Коррекционно-развивающее занятие по теме: Осенняя пора, очей очарование 
   государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Красного Сулина
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: «Осенняя пора, очей очарованье».
   
                             Педагог: Кривоклякина Нина Фёдоровна
                             класс «Особый ребёнок» (7 год обучения)
                                          2014-2015 учебный год
     
    Коррекционно-развивающее занятие.
    Тема: « Осенняя пора, очей очарованье».
     Цель: - учить различать и называть названия деревьев: береза, рябина, дуб, клён, изменять форму 
                 слов;
                 - развивать речь воспитанников, продолжить формировать элементарные представления о 
                   изменениях  в природе; развивать умение сравнивать, устанавливать простейшие причино
                   -следственные связи;
                 - формировать бережное доброжелательное  отношение к природе, способность 
                 любоваться её красотой;
    Оборудование:
      1 Музыка П.И. Чайковского, А. Вивальди;
      2 Шум леса, ветра, дождя;
      3 Презентация на тему «Осень»;
      4 Ватман с изображением дерева, краски: жёлтая, красная, оранжевая, губка, поддон для краски, 
         вода, таз, полотенце;
       5 Репродукция картины «Золотая Осень» И. Левитана;
                                                                                Ход занятия:
 1 Организационный момент: настрой воспитанников на положительные эмоции;
 2 Работа с содержанием репродукции картины И. Левитана «Золотая Осень»:
     - Ребята, обратите внимание на картину «Золотая Осень» И. Левитана (звучит музыка П.И. Чайковского). Послушайте строки стихотворения А.С. Пушкина:
                  Осенняя пора, очей очарованье, 
                  Приятна мне  твоя прощальная краса.
                  Люблю я пышное природы увяданье, 
                   В багрец и золото,  одетые леса!
  Вопросы: 
1) Какой период осени художник изобразил на этой картине? Что в ней особенно красиво?
2) Почему осень называется «золотой»?
3) Все ли деревья одеваются в золотистые листья? Назовите их.
4) Какие деревья остались зелёными? Покажите их на картине.
        Обычно Осень – время увядания природы вызывает чувство печали и тоски. Почему? (отвечают дети) Потому, что осенью солнечных лучей, часто идут дожди, на улице пасмурно, дует холодный ветер…
   3 Работа с букетом осенних листьев:
    - Ребята, посмотрите, я собрала какой красивый  осенний букет. Какие все листочки разные, разноцветные, красивые! Кто раскрасил листья? (отвечают дети: Осень)                        Осень длинной тонкой кистью 
                        Разукрашивает листья.
                        Красный, жёлтый, золотой,
                        Как красив ты, лист цветной!
                                             (И. Михайлова).
      Волшебница Осень разукрасила каждый листик в свой цвет. Какого цвета листья были летом? (отвечают дети: зелёные) (показывание листьев) А сейчас листья изменились? Какие они стали цветом? (отвечают дети) Красные, жёлтые, оранжевые, золотистые. Почему? (отвечают дети) Потому, что наступила Осень.
  1) - Ребята, найдите в моём букете лист берёзы. Как он называется? (отвечают дети: берёзовый) Какого он цвета? (отвечают дети: жёлтый)
       Любит наш народ русскую красавицу – берёзу, за её красоту и пользу, которую она приносит. А  знаете ли вы, что делают из берёзы? (отвечают дети) Из берёзы делают красивую мебель, фанеру, лыжи. А знаете, ли вы, почему береза белая? (отвечают дети) Белый цвет коры берёзы защищает её от перегрева летом (показ).
   2) – Найдите в букете лист рябины. Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листочков на одной веточке сидят. Как он называется? (отвечают дети: рябиновый) 
    Плоды рябины – это кладезь витаминов. По содержанию витамина С ягоды рябины превосходят даже лимоны. Из  ягод рябины готовят мармелад, варенье, витаминный сироп.
  3) - Отгадайте, дети, загадку:
                          Тёмной он покрыт корой, 
                           Лист красивый, вырезной.
                           И на кончиках ветвей
                           Много-много желудей.
                                                    (дуб)
          - Найдите в букете лист дуба. Как он называется? (отвечают дети: дубовый) Красивый, вырезной. А знаете ли вы, что древесина у дуба очень прочная. Что делают из дуба? (отвечают дети) Из дуба делают пароходы, прочную дубовую мебель, паркет. А кто в лесу любит лакомится желудями? (отвечают дети) Правильно, кабаны и белки питаются желудями (показ).
   4) – А сейчас, дети, обратите внимание на самый необычный из листьев, похожий на наши ладошки. Как он называется? (отвечают дети) Да, это клён. Какой листик? (отвечают дети: кленовый) Правильно, лист кленовый. А вы, ребята, знаете, что клён называют певучим деревом. Из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (показ).
   Осенняя окраска листьев клёна очень необычна и красива. Какого цвета листья клена? (отвечают дети) Правильно, листья бывают красные, жёлтые, золотистые, оранжевые. И в самый непогожий осенний день клён выглядит так, будто он солнцем освящён!
   - Ребята, мы с вами знаем и помним, что у каждого дерева есть свои плоды «детки». Они все по-разному называются (жёлудь, серёжки, крылатки, ягоды рябины). А сейчас я  вам  предлагаю поиграть в игру «Чьи детки, угадать».
   Физпауза:
      Звучит музыка. Шум леса. Предложить детям взять в руки листья и стать каким-либо деревом. А вместе мы все – лес. Каждый из вас – дерево (показ на ребёнке). Туловище – ствол, руки – ветки, ладошки – листочки, корни – ноги, кожа – кора. Крепко держатся корнями деревья за землю. Как много деревьев в лесу, все они такие разные и красивые. Тихо покачиваются деревья из стороны в сторону. Что заставляет деревья качаться? (отвечают дети) Ветер (шум ветра). Ветерок бывает разным: лёгкий, листочки шелестят своей листвой. А бывает сильный ветер – ураган (пример 25.09. 2014г.), когда наносит природе вред. Какой вред наносит ураган? (отвечают дети) Он ломает, вырывает  деревья с корнем, ветер повреждает здания, обрывает электрические провода, наносит большой вред природе и человеку. Но лучше, когда ветер умеренный, ничего не ломает и не разрушает (показ).
     Что же нужно деревьям для их роста? (отвечают дети) Солнце. Тянутся деревья к солнцу, греются все в его тёплых лучах. Любят ли деревья тёплый дождик? (отвечают дети) Да, очень любят (шум дождя). Зачем деревья дождь? (отвечают дети) Дождь напоит и умоет не только деревья, но и всю природу (кусты, траву, цветы).
     - Ребята, осенью дует ветерок, листья с деревьев облетают, и начинается (отвечают дети) листопад.
                           Падают, падают листья.
                           В нашем саду листопад.
                           Желтые, красные листья
                            По ветру вьются, летят.
   - Как вы думаете, такое покрывало из листьев, спасёт дерево от мороза, если из листьев получится тёплое покрывало? (отвечают дети) Да, спасёт.
 4 Работа с панно «Пестрое осеннее дерево»:
      - А сейчас, ребята, давайте снова вернёмся к нашей картине. Посмотрите, какая она яркая, солнечная, красивая! И чтобы хмурый день не испортил нам настроение, я предлагаю вам изобразить «Волшебное пёстрое осеннее дерево», которое мы изобразим с помощью наших ладошек. И это дерево будет дарить нам радостное настроение и тепло! 
     1) Показ воспитателем нового приёма выполнения работ методом примакивания ладошки
     2) Печатание листьев ладошками разноцветной краской детьми в определённом месте.
     3) После выполнения работы любуемся красотой своего «Волшебного пёстрого дерева».
    
 5 Оценивание работ детей. Итог.
 6 Анализ занятия.