Классный час Путешествие в русскую избу


БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
ТЕХНИКУМ»
Классный час в группе 3.2 Н
(«Мастер отделочный строительных работ»)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В РУССКУЮ ИЗБУ»
Классный руководитель:
Конарева Т.Л.
Орел 2016 год
Тема: «Путешествие в русскую избу»    Цели:1.  Создать условия для  формирования  у обучающихся образных представлений об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.2. Познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище; 3. Воспитывать интерес к истории, обычаям нашей Родины .
РУССКАЯ ИЗБА
Музыка Евгения Птичкина
Слова Михаила Пляцковского1.Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песни громко запевали.
Припев:
Ставенки узорные —
Тонкая резьба...
До чего просторная,
До чего просторная
Русская изба!
2.Что избе капризы моды?
Что ей годы, непогоды!
В ней хозяевам не тесно –
И для гостя хватит места.
Припев.
3.Ухмыляются иные,
А изба стоит поныне –
Не сломалась, не сгорела,
Лишь немного постарела
Припев.
4.Дорожим мы стариною,
Стала нам она родною.
Вечно прадедов работа
Будет радовать кого-то!
Выходит группа обучающихся в русских костюмах.
Обучающийся 1.
Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
Обучающийся 2.
 В подслеповатые окошки,
Луч солнца глянет иногда.
Дождя, идущего вниз капли,
На крыше держит береста.
Обучающийся 3.
 Бревно черно – прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива еще душа.
 Мы входим в устье той избы -
Невысоки там потолки.
Чулан в углу увидел ты,
И красный угол там вдали.
 Глядит икона на входящих,
А Божий свет идёт к нам сам.
Он защитит всегда просящих,
Разделит хлеб с ним пополам.
 Его в печи тут выпекали,
Само здесь сердце у избы.
Её кормилицей называли,
Стоят в духовке казаны.
 Стола широкая доска,
Там в паре с ним стоит скамья.
Была тут трапеза сама,
Жила большая здесь семья.
Обучающийся 4.
 Тут предок наш с тобою жил,
Всю жизнь ,в лаптях и проходив.
Он хлебом мир весь накормил,
Богатства так и не нажив.
 Хозяин крепкий из него,
Детей немало воспитал.
Росла в них смена самого,
Хозяйство им и передал.
 Девчонка- русская коса,
С мальчишкой прыгали в углу.
Для тяти была так мила,
А мальчик рос взамен отцу.
 Вот так и шла чреда времён,
Весь мир накормит он зерном.
Родная Русь была вся в нём,
Нам всем так мил наш этот дом.
Преподаватель: мы сегодня собрались , чтобы совершить путешествие в прошлое. Мы побываем в гостя у русской крестьянской семьи. Узнаем секреты наших предков, которые они нам откроют. А именно, секреты «русской избы».Вам по роду вашей профессии, предстоит строить прекрасные современные здания. А может кто- то из вас заинтересуется древним русским зодчеством и будет строить «резные терема».В любом случае материал собранный вами для проведения классного часа будет интересен и полезен. В путь!
Русская изба.
    В низенькой светелке с створчатым окном     Светится лампадка в сумраке ночном:     Слабый огонечек то совсем замрет,     То дрожащим светом стены обольет.     Новая светелка чисто прибрана:     В темноте белеет занавес окна;     Пол отструган гладко; ровен потолок;     Печка развальная стала в уголок.     По стенам – укладки с дедовским добром,     Узкая скамейка, крытая ковром,     Крашеные пяльцы с стулом раздвижным     И кровать резная с пологом цветным
Глаголем, кошелем и брусом     Дом строили с резным крыльцом     С обдуманным мужицким вкусом     И каждый со своим лицом.       В.Федотов
223456553340
Ведущий: 
Остановка 1. Историческая.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считалось , что время жизни деревянного дома не менее 100 лет. Название русского дома «изба» происходит от древнерусского «истьба», что означает «дом,баня» или «истобка» («Повесть временных лет».) Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stuba», что означает теплое помещение ,баня.
И так, наша вторая остановка.
Русская изба и мифология

Выступления обучающихся.
1.Сооружение жилого дома для наших предков славян было исполнено глубочайшего религиозного смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам. Если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей. 
Славяне, как и другие племена лесной зоны Европы, нередко строили дома и священные храмы  таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были "благородные" деревья (дубы, ясени, берёзы), и притом почитаемые, овеянные легендами, наделённые, по мнению древних, божественной благодатью. Отголосок этого древнего верования прочно держался в разных местах России ещё в начале ХХ века в некоторых обрядах, связанных со строительством.  В Дмитровском крае для этой цели предпочитали рябинки, в Калужской губернии – дубки, на Верхней Волге – елочки и берёзки, в Западной Сибири – молоденькие кедры: "Вот тебе, суседушка (имелся в виду Домовой), тёплый дом и мохнатый кедр!"
Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, "священное". Священными могли считаться как целые рощи (их называли"заповедными", то есть "запретными"), так и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. Также  никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Избегали и скрипучих деревьев, в которых, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью. Грехом почиталась и рубка "молодика" – молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. Деревья с аномалиями развития – большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней – также рубке не подлежали: "не такие, как все" – мало ли какая сила могла в них затаиться!
42894251622425     В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. В первую очередь, конечно, это относилось к "проклятым" деревьям, таким как осина и ель. Эти породы энергетически неблагоприятны для человека, "выкачивают" из него жизненную энергию, и это свойство сохраняют даже предметы, сделанные из их древесины. Так что нежелание наших предков жить в еловом или осиновом доме было опять-таки не лишено оснований.
С другой стороны, человек, срубивший вполне "доброжелательную" липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Это убеждение стойко держалось, в частности, на Вологодчине. По всей видимости, Боги сурово вступались за дерево, веками обувавшее, а то и одевавшее народ… 
Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья, не имеющие в себе жизненных сил. На них печать смерти – чего доброго, занесут её в дом. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и "временно мертвы".
3891915-695960 С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, "на полночь": эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут! Также запретными считались деревья, выросшие на заброшенных лесных дорогах, в особенности – на перекрёстках таких дорог. 
2.Место для строительства дома выбиралось также очень тщательно, согласно множеству поверий и традиций. Нередко в этом выборе полагались на домашних животных. Жилое место не должно было нести никакой отрицательной и губительной силы. 
Время начала строительства имело не меньшее значение. Последние исследования учёных дают основания полагать, что древние славяне внимательно следили за движением звёзд и планет и использовали свои наблюдения в быту.  Строительство, как правило, начинали весной, в конце марта. Сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: "без Троицы дом не строится". Здесь, как и во многих других случаях, христианские представления наслоились на более ранние языческие.
Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании многих из них  находят конские черепа. Это была "строительная жертва" в целях защиты жилища от злых сил. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла – четырьмя "ногами". Учёные пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп – отсюда же, кстати, и обычай укреплять на "фронтоне" дома оленьи рога (как нередко делали древние скандинавы). Закопанные же черепа находят и под избами Х века, и под выстроенными через пять столетий после крещения – в ХIV—ХV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом – как раз под иконами! – либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. 
3006090-678180Вместе с черепом в основание будущего дома укладывали ковшик мёда, а также воск: мёд (медовый напиток) и воск издревле считались любимой пищей Богов. Кроме того, клали шерсть, зерно, куски хлеба. Смысл этих приношений известен: они должны были обеспечить новому дому богатую и сытную жизнь, умножение рода. В христианские времена с той же целью стали добавлять ладан и деньги. 
Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространённое убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. 
3796665923290И всё-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершённым, обманывая судьбу. Ещё в ХIХ веке при закладке избы старший плотник три утра подряд выходил на место строительства "слушать". Долетит человеческий голос, – значит, умирать предстояло хозяину нового дома. Послышится мычание скота или крик петуха, – значит, речь шла об их головах. А поскольку смысл многих древних поверий в ХIХ веке был уже утрачен, повсеместно в России считалось, что заклятие – кому умирать – иной раз накладывали сами строители. Вот и просили крестьяне мастеров-артельщиков: "Закляните, родимые, мышей и тараканов – чёрных да рыжих!"
Остановка 3.
Символы в резных элементах русской избы.
Человек, чувствуя себе незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом –добрый и уютный. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира: Мы не знаем гениального изобретателя сруба, но знаем, что строили их в глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, тёплым и удобным, но ещё обязательно и красивым. На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.
В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле..
  Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века.
Достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":     "...Топи!     Ох, сегодня я отмоюсь добела!     Кропи,     В бане стены закопченные кропи.     Топи,     Слышишь? Баньку мне по-черному топи! "....
Дом снаружи делился на три яруса:
-40132093345
Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол 
( символизирует подземный мир, землю предков ).
Второй ярус - часть сруба ниже фронтона
( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей ).
Третий ярус - крыша, фронтон (символизирует небо, небесный свод ).
Каждый ярус украшался по определённым правилам.leftcenter
Над торцовыми стенами дома возводили треугольные фронтоны. 
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен. 
Концы слег закрывала причелина - специальная доска ( от древнерусского "чело" - лоб ).
Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.

Крыша, как небесный свод
В оформлении крыши символизируется  легенда  о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.  
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь   коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался  посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.
               
Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки  считали,   что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три  ряда  отражали глубинность «хлябей»,  небольшие кружки –   символизировали капли воды.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.
             
                                                                      
Конек и солнечные знаки  на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано  в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ). 

Окна - глаза дома
Окна – это глаза дома.  Их  украшали наличниками и ставнями.  Закрытые ставни  говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу,  водную стихию. Образы животных  порой едва угадываются,  насколько декоративно они решены,  словно перерастают в растительный узор.   Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и  матери-земли.   



Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят…
Фронтон избы- чело, передняя часть –лицо, окна – глаза. Здесь тот же порядок, что и в природе : гармония и совершенство. Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус ,несущий деревянный потолок), олицетворяла млечный путь. Под потолком шли полавошники. На них располагалась утварь. Подпол символизировал подземный мир. Око – окно – это связь с большим миром.
Наличники на окнах появились при Петре 1. «Оконный проем – это не только « окно в мир» , в «белый свет» для обитателей избы , но и глазок для чужих людей , сторонних злых сил , которые могут проникнуть внутрь и сглазить тех , кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев , «из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих». (Рыбаков Б.- знаток русской культуры). Наличник для человека стал еще и ограждением от «навий» , в образе которых скрывались известные нам сейчас болезнетворные бактерии , микробы, бациллы, вирусы. В этом плане наличник- важный элемент заклинательного декора , насыщенный языческой символикой. Попробуем понять ее язык. Сравнивая различные наличники , можно заметить общее : во всех была «розетка» - круглый элемент с геометрической резьбой. Это знак солнца. На многих наличниках солнце изображено в нескольких позициях , что создает ощущение его движения по небу. Рядом со знаком солнца помещался знак земли. Ее представляли растительными орнаментами. Своеобразно украшались окна чердачных помещений второго этажа. Их поднимали на значительную высоту , чтобы они были видны из далека. Наличники этих окон представляли собой целые теремки с фронтоном, витыми столбиками и узорчатым подножием. Подобную резьбу сравнивают с «корабельной резью». Небосвод здесь представлен двускатным фронтоном ,как на избах. Верхнюю кромку образуют волнистые линии «хлябей небесных». Ниже три позиции солнца. В полукруглой выемке небес – растительный символ из листьев. Под небесами фриз, украшенный резьбой.
Внутри избы все располагалось по принципу малой Вселенной.Дом для человека был не просто «местом , где ночуют» , а пространством , повторяющим Вселенную, т.е «место куда мы вселены». Недаром слово «мироздание» состоит из двух частей «мир» и «здание».

По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки,
пятистенки, крестовики и шестистенки. 
  Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух
зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

    Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

    Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.
139065756285    Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.
     Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы. На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.
    По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.
    Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.
    Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.
    Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с
печью жили зимой, в другом - летом.    Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - "переднюю" и "заднюю", соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.    Изба двойнаяили двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще "дом о два коня" ("дом под два коня"), иногда такие дома называли еще "дом с оврагом". В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.
    Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также "дома о три коня" (встречаются и дома "о пять коней"). На главный фасад выходят торцы построек.
    Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.
    В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и
при одинаковом уклоне с остальными – выше.    Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек "под четыре коня". Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным. 
    По типу двора дома делятся на дома с открытыми закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью. 
    По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома "кошелем", дома "брусом", дома "глаголем". В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.
    Изба "брусом" (ударение на "у") - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - "брус", покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют "домом об один конь" или "домом под одним конем". Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.     Изба "кошелем" (ударение на "о") - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.
    Изба "гоголем" или "сапогом" - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву "г", которая раньше называлась "глаголь". Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.
    На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем.
Преподаватель. Тема нашего классного часа очень широка и интересна. Мы с вами будем продолжать продолжать ее изучать. А сейчас небольшая экскурсия по старинным домам города Орел.