План-конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе на тему СПП: структура, значение, знаки препинания.
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения: структура,
значение, знаки препинания»
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о СПП;
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП;
отработать умение различать виды придаточных предложений,
определять средства связи с главным предложением;
развить мышление, речевые и орфографические навыки учащихся;
воспитать такие нравственные качества как доброта, любовь к
ближнему , чувство дружбы и товарищества, стремление к
знаниям.
Тип урока: урок-обобщение.
Метод урока: комбинированный.
Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, слайды, таблицы.
Ход урока:
I.Организационный момент.Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач урока. /Слайд 1/
Эпиграф урока: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (А.Шопенгауэр) /Слайд 2/
II. Повторение.
Проверка домашнего задания
Мозговой штурм. Повторение сведений о ССП. /Слайд 3/
Синтаксическая разминка. /Слайд 4/
Задание 1. Выделите грамматическую основу предложения, определите
Структуру предложения, объясните постановку знаков препина-
ния, постройте схему предложения.
О матерях можно рассказывать бесконечно.
Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
В её чутком сердце не гаснет любовь, и она ни к чему не останется
равнодушной.
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождала нас всю жизнь.
III. Основная часть урока.
Актуализация и обобщение знаний о СПП.
А). Формулировка определения СПП по ключевым словам. /Слайд 5/
Б). СПП: строение, средства связи. /Слайд 6/
- Чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова?
Задание 2. Синтаксический анализ предложений. /Слайд 7/
Россия переживёт муки, унижения, разделения; и она, несомненно
Выйдет из этих мучений.
Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.
Люблю я Пушкина за то,то дал он свету свой ясный ум и мыслей чистоту.
С). Типы придаточных предложений. /Слайд 8 /
2. Работа с учебником. Анализ теоретического материала.
Алгоритм определения вида придаточного. /Слайд 9/
Задание 3. Записать афоризмы, расставить знаки препинания, определить вид придаточного и средства связи с главным предложением. /Слайд 10, 11/
Нет величия там, где нет простоты добра и правды.
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Сколько бы ты не знал, книга откроет новое.
День, когда ты ничему не научился, пропал даром.
Мы радуемся, попадая в природу, потому что приходим в себя.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
- О каких нравственных качествах человека говорится в этих высказываниях?
- Внутренне богатый человек должен быть образованным, много читать, стремиться к знаниям.
- Понимать природу, видеть её красоту может только внутренне богатый человек.
3. Творческая работа.
Задание 4. Определите вид придаточного, объясните постановку знаков препинания.
- Чувство товарищества, дружбы является неотъемлемой частью внутреннего
Богатства человека. Владимир Высоцкий пел в своей песне:
Если шёл за тобой, как в бой,
На вершине стоял крутой,
Значит, как на себя самого,
Положись на него. /слайд 12/
Задание 5. Дополните предложения: /Слайд 13/
1 . Друг-это тот, кто…
Я дружу с …, потому что он …
Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты…
Я стремлюсь, чтобы другу….
Задание 6. Цифровой диктант. /Слайд 14, 15/
1.Вот если ты, благодаря благоразумию, избегаешь плохого, то можешь
считать себя человеком.
2.Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать
русский язык и русскую культуру.
Науку же надо любить , как мать любит своего сына.
Если человек стремиться к знаниям, то знания им приобретаются сравнительно легко.
Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей.
IV. Обобщение.
- Итак, давайте ещё раз вспомним, какие же предложения являются СПП?
Задание 7. Терминологический диктант. /Слайд 16/
Подведение итогов урока, выведение оценок за урок.
V. Домашнее задание.
VI. Заключительное слово учителя.
- Цитатой нашего урока были слова немецкого философа Шопенгауэра «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». Так что же такое внутреннее богатство? Как вы понимаете эти слова?
- Ответы учащихся
- Воспитывайте в себе эти качества, чтобы стать внутренне богатым человеком. Внутреннее богатство- это внутренняя красота человека. Закончить наш урок я хотела бы словами Н.Заболоцкого. /Слайд 17/
А если так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Желаю, дорогие ребята, чтобы в Вас всегда мерцал огонь внутренней красоты. Спасибо за урок, ребята!
Средняя общеобразовательная школа им Г.Молдашева Казталовский район, Западно-Казахстанская область,п.Жалпактал Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Тема: «Сложноподчинённые предложения: структура,значение,знакипрепинания»
Учитель русского языка I категории Сатыбалдиева Гулия Темирбулатовна.