, пчела, шмель, бабочка, оса (слайд с картинками). Проверьте свою работу.
. Отгадать ребусы и записать предложение.
Карточки:
(Вороны и галки всю зиму живут в городе)
Учащиеся работают по карточкам в парах, маркером выделяют найденные слова (муха, пчела, шмель, бабочка, оса).
Ученики отгадывают ребус.
Закрепление полученных знаний. Лесовик приготовил напоследок вам задание. Чтобы его правильно выполнить, вспомните:
Что такое предложение?
С какой буквы мы начинаем писать предложение?
Какой знак ставим в конце предложения?
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Ярко светит весеннее солнышко. На деревьях набухли почки. Что громко журчит по дорожке? Это весело шумит ручей. Как хорошо весной на улице!
Учащиеся выполняют задание, сразу проверяют правильность выполнения работы.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со звездочкой. Вы сейчас разукрасите звездочку:
зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;
жёлтым - если необходимо ещё поработать над данной темой;
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.
Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за активную работу следующих ребят…
Спасибо за работу. Учащиеся разукрашивают звездочки нужным цветом.