Коррекционно-развивающее занятие по теме: Осенняя пора, очей очарование


государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Красного Сулина
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: «Осенняя пора, очей очарованье».

Педагог: Кривоклякина Нина Фёдоровна
класс «Особый ребёнок» (7 год обучения)
2014-2015 учебный год

Коррекционно-развивающее занятие.
Тема: « Осенняя пора, очей очарованье».
Цель: - учить различать и называть названия деревьев: береза, рябина, дуб, клён, изменять форму
слов;
- развивать речь воспитанников, продолжить формировать элементарные представления о
изменениях в природе; развивать умение сравнивать, устанавливать простейшие причино
-следственные связи;
- формировать бережное доброжелательное отношение к природе, способность
любоваться её красотой;
Оборудование:
1 Музыка П.И. Чайковского, А. Вивальди;
2 Шум леса, ветра, дождя;
3 Презентация на тему «Осень»;
4 Ватман с изображением дерева, краски: жёлтая, красная, оранжевая, губка, поддон для краски,
вода, таз, полотенце;
5 Репродукция картины «Золотая Осень» И. Левитана;
Ход занятия:
1 Организационный момент: настрой воспитанников на положительные эмоции;
2 Работа с содержанием репродукции картины И. Левитана «Золотая Осень»:
- Ребята, обратите внимание на картину «Золотая Осень» И. Левитана (звучит музыка П.И. Чайковского). Послушайте строки стихотворения А.С. Пушкина:
Осенняя пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса!
Вопросы:
1) Какой период осени художник изобразил на этой картине? Что в ней особенно красиво?
2) Почему осень называется «золотой»?
3) Все ли деревья одеваются в золотистые листья? Назовите их.
4) Какие деревья остались зелёными? Покажите их на картине.
Обычно Осень – время увядания природы вызывает чувство печали и тоски. Почему? (отвечают дети) Потому, что осенью солнечных лучей, часто идут дожди, на улице пасмурно, дует холодный ветер…
3 Работа с букетом осенних листьев:
- Ребята, посмотрите, я собрала какой красивый осенний букет. Какие все листочки разные, разноцветные, красивые! Кто раскрасил листья? (отвечают дети: Осень) Осень длинной тонкой кистью
Разукрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой,
Как красив ты, лист цветной!
(И. Михайлова).
Волшебница Осень разукрасила каждый листик в свой цвет. Какого цвета листья были летом? (отвечают дети: зелёные) (показывание листьев) А сейчас листья изменились? Какие они стали цветом? (отвечают дети) Красные, жёлтые, оранжевые, золотистые. Почему? (отвечают дети) Потому, что наступила Осень.
1) - Ребята, найдите в моём букете лист берёзы. Как он называется? (отвечают дети: берёзовый) Какого он цвета? (отвечают дети: жёлтый)
Любит наш народ русскую красавицу – берёзу, за её красоту и пользу, которую она приносит. А знаете ли вы, что делают из берёзы? (отвечают дети) Из берёзы делают красивую мебель, фанеру, лыжи. А знаете, ли вы, почему береза белая? (отвечают дети) Белый цвет коры берёзы защищает её от перегрева летом (показ).
2) – Найдите в букете лист рябины. Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листочков на одной веточке сидят. Как он называется? (отвечают дети: рябиновый)
Плоды рябины – это кладезь витаминов. По содержанию витамина С ягоды рябины превосходят даже лимоны. Из ягод рябины готовят мармелад, варенье, витаминный сироп.
3) - Отгадайте, дети, загадку:
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
(дуб)
- Найдите в букете лист дуба. Как он называется? (отвечают дети: дубовый) Красивый, вырезной. А знаете ли вы, что древесина у дуба очень прочная. Что делают из дуба? (отвечают дети) Из дуба делают пароходы, прочную дубовую мебель, паркет. А кто в лесу любит лакомится желудями? (отвечают дети) Правильно, кабаны и белки питаются желудями (показ).
4) – А сейчас, дети, обратите внимание на самый необычный из листьев, похожий на наши ладошки. Как он называется? (отвечают дети) Да, это клён. Какой листик? (отвечают дети: кленовый) Правильно, лист кленовый. А вы, ребята, знаете, что клён называют певучим деревом. Из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (показ).
Осенняя окраска листьев клёна очень необычна и красива. Какого цвета листья клена? (отвечают дети) Правильно, листья бывают красные, жёлтые, золотистые, оранжевые. И в самый непогожий осенний день клён выглядит так, будто он солнцем освящён!
- Ребята, мы с вами знаем и помним, что у каждого дерева есть свои плоды «детки». Они все по-разному называются (жёлудь, серёжки, крылатки, ягоды рябины). А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Чьи детки, угадать».
Физпауза:
Звучит музыка. Шум леса. Предложить детям взять в руки листья и стать каким-либо деревом. А вместе мы все – лес. Каждый из вас – дерево (показ на ребёнке). Туловище – ствол, руки – ветки, ладошки – листочки, корни – ноги, кожа – кора. Крепко держатся корнями деревья за землю. Как много деревьев в лесу, все они такие разные и красивые. Тихо покачиваются деревья из стороны в сторону. Что заставляет деревья качаться? (отвечают дети) Ветер (шум ветра). Ветерок бывает разным: лёгкий, листочки шелестят своей листвой. А бывает сильный ветер – ураган (пример 25.09. 2014г.), когда наносит природе вред. Какой вред наносит ураган? (отвечают дети) Он ломает, вырывает деревья с корнем, ветер повреждает здания, обрывает электрические провода, наносит большой вред природе и человеку. Но лучше, когда ветер умеренный, ничего не ломает и не разрушает (показ).
Что же нужно деревьям для их роста? (отвечают дети) Солнце. Тянутся деревья к солнцу, греются все в его тёплых лучах. Любят ли деревья тёплый дождик? (отвечают дети) Да, очень любят (шум дождя). Зачем деревья дождь? (отвечают дети) Дождь напоит и умоет не только деревья, но и всю природу (кусты, траву, цветы).
- Ребята, осенью дует ветерок, листья с деревьев облетают, и начинается (отвечают дети) листопад.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Как вы думаете, такое покрывало из листьев, спасёт дерево от мороза, если из листьев получится тёплое покрывало? (отвечают дети) Да, спасёт.
4 Работа с панно «Пестрое осеннее дерево»:
- А сейчас, ребята, давайте снова вернёмся к нашей картине. Посмотрите, какая она яркая, солнечная, красивая! И чтобы хмурый день не испортил нам настроение, я предлагаю вам изобразить «Волшебное пёстрое осеннее дерево», которое мы изобразим с помощью наших ладошек. И это дерево будет дарить нам радостное настроение и тепло!
1) Показ воспитателем нового приёма выполнения работ методом примакивания ладошки
2) Печатание листьев ладошками разноцветной краской детьми в определённом месте.
3) После выполнения работы любуемся красотой своего «Волшебного пёстрого дерева».

5 Оценивание работ детей. Итог.
6 Анализ занятия.