Оздоровительно – развивающий проект по коррекции нарушений речи посредством развития мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчик, пальчик, где ты был…


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»
города Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
Оздоровительно – развивающий проект по коррекции нарушений речи посредством развития мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Пальчик, пальчик, где ты был…»
(II год реализации проекта)
.
Воспитатель:
Шафигуллина Г.И.
г. Азнакаево
                                                     
                                        Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ). К ним относятся  дети – инвалиды  с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования  вне специальных условий  обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с детским церебральным параличом (ДЦП), а также дети со сложными дефектами (ДСД), комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: ДЦП в сочетании  с ЗПР, ДЦП и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т.п.    
Система коррекционно-педагогической  помощи  детям данных категорий базируется на  положении Л.С. Выготского о принципиальной роли обучения, опережающего развития и являющегося источником возникновения нового.
    Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД  наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др.
   Дети со сложными дефектами испытывают чувство незащищенности в силу ограничения движения, они не могут охватить взглядом то, что происходит за их спиной, и это способствует возникновению тревоги и страхов. Эти дети неадекватно реагируют на незначительные  изменения в  окружающем их мире: появление нового взрослого, громкая речь,  неожиданные звуки, изменения в привычной для них обстановке, новая игрушка и т.п. У них отмечается частая смена настроения, аффективные вспышки, как обоснованные, так и необоснованные.
      Особенности коррекционно-развивающей работы  с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к  каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Чтобы составить индивидуальный маршрут, каждый ребенок обследуется при поступлении в ДОУ педагогом-психологом, учителем-дефектологом группы, которую посещает ребенок,  воспитателями группы, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, медсестрой.  Затем собирается ПМПК (психолого - медико-педагогический консилиум) детского сада, председателем которой является заведующий детским садом. На заседании ПМПК обсуждаются особенности возможностей каждого ребенка. И на основании вынесенного решения ПМПК составляется индивидуальные маршруты сопровождения.
       Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от комплексного подхода, совместной деятельности  коллектива специалистов и педагогов.
     Контингент дошкольников, посещающих нашу группу, представлен детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Комплексное обследование воспитанников показывает, что тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с патологией неречевых функций, таких, как внимание, память, мышление; кроме того, отмечается общая моторная неловкость, недостаточно развитые подвижность и скоординированность движений.
          Фундаментальные исследования психического развития детей с ОВЗ подтверждают наличие у них стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся не только незрелостью отдельных психических функций, но и эмоциональной неустойчивостью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Особенности речевого развития детей препятствуют полноценному общению, что выражается в снижении потребности в нём, несформированности форм коммуникации (в том числе диалогической и монологической речи), в особенностях поведения (незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм).
          Поэтому вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.
          Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, шнуровки, массажные мячи, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, массажные палочки, бумага. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитатели, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, активизируем у детей сенсорные основы познания, учим малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данному проекту проводим в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
На основе нашей проектной деятельности образовательный процесс строится на требованиях, которые заложены в законе Российской Федерации "Об образовании", в национальной доктрине образования Российской Федерации, в концепции модернизации российского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно: взрослый привлекает ребенка к деятельности без психологического принуждения, опираясь на его интересы к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя его своим партнерским участием;
обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
Название проекта – «Пальчик, пальчик, где ты был…»
Тематическое поле – здоровье, коммуникация
Проблема - коррекция нарушений речи посредством развитие мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель - создание условий для коррекции нарушений речи через развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать речевую активность дошкольников с ОВЗ, вербальных и невербальных  средств
общения
2.Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,
воображения, моторики, фантазии.
3.Развитие и совершенствование двигательных, сенсорных (тактильных), социальных
навыков детей через разные виды и формы деятельности в рамках индивидуального темпа
развития ограниченных возможностей ребенка.
4.Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
5.Формирование позитивного образа – Я.
6.Умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных
ситуациях и жить в социуме.
Сценарий совместной деятельности «педагог – ребенок - семья» по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуально - дифференцированная работа с детьми; мониторинг в начале и в конце проекта.
Работа вне образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, физминутки, упражнения на речевое дыхания, на звукоподражания в течение дня.Итоговое родительское собрание с показом пальчиковых игр и различных упражнений для коррекции речи.
Работа с родителями – консультации, выступления, беседы, мастер – класс, различные выставки, изготовления альбомов, плакатов, буклета, сенсорной подушки, «Волшебного мешочка», анкетирования, драматизации сказки.Описание продукта, полученного в результате проекта:
Презентация проекта для педагогического коллектива и на итоговом родительском собрание.
Вид проекта – оздоровительно-развивающий, коррекционный.
Состав участников - воспитатели, учитель – логопед, дети, родители.
Интеграция образовательных областей - частичная интеграция (коммуникация, социализация, познание, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, коррекция двигательных нарушений и оздоровление).Продолжительность проекта – 2 года.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта, наглядные материалы: пиктограммы, символы, фотографии, иллюстрации, картинки, карточки, пуговицы, баночки, шнуровки, массажные мячи, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, массажные палочки, бумага, ватные диски, салфетки, разноцветные нитки мулине, бусы, пластиковые и бумажные тарелки, стаканчики, губки.Ожидаемые результаты:
Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий, приемов и методов.
Усовершенствование процессов усвоения речи и пополнения активного словаря детей с ОВЗ.
Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса путем поэтапной практической деятельности.
Формирование умения детей с ОВЗ адаптироваться в социуме.
Развитие двигательных, сенсорных и социальных навыков детей с ОВЗ через разные виды деятельности путем индивидуально – дифференцированного подхода.
Этапы реализации проекта:
Этапы Формы работы Сроки реализации
Деятельность педагога
Работа с детьми Работа с родителями Первый этап
-Выдвижение   гипотезы, определение цели и задач проекта;
-изучение необходимой литературы;
- подбор методического материала;
-подбор практического материала.
-разработка тематического плана для реализации проекта;
-диагностирование детей с целью выявление и коррекции развития речи детей с ОВЗ Предварительная работа с родителями:
- анкетирование на тему «Мои настольные игры»;
-изготовление альбома рисунков и фотографий людей, выполняющих различные действия руками и ногами;
-дополнение и выставка книжек по пальчиковой гимнастике;
-обновление и выставка настольных игр, пазл, лото, различных конструкторов. Второй этап
 
  Совместная работа с учителем – логопедом группы.
 Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:
-разучивание упражнений для речевого дыхания:
«Чья птичка дальше улетит?»
«Погрей руки»
«Надуй игрушку»
«Бабочка - лети»;
-разучивание стихотворений со звукоподражаниями:
«Встретились котятки…»;
«Паровоз гудит: у-у-у!»;
«Колокольчик звенит: и-и-и!»
«Сэгать теле»;
«Жил исэ»
«Ефэк элдем читэнгэ»
- повторение игр на слуховое внимание:
«Угадай, кто кричит»
«Угадай, что делать»
«Читэнме, бузме»
«Нэрсэ ничек кычкыра»;
- разучивание дидактических игр:
«Чего не стало?»
«Кто с кем живет?»
«Овощи и фрукты»
«Веселые зверята»
«Чудесный мешочек»
«Одень косынку»
«Курчакны киендер»
«Хонэрлэр»;
- разучивание пальчиковых игр:
«Дождь»
«Карга киллер – казан асыр»
«Ежик, ежик, где ты был…»
«Рядом с елкой в Новый год»
«Весна»
«Галдят грачи»
«Аю - буре»
«Вот идут два малыша»
«Орешки»
«Солнышко»
«Тешлэрне чистартабыз»
«Бакалар»
- разучивание физминуток:
«Мышка в норку забежала»
«Говорят я мамин хвостик»
«Колкие иголки»
«Подарки»
«Лошадка»
«Кукла»
«Волчок»
-чтение потешек:
«Мы у нашей бабушки кушали оладушки…»
«Скок- поскок заинька»
«К нам на утренний чаек»
«Уточка да кошечка»
«Ты, мороз, мороз…»
»» «Катя, Катя, маленька»
 «Без, без, без идек»
«Аю бабай урманда»
«Соры куян юына»
«Тубэтэй»
-рассказывание стихотворения:
«Карга эйтэ: кар, кар»
«Песи матур, нечкэ бил»
«Сэгать»
«Я пеку, пеку…»
«Котик, мой котик»;
-чтение русских народных сказок:
«Три поросенка»
«Теремок»
«Шалкан»
«Тугэрэк кумэч- Родительское собрание на тему:
«Туган телгә өйрәтү, һәр бала күңеленә яраган ачкычны табу, кайгырту – бармак уеннары ярдәмендә » ( УМК);
- индивидуальные беседы по вопросам реализации проекта;
- изготовление памяток игр для родителей:
«Речь – на кончиках пальцев»;
- «В гостях у Лесовика» сбор методического пособия (грецкий орех, шишки…) для массажа пальчиков и пальчиковых игр. (Папа Аглиева Ильнара).
- «Этот пальчик не простой» мастер – класс игр с грецкими орехами для поднятия хорошего жизненного тонуса и эмоционального настроя; (мама Мукминовой Эвелины - Лилия Ринатовна).
- консультация по плану реализации проекта на тему: «Семя добра» (приемы Су-джоки);
учитель-логопед: Фатхуллина Н.Н.
- педагогическая гостиная «Табигатебез байлыгы» - выставка пособий из природного материала.
-изготовление «Волшебной рамки». Игры с крупами для тактильной чувствительности детей с ОВЗ;
-выступление на родительском собрании из опыта работы семьи Шарифуллиных: «Бу бармакнын уйныйсы килэ» оформление папки пальчиковых игр ; - изготовление дидактической подушки для формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний, стучалки. Мамы Салимгараева Рамазана
-подбор альбома – стишков «Комплекс игр с массажным мячом» - мама Саитова Данила;
-драматизация русской народной сказки «Теремок» совместно с родителями (пальчиковый театр кукол из природного материала) Третий этап -Мониторинг детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта;
-анализ результатов реализации проекта;
-подготовка к защите презентации проекта. -Оформление папки для родителей по итогам реализации проекта (в том числе: анкетирование, диагностика);
-показ презентации на итоговом родительском собрание;
-обмен мнениями по результатам проекта: «Открытый микрофон». Интеграция образовательных областей (Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема).
№ Образовательная область Содержание Задача
1 Здоровье Физкультурные минутки,
импровизаций движений в такт стихотворений, массаж лица, пальцев рук, артикуляционные упражнения, игры для развития речевого дыхания.
Игры на сенсорику.
Развитие диалоговой речи. Укрепление мышц и мелкой моторики рук, общего тонуса.
Развитие двигательной активности детей с ОВЗ.
Уточнение движений артикуляционного аппарата.
2 Социализация Ситуативные разговоры и беседы с применением демонстрационного и раздаточного материала. Умение слушать и слышать окружающих. Отвечать на простые поставленные вопросы.
3 Труд
Ручной труд: изготовление поделок из различных подручных и природных материалов. Развитие мелкой моторики рук. Возможность проявления творческой самостоятельности.
4 Познание
Занятия, настольные и дидактические игры. Тактильные дорожки, мешочек и рамки для ощущений. Развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание…).
Расширение кругозора детей.
5 Коммуникация Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме, беседы, пальчиковая гимнастика, разучивание пальчиковых игр и стихов с движениями Умение спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.
Активизация словарного запаса детей с ОВЗ.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в группе.
6 Чтение художественной литературы Заучивание потешек, физминуток, пальчиковой гимнастики. Массаж лица с использованием художественного слова. Развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание…).
Формирование полноценного общения (в том числе диалогической и монологической речи).
7 Художественное творчество Рисование пальчиками, ладошкой на основе не традиционной техники рисования Развитие детского творчества и эмоциональной сферы ребенка.
Умение радоваться результатам своего труда.
8 УМК (учебно- методический комплект) Заучивание потешек, физминуток, стихов, песен, прибауток, скороговорок, пальчиковой гимнастики на татарском языке. Развитие процессов памяти, мышление, внимание….
Формирование полноценного общения (в том числе диалогической и монологической речи на татарском языке).
Литература:
1.Л.Ф.Блинова «Игровые технологии как условия формирования личности ребенка», Казань, 2002г.
2.К.В.Закирова «На поляне детства» хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. Казань, 2011г. УМК - (учебно- методический комплект)
3.С.В.Батеева, Е.В. Савастьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», М.; «Росмэн»,2012г.
4.О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда», М.; «Владос», 2013г.
5.Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М.; 2008г.
6.Э.В. Тарасова «Триста шестдесять игр для дошколят», Наб. Челны, 2009г.
7.Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№ 4.-с.44-49
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/авт.-сост. Л.С. Киселева. М.: АРКТИ, 2003.
9. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2008.