Сценарий метапредметного занятия в 6 классе Имена числительные в русском языке и биологии2
Сценарий метапредметного занятия в 6 классе
Тип: Открытие новых знаний.
Тема: Числительные в русском языке и биологии.
Этапы метапредметного занятия
Время
I – Организационный момент
II – Актуализация знаний
III – Целеполагание (определение метапредметного объекта, темы, постановка проблемы, цели занятия)
IV – Физкультминутка
V – Организация поиска путей решения проблемы: выполнение практической работы
VI – Демонстрация и обсуждение продукта решения проблемы.
VII – Подведение итогов занятия: выводы.
VIII – Рефлексия
2 мин
8 мин
5 мин
3 мин
10 мин
7 мин
3 мин
2 мин
Организация деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I – Организационный момент, приветствие.
II –Актуализация
На столе стоит корзинка с мандаринами, которые будут отданы детям в качестве приза за работу на уроке.
Предлагается учащимся посмотреть мультфильм «Апельсин» и посчитать, на сколько долек разделили апельсин.
- Правильно. Пять. Какой частью речи является данное слово?
- Давайте вспомним определение этой части речи.
Ребята, сейчас я предлагаю вам провести орфографическую разминку на листочках. По окончании работы обменяйтесь листочками и проверьте своего товарища по парте (приём «взаимопроверка»)
Демонстрируется слайд с предложениями. Задание: выпишите словосочетания из предложений, заменив числа словами, не изменяя формы.
1.Самая крупная кожистая морская черепаха весит 544 килограмма.
2. Хобот слона состоит из 40000 мышц, что и делает его таким гибким и сильным.
3. В морях, омывающих Россию, встречается около 1500 видов морских рыб.
4.Количество ворон в стае может достигать 200-300 тысяч.
5. В Приморском и Хабаровском краях осталось всего около 450 амурских тигров.
6.Собачий клещ после «обеда» весит в 223 раза больше, нежели натощак.
III – Целеполагание
После выполнения задания учитель спрашивает
- Может, кто-нибудь догадался и сможет назвать тему нашего занятия?
-Правильно. Речь пойдет об именах числительных. Но, как видите, сегодня в классе два учителя – русского языка и биологии. Как могут дружить два предмета с помощью имен числительных.
Уточняем тему.
Тема: Числительные в русском языке и биологии.
Мы предлагаем условно поделиться на две команды, но соревноваться мы будем не в силе и ловкости, а умении размышлять, анализировать, правильно выполнять задания и находить причинно-следственные связи в жизненных процессах с помощью числительных.
В конце занятия всех ждет сюрприз при условии вашей активной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
- Апельсин разделили на 5 долек, т.к. зверушек было 5, волку не досталась долька.
- Имя числительное.
- Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число и порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой? Изменяется по падежам. В предложении имя числительное бывает всеми членами предложения.
Проверяют и выставляют отметки.
Пятьсот сорок четыре килограмма;
из сорока тысяч мышц, около тысячи пятисот видов, двухсот-трехсот тысяч, около четырехсот пятидесяти тигров, в двести двадцать три раза.
- Имена числительные.
- Имена числительные в русском языке и биологии.
- Зачем нужны числительные в русском языке?
- Хорошо. А что можно узнать с помощью числительных о живых организмах?
- Да, но, сегодня мы не будет считать органоиды, царства и т.д. – вы это сделаете и без нашей помощи. Сегодня мы поговорим о смысле Жизни.
Всё живое рождается и умирает. Умирает не бесследно, оставляя после себя жизнь?
-Что значит жить?
- Что такое размножение?
- Зачем оставлять после себя потомство?
Я попрошу вас лечь на парты, закрыть глаза и внимательно послушать рассказ Виталия Бианки «Сколько у кого детей?» После прослушивания, подумайте, что вас больше всего тронуло в тексте, какую проблему вы увидели, благодаря именам числительным.
Просим учащихся обозначить проблему и предложить цель занятия.
- Верно, в этом нам предстоит разобраться и установить причины этого явления.
Учитель корректирует проблему и уточняет цель занятия: установление причинно-следственных связей в продолжении рода живых организмов с помощью имен числительных.
Проблема: почему одни живые организмы производят на свет огромное потомство, а другие - малое. Справедливо ли это?
- Как мы будем решать проблему?
Просим назвать алгоритм действий учащихся для решения проблемы.
- Обозначать время, адрес, возраст.
- Выражать количественные признаки объектов.
- Возраст, рост, вес, количество откладываемых яиц или рождаемых детенышей, температуру прорастания семян, время наступления вегетации (роста) растения и т.д.
- Питаться, дышать, размножаться.
- Воспроизведение себе подобных.
- Чтобы жизнь на Земле не закончилась.
- Воспроизведение себе подобных.
- Продолжение рода.
Ученики высказывают свою точку зрения и приходят в общей формулировке проблемы
- Одни животные воспроизводят большое количество потомков, а другие – малое.
- Это не справедливо.
- Почему так происходит?
- Надо найти причины этого.
Называют алгоритм действий.
- Организуем поиск информации по данной проблеме.
- Изучаем и анализируем информацию.
- Выполняем предложенные задания.
- Обсуждаем полученные результаты.
- Делаем вывод.
IV – Физкультминутка в форме игровой разминки.
Перед тем, как приступить в практической предлагаем размяться.
Если мы сегодня говорим о смысле жизни, а он заключается в продолжении рода, то мы попробовали соединить числительные и продолжение рода в игру.
В командах есть дети с эмблемами птиц и рыб. В корзине лежат стилизованные икринки – теннисные шары, и яйца – воздушные шары. У кого эмблема рыб, те берут ложкой икринку, у кого эмблема птиц – яйцо. Задача каждого из вас донести икринки и яйца не уронив, положить в соответствующую корзинку, и как можно быстрее. Кто потерял яйцо или икринку – не имеют право её поднять.
(Музыка фоном «В мире животных»)
-Трудно было сохранить будущее потомство?
- Какими родителями нужно быть, чтобы сохранить потомство?
- Хорошо. Тогда приступаем к выполнению практической работы.
Участвуют в разминке.
Подсчет икринок и яиц. Выявление команды – победителя.
- Да.
- Заботливыми.
Все задания практической работы выполняют в рабочих листах. Работают в парах, обсуждают и анализируют информацию, результаты работы с графиками вывешиваем на доску, записывают выводы.
V – Организация поиска путей решения проблемы через самостоятельную деятельность учащихся.
Все задания практической работы нужно выполнить в рабочих листах. Работают в парах, обсуждают и анализируют информацию, результаты работы с графиками вывешивают на доску. На выполнение работы отводиться 10 минут.
VI – Демонстрация и обсуждение результатов практической деятельности, направленной на решение проблемы.
Установите причинно-следственную связь в продолжении рода культурных и сорных растений, ответив на вопросы:
Чем объяснить высокую плодовитость сорняков?
Кто помогает продолжать род культурным растениям?
Команда №1 Культурные растения дают меньше семян, чем сорные. Потому, что за культурными человек ухаживает, а с сорными борется, истребляет их всеми способами. Поэтому, чтобы сохранить свой род, они образуют больше семян.
Установите причинно-следственную связь в продолжении рода беспозвоночных и позвоночных животных, ответив на вопросы:
Как объяснить высокую плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных?
Что помогает сохранять малочисленное потомство позвоночным животным?
Команда № 2
Чем выше уровень организации, тем численность потомства ниже.
Высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных объясняется тем, что оплодотворенные яйца бывают брошены на произвол судьбы. Личинки ведут самостоятельный образ жизни и не зависят от родителей, их подстерегают много опасностей и выживают единицы. Наибольшая безопасность потомства достигается, когда зародыш развивается в теле матери. Плодовитость при этом снижается, однако молодь лучше выживает.
VII - Итог урока.
- Какой вывод можно сделать? Справедливо ли, что живые организмы дают разное число потомства? В чем скрывается смысл жизни? Можем ли мы это исправить?
-Ребята, как вы считаете цель нашего урока достигнута? Проблема разрешена? Вы получили ответы на интересующие вас вопросы?
- Итак, к каким выводам мы пришли в процессе занятия?
Демонстрируется слайд с выводами занятия.
Природа живет по своим законам
Смыслом жизни для всех живых организмов является продолжение рода
Не важно сколько произвели потомства Важно сколько из них выживет.
Природа знает лучше! (закон Барри Коммонера)
Задача человека - сохранение биологического разнообразия на Земле
- Разговор о смысле жизни на Земле – бесконечен, как сама Вселенная. Невозможно в рамках занятия его раскрыть. Мы будем обращаться к этому ещё и ещё раз.
- Помните, мы начали наше занятие со считалочки. Как вы думаете, справедливо ли поступили с волком?
- Ребята, мы всех вас благодарим за занятие, обязательно проверим ваши работы и выставим отметки по русскому языку и биологии в журнал. Вы все сегодня на занятии были активными и результативными: кто-то больше, кто-то меньше. Поэтому мы делиться не будем и все получают по апельсину!
- Как обойтись бы без числа
Биология смогла?
Расчет во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
-Да, справедливо. Потому что, природа живет по своим законам. Смыслом жизни для всех живых организмов является продолжение рода, сохранение биологического разнообразия равновесия в природе. А человек не должен вмешиваться в эти законы.
- Да, цель достигнута. Мы установили причинно-следственные связи в продолжении рода живых организмов, в этом нам помогли имена числительные.
- Да, проблема разрешена.
- Мы выяснили, что живые организмы, дающие меньшее потомство, заботятся о нём, не бросают на произвол судьбы и тем самым сохраняют его численность.
Каждый по цепочке высказывает своё мнение.
- Нет, волк тоже живой организм, но он не виноват, что в природе ему отведена роль хищника.
VIII – Рефлексия
На стилизованном рисунке саванны дети должны выбрать смайлик с изображением животного, соответствующий оценке своей работы на занятии.
Панда – своей работой на уроке доволен, мне все понятно!
Тигренок - своей работой на уроке доволен, мне интересно, хочу продолжения
Жираф – мне не всё понятно было на уроке, нужна помощь!
Выбирают смайлики и приклеивают их на рисунок.
15