Конспект занятия Морские животные
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о жизни морских животных. Учить выделять признаки, различия и сходства между ними .
Развивающие:
Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
Активизировать словарь: рыба-молот, акула, камбала, краб, рак, осьминог ,морской конек, морская звезда, дельфин, синий кит.
Коррекционные:
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать грамматически правильную речь.
Воспитательные
Способствовать воспитанию любви к природе, заботливое отношение к живому
Пропедевтическая работа: рассматривание картинок в энциклопедии. Чтение воспитателем информации о морских животных.
Материал: Картинки «Морские животные», листы белой бумаги треугольной формы, магниты «Морские животные», «Чудесная коробка»
Аудиозапись шум моря
1.Мотивация
Мотивация предстоящей
деятельности.
Точечный массаж
Дыхательная гимнастика.
(Шум моря в записи)
Активное усвоение и закрепление знаний
Рассматривание картинок. Беседа
Игра на координацию речи и движения
Проблемная ситуация. Появление морского царя. Отгадывание загадок.
Рассматривание картинного плана
«Морские обитатели»
Работа со схемами.
Итоги.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в морское путешествие. Скажите, на чем можно путешествовать по морю? (ответы детей) Одним словом : на морском транспорте. Мы отправимся с вами в путь на корабле и даже спустимся на морские глубины. Кто главный на корабле?(ответы детей) Я буду вашим капитаном. Слушай мою команду: договори словечко!
Нет тельняшки без полос
Кто в тельняшке, тот- ( Дети-: матрос)
Дети в кругу, поворачиваются друг к другу спинами, рисуют пальчиком полоски.)
Воспитатель: Капитан у нас есть?- Ответы детей .
Воспитатель : Матросы есть?- Ответы детей.
Воспитатель: Готовы к путешествию?- Ответы детей.
Воспитатель :Слышите шум моря?
Пахнет морским воздухом.
Воздух мы морской вдохнем
Дышим носом, а не ртом
Плечи не поднимаем, животом помогаем .
Идем на корабль. Поднять якорь! Надуть паруса!(Дети дуют на треугольные листы бумаги).
Воспитатель: А теперь закройте глазки, представьте, что мы спускаемся на дно моря. Откройте глазки. Что мы видим? Кого мы видим.?(Дети называют морских животных, изображенных на картинках.)Воспитатель задает вопросы.
1.Почему осьминога так называют?
2.Какое морское животное может нанести ожог?
3.Кораллы-растения или животные?
4.У какого морского животного может вырасти новое животное из любой части тела?
5.Какое животное помогает другим животным и людям?
6.У каких морских животных о детках заботится папа?
7.Чем покрыто тело акулы? Какая чешуя? ( Тактильные ощущения. Дети дотрагиваются до наждачной бумаги )
7.Что общего у всех морских животных?
8.Чем отличаются?
Наши руки-волны в море ( Волнообразные движения
рук)
Разгулялись на просторе (Руки выпрямить, сложить лодочкой)
Наши руки-рыбок стая ( Соединенные руки поворачиваются вправо-
Плывет устали не зная. влево)
Наши руки- крабик с домом (Левая кисть руки накрывает тыльную сторону
Ползает по дну морскому. правой ладони, пальчики правой руки
растопыриваются и шевелятся. )
Воспитатель: А теперь пора возвращаться на корабль. Но что это за шум? Да это же морской царь!(Появляется морской царь)
Морской Царь: -Здравствуйте, ребята, давно вас поджидаю! Сижу, скучаю!
Воспитатель :-Нам, морской царь ,домой плыть нужно.
Морской Царь: Нет, не отпущу, пока загадки мои не отгадаете.
1.Живу глубоко. Плыву легко. Зубастая, большая
Я рыба морская.(акула)
2.Ты со мною не знаком, я живу на дне морском
Голова и восемь ног, вот и весь я (осьминог).
3.На дне лежит один плоский блин.(камбала)
4.Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенек
Хочет сесть морской (конек)
Морской Царь: Молодцы! Ребята, а вы видели в моем море синего кита?
(Ответы детей)
Морской Царь :Мне пора проверить все ли в порядке в морском царстве, а воспитатель почитает вам рассказ про кита. (дети прощаются с морским царем и садятся за столы)
Воспитатель:- Давайте познакомимся с планом рассказа о морских животных. Картинки указывают цвет, форму, контуры животного, где живет (море), чем питается, как используется человеком.
Внимательно прослушайте рассказ о синем ките .Постарайтесь определить, каким картинкам будут соответствовать предложения.
Синий кит
Самый большой обитатель морских глубин- синий кит .Он темно-синего , почти черного цвета Его тело овальной формы. У кита огромные грудные и хвостовой плавники. На голове расположено отверстие- дыхало. Через него кит дышит. Во рту у него специальные пластинки-«китовые усы».Они помогают ему питаться планктоном( мелкими рачками).Киты живут в соленых холодных водах. Раньше на китов охотились из-за мяса и полезного китового жира. Теперь киты находятся под охраной государства и охота на них запрещена.
Дети слушают, показывают пальцем соответствующие картинки.
Работа со схемами продолжается, дети находят и заштриховывают цвет, форму, части тела, дорисовывают отличительные особенности(дыхало, пластинки), раскрашивают место обитания, чем питается и ставят +, (польза для человека).
Воспитатель: -Ребята, по этим схемам вы можете самостоятельно составить рассказ о как о синем ките, так и о других морских животных. Морской царь оставил вам на память сувениры с морского дна. (Дети достают из «волшебной коробки» сувениры магниты- «морские животные»)
1.Мотивация.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в морское путешествие. Скажите, на чем можно путешествовать по морю? (ответы детей) Одним словом : на морском транспорте. Мы отправимся с вами в путь на корабле и даже спустимся на морские глубины. Кто главный на корабле?(ответы детей) Я буду вашим капитаном. Слушай мою команду: договори словечко!
Нет тельняшки без полос
Кто в тельняшке, тот- ( Дети-: матрос)
Воспитатель :Правильно! Мне, капитану, нужны матросы. Пальчиком слева направо нарисуйте друг другу полосатую тельняшку.(Точечный массаж. Дети в кругу, поворачиваются друг к другу спинами, рисуют пальчиком полоски.)
Воспитатель: Капитан у нас есть?- Ответы детей .
Воспитатель : Матросы есть?- Ответы детей.
Воспитатель: Готовы к путешествию?- Ответы детей.
2.Дыхательная гимнастика.(Шум моря в записи).
Воспитатель :Слышите шум моря?
Пахнет морским воздухом.
Воздух мы морской вдохнем
Дышим носом, а не ртом
Плечи не поднимаем, животом помогаем .
Идем на корабль. Поднять якорь! Надуть паруса!(Дети дуют на треугольные листы бумаги).
3.Работа с картинками .Беседа.
Воспитатель: А теперь закройте глазки, представьте, что мы спускаемся на дно моря. Откройте глазки. Что мы видим? Кого мы видим.?(Дети называют морских животных, изображенных на картинках.)Воспитатель задает вопросы.
1.Почему осьминога так называют?
2.Какое морское животное может нанести ожог?
3.Кораллы-растения или животные?
4.У какого морского животного может вырасти новое животное из любой части тела?
5.Какое животное помогает другим животным и людям?
6.У каких морских животных о детках заботится папа?
7.Чем покрыто тело акулы? Какая чешуя? ( Тактильные ощущения. Дети дотрагиваются до наждачной бумаги )
7.Что общего у всех морских животных?
8.Чем отличаются?
5.Игра на координацию речи и движения.
Наши руки-волны в море ( Волнообразные движения рук)
Разгулялись на просторе (Руки выпрямить, сложить лодочкой)
Наши руки-рыбок стая ( Соединенные руки поворачиваются вправо-
Плывет устали не зная. влево)
Наши руки- крабик с домом (Левая кисть руки накрывает тыльную сторону
Ползает по дну морскому. правой ладони, пальчики правой руки
растопыриваются и шевелятся. )
6.Загадки.Воспитатель: А теперь пора возвращаться на корабль. Но что это за шум? Да это же морской царь!(Появляется морской царь)
Морской Царь: -Здравствуйте, ребята, давно вас поджидаю! Сижу, скучаю!
Воспитатель :-Нам, морской царь ,домой плыть нужно.
Морской Царь: Нет, не отпущу, пока загадки мои не отгадаете.
1.Живу глубоко. Плыву легко. Зубастая, большая
Я рыба морская.(акула)
2.Ты со мною не знаком, я живу на дне морском
Голова и восемь ног, вот и весь я (осьминог).
3.На дне лежит один плоский блин.(камбала)
4.Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенек
Хочет сесть морской (конек)
Морской Царь: Молодцы! Ребята, а вы видели в моем море синего кита?
(Ответы детей)
Морской Царь :Мне пора проверить все ли в порядке в морском царстве, а воспитатель почитает вам рассказ про кита. (дети прощаются с морским царем и садятся за столы)
7.Картинный план «Морские обитатели».
Воспитатель:- Давайте познакомимся с планом рассказа о морских животных. Картинки указывают цвет, форму, контуры животного, где живет (море), чем питается, как используется человеком.
Внимательно прослушайте рассказ о синем ките .Постарайтесь определить, каким картинкам будут соответствовать предложения.
Синий кит
Самый большой обитатель морских глубин- синий кит .Он темно-синего , почти черного цвета Его тело овальной формы. У кита огромные грудные и хвостовой плавники. На голове расположено отверстие- дыхало. Через него кит дышит. Во рту у него специальные пластинки-«китовые усы».Они помогают ему питаться планктоном( мелкими рачками).Киты живут в соленых холодных водах. Раньше на китов охотились из-за мяса и полезного китового жира. Теперь киты находятся под охраной государства и охота на них запрещена.
Дети слушают, показывают пальцем соответствующие картинки.
Работа со схемами продолжается, дети находят и заштриховывают цвет, форму, части тела, дорисовывают отличительные особенности(дыхало, пластинки), раскрашивают место обитания, чем питается и ставят +, (польза для человека).
Воспитатель: -Ребята, по этим схемам вы можете самостоятельно составить рассказ о как о синем ките, так и о других морских животных.
8 .Итоги. Сувениры с морского дна. (Дети достают из «волшебной коробки» сувениры магниты- «морские животные»)
Приложение:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №46 «Малышок»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим в старшей группе
по теме «Морские животные»
Составила и провела:
воспитатель Берякова В.В.
Саров 2014